Музыка для детей и о детях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 16:15, контрольная работа

Описание

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения.

Содержание

1. Введение.
2. Музыка для детей и о детях:
1) Классическая музыка – одна из групп музыкального репертуара для дошкольников;
2) Классический репертуар для младших дошкольников на занятиях по слушанию музыки:
а) Творческий путь П. Чайковского;
б) Знакомство младших дошкольников с произведением П. Чайковского «Песня жаворонка».
3) Классический репертуар для старших дошкольников на занятиях по слушанию музыки.
3. Вывод.
4. Литература.

Работа состоит из  1 файл

музыка для детей.docx

— 32.03 Кб (Скачать документ)

Введение.

 

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры –  т.е. музыкальное воспитание нужно  начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений  в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения.

Музыкальное развитие оказывает  ничем не заменимое воздействие  на общее развитие: формируется эмоциональная  сфера, совершенствуется мышление, воспитывается  чуткость к красоте в искусстве  и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить  его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно  важен для дальнейшего овладения  музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет  сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно  для последующего развития человека, его общего духовного становления».

Музыка для детей и  о детях.

Весь музыкальный репертуар  для детского сада можно разделить  на три группы: классика, фольклорные  формы и педагогический репертуар. В любой возрастной группе детского сада по разделу музыкального воспитания присутствуют произведения из всех этих групп в разных видах музыкальной деятельности. Мне бы хотелось  обратить внимание на классическую музыку. Классический репертуар используется в таких видах музыкальной деятельности как слушание музыки, музыкальное движение, игра на детских музыкальных инструментах.

Образовательные задачи и  само содержание педагогической работы зависит от того к какой возрастной группе принадлежат дети, к младшему дошкольному возрасту или к старшему. К младшему дошкольному возрасту относятся дети четвертого и пятого года жизни, а к старшему – дети шестого и седьмого года жизни.

В младшем дошкольном возрасте используется высокохудожественный и доступный детям музыкальный репертуар. Занятия по слушанию музыки должны быть регулярными и методически правильно построены( простые произведения исполняются без предварительных объяснений, более сложные требуют введения в их содержание). Музыкальный руководитель должен обладать высоким профессионализмом, проявлять уважение к ребенку, его мнению о музыке, праву слушать и оценивать ее по-своему. Наряду с музыкальными произведениями на занятиях по слушанию музыки необходимо использовать профессионально подобранные произведения других, более доступных детям видов искусства – изобразительного и художественной литературы.

В репертуар по слушанию музыки для детей четвертого года жизни входят произведения А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года», В.-А. Моцарт «Весенняя», И. Гайдн «Детская симфония»1-я ч. и другие произведения. А для детей пятого года жизни в репертуар включены произведения А. Вивальди «Осень», Л. Боккерини «Менуэт», П. Чайковский «Колыбельная в бурю», «Марш деревянных солдатиков» из цикла «Детский альбом», «Песня жаворонка» из цикла «Времена года» и др.

Подробнее рассмотрим творчество П. Чайковского.

Пётр Ильич Чайковский, выдающийся русский композитор, известен во всём мире. Он родился на Урале  в городе Воткинске в 1840 году. Позже  переехал в Москву, сочинял музыку и занимался педагогической работой: учил будущих пианистов и композиторов. Его музыка радует и волнует, она  всегда искренна и правдива.

Пётр Ильич проявлял большой  интерес к жизни детей. Он понимал  их, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни», - писал композитор. Он сочинил музыку к балетам по разным сказкам и  много пьес для детей, объединив  некоторые из них в специальный  «Детский альбом».

Пётр Ильич много путешествовал: он бывал во Франции, Италии, Германии, слушал там народные песни, запоминал, обрабатывал, а затем записывал  в свой альбом.

-«Времена года» были  написаны Чайковским по заказу. Осенью 1875 года к композитору обратился известный петербургский издатель Николай Матвеевич Бернард, с предложением написать для журнала цикл фортепианных пьес, которые публиковались бы ежемесячно и составили бы, таким образом, полный годичный круг. Письмо издателя с предложением не сохранилось, но ответ композитора известен: «Получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорар. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени 1 пьесу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдёт скоро: я очень расположен теперь заниматься фортепианными пьесами. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю». 
-Уже в декабрьском (1875г) номере журнала появился анонс будущего фортепианного цикла. Об этом он писал издателю «Сегодня утром, а может быть и вчера ещё Вам высланы по почте две первые пьесы. Я не без некоторого страха препроводил их к Вам: боюсь, что Вам покажется длинно и скверно. Прошу Вас откровенно высказать Ваше мнение, чтобы я мог иметь в виду Ваши замечания при сочинении следующих пьес». 
-Журнал выходил первого числа каждого месяца, Чайковский должен был предоставить пьесу к очередному номеру не позднее предыдущего месяца. 
-Сборник состоит из 12 пьес – по числу месяцев в году.  
Пьесы фортепианной сюиты «Времена года» объединены в цикл темой родной природы. Каждая из них рисует какой-либо характерный образ или сцену из русской жизни, каждая отдельная пьеса представляет собой самостоятельную по характеру, вся цель которых воспринимается как задушевное, идущее от глубины сердца повествование о бесконечно дорогом и близком композитору и имеет своё название: 
Январь. У камелька           Июль. Песнь косаря 
Февраль. Масленица          Август. Жатва 
Март. Песнь жаворонка     Сентябрь. Охота 
Апрель. Подснежник        Октябрь. Осенняя песня 
Май. Белые ночи               Ноябрь. На тройке  
Июнь. Баркарола                Декабрь. Святки 
Каждой пьесе Чайковский предписал небольшой поэтический эпиграф, заимствованный из стихотворений русских поэтов.

- Его красотой всегда  восхищались поэты, музыканты,  художники. Чтобы нарисовать картину;  у художника есть краски, у  поэтов – слова, у композитора  – звуки.

Вывод: Композитор не только создаёт нам музыкальные пейзажи. Гораздо важнее для него выразить чувства человека, созерцающего эти  пейзажи. 
Исследователь творчества Ч. Кайгородов говорил о композиторе: «Чайковский обладал удивительным сильным, можно сказать феноменальным чувством природы. Мне неизвестно другого примера человека, который так сильно воспринимал бы впечатления от красок природы и так сильно на них реагировал. Можно сказать, что П.И.Чайковский страстно любил природу – он её обожал».

Хочу привести пример проведения занятия по слушанию музыки для детей  пятого года жизни. На занятии было организовано прослушивание произведения П. Чайковского «Песня жаворонка». На мой взгляд занятие составлено удачно и заслуживает высокой оценки если его будет проводить  музыкальный  руководитель с высоким уровнем профессионализма т.е.обладать исполнительским мастерством, хорошей теоретической и методической музыкальной подготовкой, педагогическими знаниями и тактом. На мой взгляд, у занятия хорошая, правильная структура, оно разделено на три части: вводную, основную и заключительную, правильно распределено время. Использованы различные методы обучения, подобраны произведения других видов искусства: изобразительного и стихотворного. А также использовалась презентация. Подобран доступный детскому восприятию материал. Все это, безусловно, поможет заинтересовать детей, а значит они будут активны и прослушанное ими произведение оставит свой след в детских сердцах, они станут еще ближе к природе и к творчеству великого композитора. Такое занятие должно поспособствовать появлению интереса детей к классической музыке, поможет прочувствовать красоту классических произведений, понять, что хотел нам сказать композитор, полюбить классическую музыку, а значит стать лучше, добрее ко всему живому. И хочется надеяться, что дети, посещающие такие занятия, пойдут по жизни рука об руку с классикой, а не с рэпом, попсой и металлом или хотя - бы у классических произведений будет место в их жизнях. Остается пожелать, чтоб занятия по прослушиванию классической музыки организовывались регулярно. К великому сожалению сейчас музыкальные руководители в основном занимаются подготовкой утренников. Возможно, слушание музыки могли - бы взять на себя воспитатели и проводить такие занятия в виде досуга во второй половине дня, для этого нужны специальные знания, умения и тщательная подготовка. Лучше, конечно, если бы музыкальные руководители находили время не только на утренники, а и на прослушивание классической музыки и проводили такие занятия регулярно.

 

Конспект занятия «Музыкальная шкатулка»

для детей 5-го года жизни

Направление деятельности: музыкальное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Образовательная область: «Музыка».

Тема: Слушание музыки.

Цель: Продолжение знакомства с творчеством русского композитора П.И. Чайковского – «Времена года» - «Март – песня жаворонка».

Задачи:

1. Развитие навыка слушания  музыкального произведения.

2. Развитие устойчивого  интереса и эмоциональной отзывчивости  на музыкальное произведение.

3. Расширение музыкального  кругозора, развитие музыкального  вкуса.

4. Воспитание чувства  такта, умения доброжелательно  вести себя во время занятия.

Занятие: слушание музыки.

Форма организации занятия: групповая.

Структура занятия: вводная  часть – 5 минут, основная часть – 20 минут, заключительная часть – 5 минут.

Продолжительность: 30 минут.

Основное внимание уделяется  слушанию музыки и высказываниям  детей о музыкальном произведении.

Методы обучения: словесный, наглядный, игровой.

Планируемый результат занятия: прослушивание музыкального произведения, активное участие детей в обсуждение музыкального произведения.

Материалы и оборудование:

фортепиано, портрет П.И. Чайковского, компьютер, стульчики  для детей, демонстрационный материал – иллюстрации «Времена года», презентация  «Весеннее настроение» (фотографии и рисунки на тему «Весна»).

Ход занятия:

1. Организационный  момент.

Дети под музыку входят в класс, садятся на стульчики. Педагог  приветствует детей и предлагает встать в круг и провести игру - приветствие  «Зажги свой фонарик!»:

дети встают в круг и, соприкасаясь ладошками, по очереди «зажигают» фонарики и называют цвет своего фонарика.

Педагог предлагает детям  занять свои места.

Педагог: Сегодня мы с  вами будем слушать произведение русского композитора П.И. Чайковского  «Времена года» - «Март». Какие произведения Петра Ильича мы уже слушали?

Дети: «Детский альбом» - «Детские грёзы», «Игра в лошадки», «Марш  деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», Новая куклы».

2. Основная часть.

Педагог: Правильно! Молодцы! Сегодня вы узнаете, что кроме  «Детского альбома», Пётр Ильич написал  цикл произведений о каждом месяце и объединил эти произведения в один общий цикл – «Времена года». Какие времена года вы знаете?

Дети: Зима, весна, лето, осень.

Педагог: Давайте рассмотрим иллюстрации к разным временам года.

Демонстрация  иллюстраций «Времена года» и  сопровождение показа краткими комментариями  педагога и детей

Педагог: Правильно. Уже наступила  весна! Что вы можете рассказать о изменениях в природе?

Дети: Больше солнышка, подтаивает снег, сосульки и т. д..

Педагог: Верно! Давайте посмотрим  иллюстрации о весне и постараемся  прочувствовать. Что такое весеннее настроение!

Демонстрация  презентации «Весеннее настроение».

Педагог: Март – это ранняя весна, но природа уже готовится  к пробуждению! Послушайте, как красиво  пишет об этом наш русский поэт В. А. Жуковский в стихотворении  «Жаворонок»

На солнце тёмный лес зардел,  
В долине пар белеет тонкий, 
И песню раннюю запел 
В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины  
Поёт, на солнышке сверкая:  
- Весна пришла к нам молодая,  
Я здесь пою приход весны!

Произведение «Март» ещё  называется «Песня жаворонка».

Прежде чем мы приступим  к прослушиванию произведения, я  предлагаю подвигаться и поиграть в игру «Птицы и Весна». Под музыкальное  сопровождение вы, как птички, будите «летать» и весело приветствовать солнышко!

Проводится музыкальная  подвижная игра «Птицы и Весна».

Педагог: Игра закончена, садитесь на свои места. А теперь, давайте  послушаем, как Пётр Ильич в музыке передал своё весеннее настроение.

Слушание музыкального произведения: П.И. Чайковского «Март – песня жаворонка».

Во время прослушивания  произведения педагог наблюдает  за поведением и эмоциональной отзывчивостью детей. Делает выводы о индивидуальной особенности восприятия музыки каждым обучающимся.

Педагог: Итак, вы прослушали это замечательное произведение. Что вы можете сказать об этой музыке?

Дети: (высказываются о  динамике, настроении, изменении в  звучании) – громко-тихо, весело-грустно, медленно-быстро, и.т.п..

Педагог: Чтобы помочь вам  высказать впечатления о прослушанном произведении, я предлагаю поиграть в игру «Выбери нужное слово!». Я  буду произносить слова о настроении и характере произведения, а вы выбирайте подходящее.

Проводится игра «Выбери нужное слово». Набор слов-определений  прилагается к конспекту занятий.

Педагог: Молодцы! А услышали ли вы трели жаворонка в этом произведении? Послушайте этот фрагмент.

Прослушиваются  фрагменты с «трелями жаворонка».

Педагог: Вот так, на фортепиано передаются радостные трели птички, приветствующей весну и солнце.

3. Заключительная  часть.

Педагог: Сегодня мы с  вами слушали музыкальное произведение о весне. Как называется это произведение?

Дети: «Март – песня  жаворонка».

Педагог: А как зовут  композитора?

Дети: Пётр Ильич Чайковский.

Педагог: Верно! Молодцы - П. И. Чайковский. Благодарю всех вас  за участие в обсуждении музыкального произведения и желание слушать  и понять услышанное. Предлагаю вам  дома вместе с родителями выбрать  стихи о весне или сочинить самостоятельно и рассказать нам  эти стихи на следующем занятии. Если есть возможность и у вас  дома есть компьютер, послушайте это  произведение вместе с родными и  расскажите им всё, что узнали об этой музыке. До свидания!

Информация о работе Музыка для детей и о детях