Музыка 17-го века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 16:33, доклад

Описание

Эволюция музыки достигает в первой половине 18 века блестящей эпохи. Формы, которые зарождались в начале 17 века достигают высшей ступени совершенства. Четыре великих мастера, работающие в четырех различных странах, определяют своим творчеством все музыкальное искусство данного перидоа: Александро Скарлатти в Италии, Жан Филипп Рамо во Франции, Иоганн Георг Гендель в Англии, и Иоганн Себастьян Бах в Германии.

Работа состоит из  1 файл

музыка 17 века.docx

— 19.16 Кб (Скачать документ)

    Музыка 17-ого века

    Эволюция  музыки достигает в первой половине 18 века блестящей эпохи. Формы, которые  зарождались в начале 17 века достигают высшей ступени совершенства. Четыре великих мастера, работающие в четырех различных странах, определяют своим творчеством все музыкальное искусство данного перидоа: Александро Скарлатти в Италии, Жан Филипп Рамо во Франции, Иоганн Георг Гендель в Англии, и Иоганн Себастьян Бах в Германии.

    Можно различно оченивать их произведения: оценка зависит от вкусов и направлений. Но в историческом нужно допустить, что все четверо, каждый в своей области, выполнили свою миссию с равным совершенством. Двое из них немцы. Сила их творчества сконцентрировала вокруг себя все сущщественное, что было достигнуто до тех пор европейской музыкой.

    Однако  итальянская музыка в первой половине 18 века еще господствовала и, пожалуй, никогда не была более блестящей. По Германии еще в 17 веке распросраняли обычай выписывать на должности в придворныфх капеллах и на службу в театрах итальянцев, даже целиком учреждать итальянскую оперу. Великолепие и пышность спектаклей превосходили все, что видели до того времени. Итальянцы появляются повсюду и занимают первые места в Англии, Польше, Росии, а не только в германии. Одна франция стойко сопротивляется натиску итальянской оперы и отбрасывает от себя одинаково как дурные, так и хорошие ее стороны.

    В начале 18 века Неаполь отделяется от Венеции и принимает на себя руководство  музыкальным джижением в области оперы. Благодаря Франческо Провенцеале и Александро Скарлатти неаполь до тех пор не игравший значительной роли в ходе развития музыки дает свое имя школе с определенным направлением и через это прославляется.

    Александро Скарлатти родился в 1659 году в Сицилии, умер в в Неаполе в 1725г., ученик Кариссими, после постановки в Риме в 1679 г. своей первой оперы "Невинная ошибка" сделался в 1680 капельмейстером при дворе шведской королевы Христины, жившей в Риме. В 1694 Скарлатти становится капельмейстером вице-короля в Неаполе. С 1703 по 1708 он управляет метризой(муз. школой) при одной из римских церквей, затем опят возвращается в Неаполь. Число сочинений Скарлатти колоссально: одних опер 118, 700 кантат и т.д.

    Фрпанческо Провенцеале - композитор целого ряда опер (комических

- "Раб своей  супруги"), и серьезных на античные  сюжеты (Кир, Креркс,

Эритрея и др.)Франческо провенцеале испытал влияние венецианцев, но выработал в результате стиль, вскоре ставший характерным для всей неаполитанской оперной школы, а затем и для всей итальянской оперы 18 века.

    Стиль Неаполитанской школы отличается ярко выраженными особенностями. Прежде всего - это стиль мелодический, базирующийся уже целиком на нашей ладовой  и тональной мажорно - минорной системе. Мелодия - главный элемент неаполитанской музыки, мелодия богато разросшаяся, страстная и знойная, выразительница могучего непосредственного чувства. Это чувство, общее всем, - сразу, с первых звуков, понятное. Таким  образом, мелодика в неаполитанской школе - сильнейший обобщающий и и объединяющий социальный фактор. Певучесть (вокальность )-существенное качество этой лирико-драматической музыки. Отсюда исходят ее формы, отсюда - выразительные мелодические речетативы неаполетанских опер с богатым инструментальным сопровождением, отсюда - вся своеобразная конструкция

этих опер:последование арий, связанных речетативами.

     Во  Франции одним из ярчайших представителей оперного искусства 18 века является Жан  Филипп Рамо (1683-1764). Рамо сперва проявлял свою музыкальную деятельность как органист - теоретик и как композитор клавесинной и культовой музыки. Только в 1733 ему удалось пирвлечь

внимание к  себе как к театральному композитору  своей оперой "Ипполит".

Это с начала до конца оригинальное, типичное французское  произведение:

все в меру, все  ясно, все взвешено, чувство умерено  разумом,, вкусом и

привычной дисциплиной  человека, сдерживаемого рамками  общесвенной

вежливости, галанстности и иронии. Музыка Рамо - полный контраст с

чувсвенной обнаженностью итальянской лирики и с немецким "погружением

в себя", в  личную психическую жизнь. Правда, в  творчестве Рамо -редкий

случай-слились великий композитор и великий теоретик. Темперамент

композитора охлаждается  рассудочностью исследователя, и, наоборот,

умозрительные выводы подержаны комозиторской проницательностью и

чувством, ибо  тероетические работы Рамо все-таки скорее работы

практика-музыканта, идущего от опыта, чем подлинного мыслителя.

  Другое  типично французское качество музыки Рамо - ее изобразительность, пластичность и театральность. Театр до конца 19 столетия был одним из самых  важных органов французской интеллектуальной жизни. Большая часть, если не вся  французкая музыка17 и 18 века и дальше, включая Берлиоза, изобразительна и пластична и является музыкой театра и балета. Вся концертная и камерная музыка Франции от сюит Куперена до оркестровых сочинений Дебюсси, а в центре

- сифонии и оратории Берлиоза - связана с театральностью. Вот

еще несколько  опер Рамо: Галантные Индейцы (1735), Кастор и Поллукс

(1737) Торжества  Гебы (1739) Дарданус (1739).

  Столь важная для истории музыкальной драмы  реформа Глюка точкой отправления имела неаполитанскую оперу, но сама реформа произошла на французкой территории. В своей музыке Глюк выразил новые идеалы своей эпохи и создал произведение, до сих пор сопротивляющееся времени. Античный миф ожил в искренней и задушевной, кристаллически я сной музыке и в незамысловатом действии:ни интриг, ни интермедий, ни второстепенных персонажей (один жалкитй амур фигурирует, как уступка старым оперным вкусам). Хор и балет образуют органические звенья в действии, ане случайные вставки. Знаменитое "нет" - суровый ответ теней ада на мольбы Орфея - один из сильнейших драматических эффектов, танцы и пение в Елисейских полях - один из трогательнейших моментов во всей театральной западноевропейской музыке.

    "Орфей"  был сочинен на итальянский  текст, и главная роль еще  предназначалась для альта. Но  итальянцы, привыкшие к полнокровной  чувственной мелодии и богатству  колоракультуры, не поняли простоты драматически выразительнойц музыки "Орфея". Глюк продолжал свое и предложил венецианской публике "Альцесту", а за ней еще одну оперу "Парис и Елена".

    В творчестве Генделя(1685-1759) и Баха немецкая музыка первой половыны 18 века выдвинула две гигантские недосягаемые вершины. В начале своей карьеры Гендель испытывал на себе неаполитанское влияние. Поскольку оно было господствующим, такой властный талант, как талант Генделя, не мог пройти мимо него, не преодолев его и тем самым не обогатив своей техники. Его ранние произведения в итальянском стиле не лишены выразительной красоты, но они не дают еще всего Генделя. То, что было в нем лучшего и оригинального, не могло сполна проявиться в чуждых ему формах. Как Глюк (и как впоследствии Моцарт), он должен был создать свое собственное искусство. Англия, с ее вековой, крепко организованной хоровой культовой музыкой дала ему в руки верное средство воздействия. Лично для него тяжело было вынести неуспех его опер и всей его борьбы за оперное дело, но для музыки провал Генделя в этой области надо считать безусловно хорошим исходом: неудачи открыли Генделю глаза и направили его на верную дорогу, може быть, против его воли. Гендель писал оратории - по сущности -музыкальные драмы. Вот все значительнейшие сочинения Генделя в этом роде: Мессия (1742) Ацисс и Галатея, Эсфирь - 1732, Дебора - 1733, Празденство Александра или

Торжество Музыки - 1736, Саул - 1738, Израиль в египте - 1739, Самсон

- 1743, Валтасар - 1744, Иуда Маккавей - 1746, Иосиф - 1748, Сусанна,

Соломон, Феодора, Иефта - 1748-1751

    Иоганн  Себастьян Бах (1685 - 1750) - конечная точка  длинной цепи эволюции. Сочинения  Баха - могучие своды здания и  купол, венчающий собой громадный  монумент. Влияние Баха стало сильней  чувствоваться не при жизни его, а с начала 19 века. И если нельзя согласиться с мнением современных мочитателей его искусства, что Бах - создатель всей европейской музыки, то можно вполне считать его отцом современной музыки. Баху не довелось побывать в Италии. Поэтому его сочинения сохранили чисто немецкую терпкость. Поэтому же большинство ценителей музыки его времени, уже привыкшие к мягким ритмам, акцентам и катиленам неаполитанской школы, не поняли его гениального творчества и не оказали ему должного внимания: его сочинения казались напыщенными. Вне небольшого круга учеников и нескольких немецких органистов влияние Баха на его эпоху было крайне ограниченным. Его произведения гравировались очень редко. Большая часть их осталась в рукописях и собственноручно копировалась композитором.

    Вольфган Амадей Моцарт (1756-1791) учился у своего отца Леоподльда Моцарта, выдающегося скрипача и педагога, угадавшего гений сына и посвятившего свою жизнь его формированию. В Мюнхене во время карнавала 1775 года сочинил оперу "Придворная Садовница", в том же году - "король-пастух". В 1781 в Мюнхене исполняется его серьезная классическая итальянская опера "Идоменей" . В 1782 году исполняется "Похищение из Сераля"! В 1786 ставят в Венен "Свадьба Фигаро". в 1787 в Праге идет "Дон-Жуан". 1788 сочинены три великие симфонии g-moll, Es-dur и c-dur. В 1790 пишет оперу "Так поступают все". В 1791 сочинены последние оперы "Тит","Волшебная Флейта" и "Реквием".

Информация о работе Музыка 17-го века