История авторской песни в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:31, курсовая работа

Описание

В мире современного искусства, где все построено на финансовых законах, где идеологией масс управляет пресловутый шоу-бизнес, трудно провести грань между истинными ценностями и придуманными фальшивыми лозунгами, вроде тех – «Бери от жизни все!» или «Танцуй, пока молодой!». Так и хочется процитировать строчку из одной новеллы знаменитого О. Генри «Рука, терзающая мир».

Работа состоит из  1 файл

изгиб гитары желтой.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

Бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Чувашский государственный институт культуры и искусств»

Министерство по делам  национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики.

 

Факультет исполнительского искусства

Кафедра актерского искусства.

 

Сценарно-режиссерская разработка

театрализованного представления

 

 

 

«Изгиб гитары желтой»

 

(В рамках Чебоксарского фестиваля авторской песни)

 

 

 

Работу выполнил:

Студент 4 курса

Специальность 070204.65: «Режиссура

театрализованных представлений и        праздников» Куканов С.А.

Проверил:  Поляков  В.Н.

 

 

 

 

 

г. Чебоксары 2012 г.

 

 

История Грушинского фестиваля

 

В августе 1967 года во время  спортивного туристического похода по р. Уде погиб, спасая из воды детей, студент КуАИ Валерий Грушин. О его подвиге написала Комсомольская правда. Валерий являлся пропагандистом бардовской туристской песни, сам пел и играл на гитаре в трио “Поющие бобры”. На традиционном осеннем слете туристов было решено, что в 1968 году он будет посвящен памяти Грушина. Слет 1968 года прошел в Каменной Чаше, расположенной в Ширяевском овраге Жигулевских гор. По свидетельствам очевидцев (Г. Кузнецова, Л. Сандлер), на слет собрались примерно 300 – 350 туристов из нескольких клубов, в т.ч. “родного” для Валерия КуАИ. Место для его проведения выбирала команда, в которую входили Л. Сандлер, Б. Скиба, М. Кузнецов. Отметим, что Михаил Кузнецов был близким другом В. Грушина и на слет прибыл, вернувшись с Уды, где на месте гибели Валерия был установлен памятный знак (фото момента установки имеются). Грушина.

На слете в память Валерия флаг поднимали его партнеры по трио “Поющие бобры” – В. Лунев  и А. Головин. Концерт был дан  в гроте, расположенном чуть далее  Каменной чаши, если идти по оврагу от Ширяево. Жюри слета возглавлял Б. Скиба. Впрочем, места присваивали голосованием зрителей. Тогда же впервые мы находим в числе организаторов имя Б. Кейльмана, осуществлявшего конферанс того концерта. На слете или немного позже Б. Скиба предложил преобразовать слет в фестиваль памяти Валерия. Не имея опыта и возможности организации фестиваля, Скиба обращается к друзьям в ГМК62, к тому времени уже мощно заявившем о себе проведением конкурса Кабалевского и организацией концертов авторов и исполнителей песни, названной позже АП. В 1967 году ГМК организовал выступления В. Высоцкого в городе. Артур Щербак, вице-президент ГМК, написал проект постановления об учреждении Фестиваля памяти Валерия Грушина и сумел пробить его принятие бюро ОК ВЛКСМ. В 1969 году слет стал фестивалем, в оргкомитет которого вошли представители турклуба политехнического и комитет комсомола авиационного институтов, ГМК62 и ОКТ “Жигули”. Фестиваль проводился под эгидой обкома ВЛКСМ.

Руководителем Штаба  проведения фестиваля был избран Ю. Сорокин, член ГМК62 и областного клуба туристов. Штабом было найдено новое место проведения мероприятия – Мастрюковские озера (пл. 135 км), там же родилась идея плавучей сцены. (Протоколы ОК ВЛКСМ, воспоминания участников, СМИ.). Приглашением авторов и исполнителей на фестиваль занимались сестры Кузнецовы, их брат Михаил являлся помощником руководителя Штаба. Председателем жюри фестиваля 1969 года стал Исай Фишгойт, руководителем творческой части – Борис Скиба. Б. Кейльман был приглашен вести концерт (Протоколы жюри, воспоминания, СМИ). В 1972 году плавучая сцена приняла форму гитары. До этого ее роль играл плот на камерах – вариация на тему обычного для тех лет сплавного. Любопытно, что парус впервые как задник появился самое позднее в 1971-м. В 1973 году руководителем Штаба проведения фестиваля из-за болезни Ю. Сорокина по рекомендации И. Фишгойта становится Б. Кейльман. К этому моменту фестиваль стал уже самым массовым слетом туристов и бардов СССР, определилась его структура и творческая концепция.

Уже два года существовала плавучая гитара – сцена и символ Грушинского на Мастрюковских озерах (фото, документы оргкомитета и штаба). В 1974 году фестиваль решением учредителей переводится на Федоровские луга. Вплоть до 1979 года (XII фестиваль) состав оргкомитета – ОК ВЛКСМ, ОКТ Жигули ОСТЭ, ГМК – практически не изменялся. В середине 70-х из его состава вышел ГМК, но люди, его представлявшие, оставались. Надо отметить, что часть организаторов фестиваля в 1978 году образовали свой клуб – туристской песни им. В. Грушина. В связи с конфликтом председателя клуба Б. Кейльмана с членами Самарского КСП представители последнего в клуб не вошли, и были, затем вообще отстранены от участия в штабе проведения, в т.ч. это коснулось сестер Кузнецовых.

Не вошел в новый клуб и Ю. Сорокин, но оставался в составе ОКТ Жигули до своей смерти в 1998 году. В том же 98-м в дни проведения фестиваля скончался Б. Скиба. С 1980 года по 1985 фестиваль не проводился в связи с позицией его учредителя ОК ВЛКСМ. Однако, в этот период были проведены три фестиваля, называвшиеся Грушинскими – ГК ВЛКСМ на базе ДК Звезда в 1982 году, Грушинским клубом – в 1980 в с. Подгоры, и на острове Грязи под патронажем новокуйбышевского КСП Арго (рук. А.Жаров). В последующем все они не были признаны ОК ВЛКСМ и ОКТ Жигули, являвшимися учредителями фестиваля им. В. Грушина, поэтому нумерации не получили.

В 1986 году инициатором  возрождения и организатором  Грушинского фестиваля стал Куйбышевский горком партии. И когда в 1987 году проведение фестиваля вновь оказалось под угрозой, фестиваль спас первый секретарь Куйбышевского горкома партии Владимир Иванович Золотарев, взяв на себя всю ответственность за итоги фестиваля перед Куйбышевским обкомом партии. На следующие 4 года (до 1990 г.) роль главного организатора Грушинского фестиваля принадлежала Куйбышевскому горкому комсомола. Фестиваль же вновь проводится на Мастрюковских озерах. В 1991-м году Фестиваль провела мэрия г. Самары, которой руководил Олег Сысуев. Затем вплоть до 2006 года (XXXIII) фестиваль проводился Администрацией Самарской области. В качестве исполнительной дирекции на фестивале с 1994 года работал созданный в 1993 и зарегистрированный в 1994 году Самарский областной КАП им. В. Грушина (СОКАПГ). СОКАПГ объявил себя правопреемником существовавшего с 1978 года Грушинского клуба, который, впрочем, никогда не имел юридического статуса, поэтому какими-либо правами не обладал. Протокола ГК с результатами голосования по реорганизации не нашлось. В Уставе СОКАПГ не отражено его преобразование из ГК. Но поскольку учредителем фестиваля ни ГК, ни СОКАПГ не являлись, этот факт не имел для проведения мероприятия какого-либо значения. С изменением законодательной базы у учредителей для проведения именного фестиваля возникла необходимость получения согласия наследников В. Грушина.

В целях легитимации  фестиваля в 1998 году руководством СОКАПГ и прямым родственником Валерия  Грушина, Михаилом Грушиным решено создать  Некоммерческую Организацию «Фонд  Всероссийский фестиваль авторской  песни имени Валерия Грушина». В состав учредителей, помимо вышеперечисленных, вошла сестра М. Грушина. Всё это согласуется с законом «О товарных знаках», статья 7. В ней говорится о том, что «использование имени и фамилии возможно только с разрешения носителя фамилии, или его ближайших родственников». К 2009 году Фонд объединил всех представителей семьи Грушиных.

В 1999 году в состав Оргкомитета, утвержденный вице-губернатором Самарской области, впервые введен представитель семьи  Грушиных – Михаил Юрьевич, сын брата  Валерия, президент “Фонда ФАП им. В. Грушина). С 2001 года “Туристкий фестиваль авторской песни им. В. Грушина” получил статус всероссийского и включен в Федеральную целевую программу “Культура России”. (Что это дало фестивалю, сегодня непонятно.) В 2002 году руководство СОКАПГ рвёт свои отношения с президентом фонда Михаилом Грушиным и уклоняется от участия в деятельности Фонда. Однако в оргкомитете М. Грушин остается, а Фонд выдает учредителям разрешения на использование в наименовании фестиваля имени Валерия Грушина. В 2003 году возникает первый существенный конфликт между СОКАПГ и учредителем фестиваля обладминистрацией.

В целях регулирования землепользования, а также создания и эксплуатации необходимой для проведения фестиваля  инфраструктуры было создано предприятие “Самара-Гео”. Инициатором его образования стал учредитель фестиваля. Несмотря на то, что всё делалось с ведома СОКАПГ как партнера по организации фестиваля, клуб неожиданно заявил о своем категорическом несогласии с данным решением, претендуя на то, что именно клуб, а не “Самара-Гео” должен стать арендатором земли, причем на безвозмездной основе. Президент Б. Кейльман заявил о подделке его подписи под документами, чем вызвал возмущение стороны учредителя – представителей обладминистрации. Со стороны СОКАПГ прозвучала угроза переноса фестиваля в др. место, например, под Казань. Учредитель запретил такое действие. Компромиссом стало бесплатное предоставление земли для проведения фестиваля. Затраты несла “Самара-Гео”. В 2005-2006 году спонсором Грушинского фестиваля становится ЗАО НПФ «Мета». В апреле руководство Грушинского клуба и ЗАО НПФ «Мета», совместно с космонавтом Ю. Лончаковым открывают ЗАО «Фестивальный парк», предназначенное для работы на поляне.

В июне 2006 года фирма «Мета» выигрывает тендер на аренду земли фестивальной поляны (для справки: по согласованию с руководством Грушинского клуба), поскольку “Самара-Гео” обанкротилась. Затем руководство СОКАПГ рвёт свои отношения с фирмой «Мета», начинает кампанию по её дискредитации. Вновь Б. Кейльман заявляет о подделке своей подписи, что в ходе проверок не подтверждается. И вновь говорится о безвозмездной передаче земли клубу. Юридических оснований для этого не находится. В 2006 году на XXXIII фестивале президент СОКАПГ Б.Р. Кейльман сообщил об отказе его клуба выполнять функции исполнительной дирекции фестиваля им. В Грушина в дальнейшем.

Осенью 2006 года «Фонд Всероссийский  фестиваль авторской песни имени  Валерия Грушина» и НПФ «Мета» приглашают для подготовки и проведения очередного XXXIV фестиваля Некоммерческое Партнёрство Творческое объединение «Самарские барды». В конце апреля 2007 года СОКАПГ заявляет о намерении провести собственный фестиваль и активизирует продолжающуюся по настоящий момент кампанию с целью закрепления за собой исключительного права на проведение фестиваля им. Валерия Грушина.

В 2007 году параллельно проводятся два фестиваля им. Валерия Грушина. На Мастрюковских озерах фестиваль  бардовской песни организуют «Мета», «Фонд Всероссийский ФАП им. Валерия  Грушина» и ТО «Самарские барды». На Федоровских лугах фестиваль авторской песни – СОКАПГ с партнерами, официально не называемыми. Предложение войти в состав объединённого Оргкомитета неоднократно поступает в СОКАПГ. Но не находит никакого отклика. В 2008 году идею объединения поддержала Самарская обладминистрация, но также безрезультатно из-за отказа СОКАПГ от какого-либо компромисса. Тем не менее, 35 Фестиваль прошел как единый (на двух площадках) под эгидой Обладминистрации, председатель оргкомитета – министр культуры СО госпожа Рыбакова.

Конечно же, столь кратким  экскурсом введения в историю  авторской песни нельзя ограничить само понятие – авторская песня. Ведь – Грушинский фестиваль лишь одна из отправных точек по направлению к истокам зарождения авторской песни в целом. И конечно, в первую очередь, здесь мы рассматриваем не историю авторской песни. На первый план выступает вопрос – Для чего нужна авторская песня?

Что такое – авторская  песня? Если мы посмотрим вглубь истории, то увидим, что «бард» это яркий представитель народных певцов-сказителей древних кельтских племен, в Средние века — это профессиональные поэты, в Ирландии, Уэльсе и Шотландии, которые свое пение сопровождали игрой на инструменте, похожем на лиру. По сути, это люди, которые, несмотря на свое время и эпоху оставались независимыми и свободными от стереотипов общественного мышления и господствующих в тогдашнем обществе духовных ценностей и идеологий. Они видели мир, каким его видит чистая, незамутненная душа ребенка. Они страдали, размышляли о высоких материях, и мысль их была глубоко индивидуальной и независимой. Они пели о своем, но в то же время их песни трогали сердца многих. Они улавливали каждое мгновение жизни и заключали его в согласные и стройные звуки лир и других инструментов, на которых они сочиняли свои баллады.

Время вдохновенных легенд и сказочных былин давно прошло, но остались чистые истоки незамутненных  душ, которые и по сей день заставляют содрогаться наши души и сердца. Среди представителей современной  авторской песни мы нередко встречаем представителей совершенно разных взглядов и убеждений, увлечений и профессий. От геолога до лирика, от лирика до физика, от физика до врача, от актера до писателя.

Как же не вспомнить о легендах авторской песни.

Юрий Визбор  известный советский автор-исполнитель песен, киноактёр, журналист, писатель, сценарист, поэт. Визбор один из основоположников жанра авторской песни, создатель жанра песни-репортажа, автор более трехсот песен.

Булат Окуджава. Русский поэт, композитор, литератор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, написанных на собственные стихи, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1950-е - 1980-е годы. В 1959 году Окуджава вернулся в Москву. В том же году начал выступать как автор песен (стихов и музыки) и исполнять их под гитару, быстро завоёвывая популярность. К этому периоду (1956—1967) относится сочинение многих наиболее известных ранних песен Окуджавы («На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о голубом шарике», «Сентиментальный марш», «Песенка о полночном троллейбусе», «Не бродяги, не пропойцы», «Московский муравей», «Песенка о комсомольской богине» и др.).

Из наиболее ярких представителей авторской песни в нашей стране сегодня – Александр Розенбаум, по профессии врач, военный. Имеет звание офицера. Еще один не менее талантливый и известный автор-исполнитель – Олег Митяев, по профессии актер, наряду с этим имеет множество достижений, связанных с профессиональным спортом.

Что, казалось бы, может объединять таких похожих, и в то же время, совершенно разных людей. Ответ напрашивается сам собой – Авторская песня. Желание быть услышанным.

1 Обоснование  выбора темы.

 

В мире современного искусства, где все построено на финансовых законах, где идеологией масс управляет пресловутый шоу-бизнес, трудно провести грань между истинными ценностями и придуманными фальшивыми лозунгами, вроде тех – «Бери от жизни все!» или «Танцуй, пока молодой!». Так и хочется процитировать строчку из одной новеллы знаменитого О. Генри «Рука, терзающая мир». И самое главное, у этой руки всегда есть оправдание – Что продается, то и модно! Действительно, настырные щупальца шоу-бизнеса сегодня терзают, к сожалению, не только умы молодежи, но и перекрывают клапаны свежего воздуха, просто необходимого для полноценного творческого развития подрастающего поколения. Вместо песни, которая льется из глубины души, раздается оглушительный крик, способный свести с ума даже пещерного человека, Вместо фразы «Только раз бывает в жизни встреча» раздается « Ты целуй меня везде» и. т. д.

На что это похоже? Я полагаю, догадаться нетрудно.

Очень трудно в наше время достучаться  до сердец и умов, заинтересовать живым  творчеством современников людей практичных, всему знающих цену, а особенно людей далеких от искусства.

Информация о работе История авторской песни в России