Историко-эстетический анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:58, курсовая работа

Описание

Гребёнкин Владислав Серафимович (род. 1938 г.) - педагог, хоровой дирижёр, автор обработок вятских народных песен, член Вятского отделения Союза композиторов. В 1956 г. после окончания колледжа (тогда училища) с отличием Владислав Серафимович поступил в Горьковскую консерваторию на факультет хорового дирижирования, а после его окончания в 1961 г. вернулся в родной город и стал преподавателем хоровых дисциплин на дирижерско-хоровом отделении. В этом качестве он работает и поныне.

Работа состоит из  1 файл

Аннотация.doc

— 436.50 Кб (Скачать документ)

Историко-эстетический анализ.

 

1.Творческий  портрет композитора и его  основные произведения.

Гребёнкин Владислав Серафимович (род. 1938 г.) - педагог, хоровой дирижёр, автор  обработок вятских народных песен, член Вятского отделения Союза композиторов. В 1956 г. после окончания колледжа (тогда училища) с отличием Владислав Серафимович поступил в Горьковскую консерваторию на факультет хорового дирижирования, а после его окончания в 1961 г. вернулся в родной город и стал преподавателем хоровых дисциплин на дирижерско-хоровом отделении. В этом качестве он работает и поныне. Кроме того последние 10 лет В. С. Гребенкин работает преподавателем духовного училища, 6 лет руководит детским хором "Элегия" при хоровой школе "Орлята". В 1965 г. Владислав Серафимович создал и 25 лет бессменно руководил Кировской любительской хоровой капеллой. Владислав Серафимович обработал песен, которые вошли в 3 тетради (изданные в 1995, 1996, 2002 гг.)  Песни предназначены для разных составов: женских хоров, смешанных, с сопровождением и без сопровождения, некоторые позволяют исполнять только хоровую партию без сопровождения. Надо отметить, что песни Владислава Серафимовича пользуются большой популярностью, и исполняются почти всеми без исключения местными хоровыми коллективами, а также хорами Перми и Екатеринбурга. Сборники его "уехали" в Миланскую консерваторию и Австрию.  Кроме обработок народных песен Владислав Серафимович пишет романсы, песни, вокальные ансамбли, пьесы для фортепиано.

2.Краткая  характеристика творчества поэта,  разбор поэтического текста.

  Поэт, печататься начал в  1940 году. В годы Великой Отечественной  войны участвовал в обороне  Севастополя, обороне Кавказа,  в боях за Новороссийск, затем  был фронтовым корреспондентом.  После войны работал в газете "Комсомольская правда" и в журнале "Смена", окончил филологический факультет МГУ (1951). Автор сборников стихов «Севастополь» (1946), «От сердца к сердцу» (1956), «Русские вечера» (1957), «Ожидание» (1959), «Облака» (1961), «Вечный огонь» (1962), «Отец» (1962). Посмертно, в 1963 году, увидели свет сборники «Только о любви к тебе» и «Право на нежность». Василию Кулёмину принадлежат поэмы: «Республика - Юность» (1960), «Магнитогорская баллада» (1960), «Время полета» (1960) «Я - малахит» (1961), и др. В начале 60-х годов В. Кулёмин был заместителем главного редактора журнала «Москва».

      В.Л.  Кулёмин ушёл из жизни 2 декабря  1962 года (инфаркт), похоронен в Москве  на Новодевичьем кладбище.

 

 

 

 

3. Основная идея и содержание произведения.

 

Основная идея композитора  – это показать, как музыка  с помощью текста выражают состояние любви, тоски. С помощью олицетворения природы, композитор показывает жизнь. Делает показ на сопереживания, которые происходят и в жизни, между людьми. Произведение не выдержано в одном настроении, оно меняется из-за развития сюжета, погружает нас в происходящее, заставляет переживать и чувствовать. В данном произведении музыка аллегорично передаёт внутреннее состояние человека, его душевные переживания через контрастные образы природы.

 

1.Музыкально-теоретический анализ.

  Этот хор написан в форме сквозной периодической структуры. В литературном тексте присутствует многообразие эпитетов, олицетворений и других элементов литературной изобразительности.

Данное произведение выдержано в рамках одной формы вокальной музыки, носит характер рассуждения.

Общая тональность произведения – C dur. В произведении очень много модуляций, отклонений. Практически с самого начала мы слышим отклонение в A dur.

 

2.Особености гармонического языка.

В данном произведении мы видим довольно-таки сложную гармонию. Композитор использует не только простые аккорды для показа характера, но и берёт сложные, чтобы показать все краски. Также, большинство гармонии мы видим в широком расположении и задержания на тонических звуках.  Большое использование септаккордов, а также нонаккордов. В своем произведении композитор старается использовать различные виды аккордов, в различном расположении для придания колорита, настроения, характера.

 

3.Мелодическая и интонационная основа.

Мелодия данного произведения начинается с мелодической вершины, таким образом, композитор воплощает интонацию вопроса. Уже в самом начале произведения звучит кульминация. Мелодия проводится у в партии сопрано. Первая фраза звучит очень экспрессивно и ярко. Вторая фраза  звучит более лирично. Далее мы видим две мелодические линии, рисующий контрастный пейзажный образ. Большую тревогу и душевных смятений придаёт звучанию хроматизм в партии альтов и теноров.

 

 4.Метроритм.

Пртитура изложена в  размерах: 12/8, 9/8 и 6/8. Произведение начинается в размере 12/8, который придаёт произведению возвышенность и взволнованность. В основном использованы простые ритмические фигуры. Так же используется пунктирный ритм, иллюстрируя волнительность и эмоциональность (1-5т). Ритм ровный: половинные, четверти, восьмые – ритм скованности.

 

 

5.Темп.

Указанный автором темп произведения – Andante. В переводе с итальянского языка данный термин звучит как «Не спеша».

 

6. Динамические оттенки.

Динамическая шкала  партитуры достаточно разнообразна, начиная с нюанса pp и приходя в кульминации к f. Помимо стабильных, в произведении выставлен ряд мобильных динамических оттенков. Это crescendo, diminuendo в начале, середине, подходе к концу фраз, а также при подходе к кульминационной зоне.

 

7.Фактурные особенности произведения и его музыкальный склад.

Для данного произведения характерна полифоническая фактура. Композитор рисует картину оцепенения, погружение в свои мысли, размышления. В целом, можно сказать, что многие партии в произведении в некотором роде могут выглядеть  самостоятельными (сопрано, альт).

 

8.Связь музыки и поэтического текста.

Говоря о соотношении  музыкального и поэтического текстов  в данной партитуре, необходимо отметить, что они в основном структурно совпадают. Это относится как к совпадениям ударений, так и взаимосвязи на уровне расчленённости фраз. Музыкальная форма в целом также повторяет композицию стиха.

 

Вокально-хоровой  анализ.

 

 1.Тип и вид хора.

Хоровая партитура «Человеку нужна тишина» написана a cappella для четырёхголосного смешанного хора с использованием divisi в партиях.

 

2.Диапазон  и тесситурные особенности.

Диапазон всех голосов достаточно широкий: до большой октавы и соль второй октавы.

 

 

 

 

 

 

 

Теперь рассмотрим диапазон каждой из партий:

Сопрано:  До первой – соль второй:


 

 

 

 

 

 

Альт: Ля малой – Си первой:



 

 

 

 

 

 

 

  Тенор: До малой – Си  малой:


 


 

 

 

 

 

 

Бас:  До большой – Си малой:


 


 

 

 

 

 

 

 

3.Особенности использования тембровых красок и хоровая «оркестровка».

Данная партитура содержит немало интересных вещей. В первую очередь, это использование смешанного хора. Смешанный хор имеет определённую тембровую специфику. Это яркость и высотность в динамически насыщенных эпизодах, мягкость. С точки зрения особенностей «оркестровки». Смена метра ещё раз доказывает скованность эмоций, психологическую замедленность. Паузы и вступления с неполной первой доли в партиях теноров и басов иллюстрируют обречённые вздохи

 

4.Приёмы хорового письма.

Основную роль в данном произведении играет хоровая педаль. Она используется довольно длительное время (1-7т) в разных голосах.

 

5.Виды хорового дыхания.

Хоровая партитура произведения должна исполняться на разных дыханиях. Так например дыхание по литературной фразе, т.е. обще хоровое, дыхание лёгкое, короткое, цепное дыхание. Довольно медленный темп, нижний регистр, напряжённая динамика требуют большого запаса воздуха, глубокого дыхания.

Исполнительский анализ.

 

1.Ансамбль  и строй.

 Музыкальный язык сочинения базируется на прочной тональной основе, хотя имеется ряд отклонений. Тем не менее, Гребенкин не чуждается использовать определённый гармонический колорит для создания соответствующих музыкальных образов. В данном хоре мелодике противопоставляется гармония, основу которой наравне с трезвучиями составляют и аккорды более сложной структуры. Точная интонация хроматизмов составляет определённые интонационные проблемы при исполнении.

 

2.Ритмический  ансамбль.

Как таковых ритмических  проблем в произведении нет. Как уже говорилось, композитор в основном использует простые ритмические фигуры, но нам встречается и пунктирный ритм, который делает мелодическое движение подчёркнуто неравномерным. Мы видим межтактовые синкопы(1,2т). Так же есть смена размера у хора. Во всех этих случаях опираясь на чёткое ощущение внутридолевой пульсации должен достичь необходимого ритмического ансамбля.

 

3.Динамический ансамбль.

Динамика в произведении, как ритм и темп, очень подвижная. При этом, однако, необходимо дифференцировать голоса, несущие основную мелодическую нагрузку от голосов, более нейтральных. К примеру, с самого начала мы видим, что сопрано являются основным мелодическим голосом, и поэтому их следует несколько выделить по отношению к остальным голосам.

 

6.Штриховой ансамбль.

Основной способ звуковедения в этом хоре – legato. Голосоведение плавное. Этот штрих преобладает во всём произведении. Для придания музыке большей выразительности, возможно, некоторое подчёркивание мелодической линии, не исключено крайне осторожное применение non legato.

 

7.Дикционный и орфоэпический ансамбль.

Особенности произношения хором текста заключается в верно  организованной работе над произношением  гласных и согласных звуков. Для необходимом при штрихе legato, хор должен произносить текст следующим образом. Все гласные максимально допеваются, а согласные с конца слога пристёгиваются к началу следующего. Трудностью для хора представится утрированная дикция и сам дикционный ансамбль.

 

 

 

 

 

 

Особенности дирижёрского жеста.

 

1.Характеристика  дирижёрских жестов.

В дирижировании данного произведения наиболее уместным представляется среднее положение дирижёрской плоскости. Оно может изменяться как в сторону понижения в моменты динамических кульминаций, так и повышения, в периоды просветления музыкальной сферы сочинения. Произведение даёт возможность работать над дирижёрским жестом legato, разделением функций рук, дроблёными вступлениями. Форма кисти – округлая, «куполообразная». При минимальной силе звука основная нагрузка падает на движение сомкнутыми и выпрямленными крайними фалангами пальцев. Трудностью для дирижёра представится передача характера произведения, интерпретация фермат, дифференцированный показ руками, исполнение темповых моментов, динамических нюансов, точный показ вступлений и снятий.

 

2.Виды  ауфтактов.

Используемые в дирижировании  партитуры ауфтакты можно разделить на две группы. Это – ауфтакты, направленные на подготовку звучания, и ауфтакты, подготавливающие снятие звучания. В первой группе используются в основном неполные ауфтакты к первой неполной доле. Для снятий в конце фраз используются комбинированные ауфтакты, так как концы и начала соседних фраз в этом произведении, как правило, связаны.

 

3.Дирижирование  фермат и пауз.

Автором предусмотрены две ферматы в произведении. Также в последнем такте, перед кульминацией, возможна некоторая остановка звучания. Что касается дирижирования пауз, то необходимо отметить что, несмотря на их наличие в партии хора, дирижирование при этом отличается сплошным, не разделённым. Исходя из этого, показ пауз в партиях хора никогда не должен становится простым отсчётом пустых долей, но активным, обращённым к мелодическим и фактурным особенностям хора.

 

4.Особенности  дирижирования метрических и  ритмических структур.

Как уже говорилось ранее, метрическая структура сочинения выражена размером 12/8, 9/8 и 6/8. Следует то, что за счётную долю необходимо взять «восьмую». Исходя из этого, схема тактирования в произведении будет двухдольная, трёхдольная и четырехдольная. Так как метрическая организация партитуры не стабильна, то и схема тактирования будет изменяемой. Необходимо чётко снимать звучание хора в конце каждой музыкальной строфы.

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  • Анализ вокальных произведений: уч. пособие  под ред. Коловского О. П.  Л., 1988.
  • Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. - Изд. 9.- Музыка.- Л., 1989.
  • Гоголин М.Р. Работа студента над аннотацией хорового произведения. Русь.- Вологда, 2003.
  • Интернет.
  • Романовский Н. Хоровой словарь. Л., 1979.
  • Шаповалова О. Музыкальный энциклопедический словарь.- Рипол Классик, М., 2003.

Информация о работе Историко-эстетический анализ