Биография Владимира Семёновича Высоцкого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:28, биография

Описание

Влади́мир Семёнович Высо́цкий (25 января 1938 , Москва — 25 июля 1980, Москва) — советский поэт и автор-исполнитель,[1] актёр, автор прозаических произведений. Лауреат Государственной премии СССР (1987 — посмертно).

Содержание

1 Биография
1.1 Семья
1.2 Происхождение рода
1.3 Детство
1.4 Начало карьеры артиста
1.5 Начало поэтической деятельности
1.6 Зрелые годы
1.7 Последние дни и смерть
1.8 Похороны
2 Творчество
2.1 Поэзия и песни
2.1.1 Стиль и тематика песен
2.2 Проза и драматургия
2.3 Театральные работы
2.4 Высоцкий и радио
2.5 Кинематограф
3 Жёны и дети
4 Друзья
5 Дискография
5.1 Прижизненные диски, изданные в СССР
5.1.1 Персональные издания
5.1.2 С участием Высоцкого
5.2 В СССР и России после смерти
5.3 За рубежом
6 Гитары Владимира Высоцкого
7 Автомобили Владимира Высоцкого
8 Библиография
9 Посмертное признание и влияние на культуру
9.1 Ономастика
9.2 Музеи
9.3 Культурно-досуговый центр
9.4 Памятники
9.5 Монеты, медали и марки
9.6 Влияние, оказанное на других авторов
9.7 Книги
9.8 Фильмы
9.9 На телевидении
10 Факты
11 Примечания
12 Литература
13 Ссылки

Работа состоит из  1 файл

Влади́мир Семёнович Высо́цкий.docx

— 51.29 Кб (Скачать документ)

Влади́мир Семёнович Высо́цкий (25 января 1938 , Москва — 25 июля 1980, Москва) — советский поэт и автор-исполнитель,[1] актёр, автор прозаических произведений. Лауреат Государственной премии СССР (1987 — посмертно).

 

Владимир Высоцкий сыграл десятки ролей в театре, в том  числе Гамлета («Гамлет» У. Шекспира), Галилея («Жизнь Галилея» Б. Брехта), Лопахина («Вишнёвый сад» А. Чехова). Наиболее примечательными работами в кинематографе  являются его роли в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Интервенция», «Хозяин  тайги», «Вертикаль», «Служили два товарища». Актёр Театра драмы и комедии  на Таганке в Москве, созданного Юрием Любимовым в 1964 году.

 

Владимир Высоцкий вошёл  в историю как автор-исполнитель  своих стихов и песен под акустическую семиструнную «русскую» гитару.

 

По итогам опроса ВЦИОМ, проводившегося в 2010 году, Высоцкий занял второе место  в списке «кумиров XX века» после  Юрия Гагарина[2]. Опрос, проведенный  ФОМ в середине июля 2011 года, продемонстрировал, что, несмотря на снижение интереса к  творчеству Высоцкого, абсолютное большинство  знает Высоцкого, а около 70 % ответили, что относятся к нему положительно и считают его творчество важным явлением отечественной культуры XX века[3].Содержание  [убрать]

1 Биография 

1.1 Семья

1.2 Происхождение рода

1.3 Детство

1.4 Начало карьеры артиста

1.5 Начало поэтической  деятельности

1.6 Зрелые годы

1.7 Последние дни и смерть

1.8 Похороны

2 Творчество 

2.1 Поэзия и песни 

2.1.1 Стиль и тематика  песен

2.2 Проза и драматургия

2.3 Театральные работы

2.4 Высоцкий и радио

2.5 Кинематограф

3 Жёны и дети

4 Друзья

5 Дискография 

5.1 Прижизненные диски,  изданные в СССР 

5.1.1 Персональные издания

5.1.2 С участием Высоцкого

5.2 В СССР и России  после смерти

5.3 За рубежом

6 Гитары Владимира Высоцкого

7 Автомобили Владимира  Высоцкого

8 Библиография

9 Посмертное признание  и влияние на культуру 

9.1 Ономастика

9.2 Музеи

9.3 Культурно-досуговый центр

9.4 Памятники

9.5 Монеты, медали и марки

9.6 Влияние, оказанное на  других авторов

9.7 Книги

9.8 Фильмы

9.9 На телевидении

10 Факты

11 Примечания

12 Литература

13 Ссылки

 

[править]

Биография

[править]

Семья

Отец — Семён Владимирович Высоцкий (1916—1997) — уроженец Киева, военный связист, ветеран Великой  Отечественной войны, полковник.

Мать — Нина Максимовна (урождённая Серёгина, 1912—2003) — по специальности  переводчик с немецкого языка.

Дядя — Алексей Владимирович Высоцкий, (1919—1977) — писатель, участник Великой Отечественной войны, кавалер  трёх орденов Красного Знамени.

Сын — Арка́дий Влади́мирович  Высо́цкий (29 ноября 1962, Москва) — российский актёр и киносценарист.

Сын — Ники́та Влади́мирович  Высо́цкий (8 августа 1964, Москва) — советский  и российский актёр театра и кино, режиссёр.

[править]

Происхождение рода

 

В настоящее время исследователи  сходятся на том, что род Высоцких происходит из местечка Селец Пружанского  уезда Гродненской губернии, ныне — Брестской области, Белоруссия[4]. Фамилия, вероятно, связана с названием  города Высокое Каменецкого района Брестской области.

 

Однако о самих предках  Владимира Семёновича существует две  версии:

 

Первая — по воспоминаниям  С. В. Высоцкого и выводам профессора А. Багдасарова, сделанным на основании  анализа архива Брестского облисполкома[5].

 

Дед поэта — тоже Владимир Семёнович Высоцкий (1889, Брест (в  то время Брест-Литовск) — 1962), родившийся в семье преподавателя русского языка, имел три высших образования: юридическое, экономическое и химическое. Одно время профессионально работал  стеклодувом. В дальнейшем переехал в Киев.

 

Бабушка, Дарья Алексеевна — медицинский работник, косметолог.

 

Вторая — согласно киевским исследователям[6][7] и двоюродной сестре поэта И. А. Высоцкой[8].

 

Дед — Вольф Шлиомович  Высоцкий (впоследствии Вольф Семёнович  и Владимир Семёнович; 1889—1962), из семьи  стеклодува, учился в Люблинском коммерческом училище, с 1911 года жил в Киеве, где  учился в киевском отделении Одесского  коммерческого института одновременно с Исааком Бабелем, затем на юридическом  факультете Киевского университета; в годы НЭПа организовал кустарную  мастерскую по производству театрального грима и адвокатскую контору. Его старший брат — Леон Соломонович (Лейбиш Шлиомович) Высоцкий — был  известным киевским инженером-химиком, изобретателем и организатором  производства; племянница — чемпионка  и обладательница кубка СССР по баскетболу, заслуженный тренер Украины Людмила  Леоновна Яре́менко (Высоцкая).

 

Бабушка — Дебора Евсеевна (урождённая Бронштейн), во втором браке  — Дарья Алексеевна Семененко (1891—1970).

 

По обеим версиям, бабушка  поэта — сама страстная театралка, всегда поддерживала (по всей видимости, единственная) стремление внука к  театральной работе и творчеству.

[править]

Детство

 

 Москва, Большой Каретный  переулок, 15. Задний фасад дома, в  котором Владимир Семенович жил  в 1949—1955. Видны табличка и барельеф.

 

Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года, в 9 часов 40 минут в  Москве в роддоме (б-ца МОНИКИ) на Третьей  Мещанской улице (дом 61/2) (теперь это  ул. Щепкина)[9]:444. Раннее детство он провёл в московской коммунальной квартире на 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира): «…На тридцать восемь комнаток всего одна уборная…» — написал  в 1975 году Высоцкий о своём раннем детстве. Во время Великой Отечественной  войны в 1941 — 1943 годах жил с  матерью в эвакуации в селе Воронцовка, в 20 км от райцентра —  города Бузулук, Чкаловской (ныне —  Оренбургской) области. В 1943 году возвратился  в Москву, на 1-ю Мещанскую улицу, 126 (с 1957 года — проспект Мира). В 1945 году Высоцкий пошёл в первый класс 273-й  школы Ростокинского района Москвы[9]:444.

 

Через некоторое время  после развода родителей, в 1947 году, Владимир переехал жить к отцу и  его второй жене, армянке по национальности — Евгении Степановне Высоцкой-Лихалатовой (урожденная Мартиросова) (1918—1988), которую  сам Высоцкий называл «мама Женя»[10]. В 1947 — 1949 годах они проживали  в г. Эберсвальде (Германия), по месту  службы отца, где юный Володя научился играть на фортепиано.

 

В октябре 1949 года он вернулся в Москву и пошел в 5-й класс  мужской средней школы № 186 (в  настоящее время там располагается  главный корпус Российской правовой академии Минюста). В это время  семья Высоцких жила в Большом  Каретном переулке, 15, кв. 4. (На доме установлена  мемориальная доска, выполненная московским архитектором Гаспаряном Робертом Рубеновичем, — первая, ещё в советское время, памятная доска всенародного кумира). Этот переулок увековечен в его песне: «Где твои семнадцать лет? На Большом  Каретном!».

[править]

Начало карьеры артиста

 

С 1953 года Высоцкий посещал  драмкружок в Доме учителя, руководимый  артистом МХАТа В. Богомоловым. В 1955 году закончил среднюю школу № 186, и, по настоянию родственников, поступил на механический факультет Московского  инженерно-строительного института  им. Куйбышева, из которого ушёл после  первого семестра[9]:444.

 

Решение об уходе было принято  в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Вместе со школьным другом Высоцкого, Игорем Кохановским, было решено провести новогоднюю ночь весьма своеобразным манером —  за исполнением чертежей, без которых  их не допустили бы к сессии. Где-то во втором часу ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал и, взяв со стола банку с тушью (по другой версии — с остатками крепко заваренного  кофе), стал поливать её содержимым свой чертёж. «Всё. Буду готовиться, есть ещё  полгода, попробую поступить в театральный. А это — не моё…»

 

Так звучит одна из красивых легенд о Владимире Высоцком. Заявление  Высоцкого об отчислении из института  по собственному желанию подписано 23 декабря 1955 года[11].

 

С 1956 по 1960 год Высоцкий —  студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко. Он занимается у Б. И. Вершилова, затем у П. В. Массальского и А. М. Комиссарова. 1959 год ознаменовался первой театральной  работой (роль Порфирия Петровича в  учебном спектакле «Преступление  и наказание») и первой ролью в  кино (фильм «Сверстницы», эпизодическая  роль студента Пети). В 1960 году произошло  первое упоминание о Высоцком в центральной  печати, в статье Л. Сергеева «Девятнадцать  из МХАТ» («Советская культура», 1960, 28 июня).

 

Во время учёбы на первом курсе В.Высоцкий познакомился с  Изой Жуковой, на которой женился  весной 1960 года.

 

В 1960—1964 годах Высоцкий работал (с перерывами) в Московском драматическом  театре имени А. С. Пушкина. Сыграл роль Лешего в спектакле «Аленький  цветочек» по сказке С. Т. Аксакова, а также ещё около 10 ролей, в  основном — эпизодических.

 

В 1961 году на съёмках кинофильма «713-й просит посадку» познакомился с Людмилой Абрамовой, ставшей его  второй женой (официально брак был зарегистрирован  в 1965 году).

[править]

Начало поэтической деятельности

 

В начале 1960-х годов появились  первые песни Высоцкого. Песня «Татуировка», написанная в 1961 году в Ленинграде, многими считается первой. Неоднократно таковой её называл и сам Высоцкий. Эта песня положила начало цикла  «блатной» тематики.

 

Однако существует песня  «49 дней», датируемая 1960 годом, о подвиге  четырёх советских солдат, дрейфовавших и выживших в Тихом океане. Отношение  автора к песне было весьма критичным: в автографе ей дан надзаголовок «Пособие для начинающих и законченных  халтурщиков», с пояснением в конце, что «таким же образом могут быть написаны» стихи на любые актуальные темы. «Надо только взять фамилии  и иногда читать газеты». Но, несмотря на то, что Высоцкий как бы исключал эту песню из своего творчества (называя  «Татуировку» первой), известны фонограммы её исполнений в 1964—1969 гг.

[править]

Зрелые годы

 

В дальнейшем поэтическое  и песенное творчество, наряду с  работой в театре и кино, стало  главным делом жизни В. С. Высоцкого. Проработав менее двух месяцев в  Московском театре миниатюр, Владимир безуспешно попытался поступить  в театр «Современник». В 1964 году Высоцкий создал свои первые песни  к кинофильмам и поступил на работу в Московский театр драмы и  комедии на Таганке, где проработал до конца жизни (25.07.1980).

 

В июле 1967 года Владимир Высоцкий познакомился с французской актрисой русского происхождения Мариной  Влади (Мариной Владимировной Поляковой), ставшей его третьей женой (декабрь 1970 года).

 

В июне 1968 года В.Высоцкий послал письмо в ЦК КПСС в связи с резкой критикой его ранних песен в центральных  газетах[12] В том же году вышла  его первая авторская грампластинка  «Песни из кинофильма „Вертикаль“». Летом 1969 года у Высоцкого был тяжелый  приступ, и тогда он выжил только благодаря Марине Влади. Она в  это время была в Москве. Проходя  мимо ванной, она услышала стоны  и увидела, что Высоцкий кровоточит горлом. В своей книге «Владимир, или Прерванный полёт» Марина Влади  вспоминает: Ты больше не говоришь, полуоткрытые глаза просят о помощи. Я умоляю вызвать „скорую“, у тебя почти исчез пульс, меня охватывает паника. Реакция двух прибывших врачей и медсестры проста и жестока: слишком поздно, слишком много риска, ты не транспортабелен. Они не желают иметь покойника в машине, это плохо для плана. По растерянным лицам моих друзей я понимаю, что решение врачей бесповоротно. Тогда я загораживаю им выход, кричу, что, если они сейчас же не повезут тебя в больницу, я устрою международный скандал… Они, наконец, понимают, что умирающий — это Высоцкий, а взлохмаченная и кричащая женщина — французская актриса. После короткого консилиума, ругаясь, они уносят тебя на одеяле…[13]

Марина Влади 

 

 

К счастью, врачи привезли Высоцкого в Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского вовремя, ещё несколько минут задержки — и он бы не выжил[13]. Врачи боролись за его жизнь восемнадцать часов. Выяснилось, что причиной кровотечения явился лопнувший в горле сосуд, но в театральных кругах некоторое  время ходили слухи о его другой тяжёлой болезни[9]:136.

 

В ноябре 1971 года в театре на Таганке состоялась премьера спектакля  «Гамлет» (режиссёр — Ю. П. Любимов), главную роль в котором исполнил В. С. Высоцкий[9]:445.

 

15 июня 1972 года в 22:50 по  эстонскому телевидению была  показана 55-минутная передача «Парень  с Таганки» — первое появление  Высоцкого на советском телеэкране, если не считать кинофильмов  с его участием.

 

В 1975 году Высоцкий поселился  в кооперативной квартире на Малой  Грузинской улице, 28.

 

В том же году в первый и последний раз прижизненно  опубликовано стихотворение Высоцкого  в советском литературно-художественном сборнике (День поэзии 1975. М., 1975) — это  стихотворение «Из дорожного  дневника».

 

13 февраля 1978 года приказом  № 103 Министерства культуры СССР, согласно записи в аттестационном  удостоверении артиста № 17114, Владимиру Высоцкому была присвоена  высшая категория вокалиста-солиста  эстрады[14], после чего Высоцкий  уже был официально признан  «певцом-профессионалом».

 

В 1978 году записался на телевидении  Чечено-Ингушской АССР. В 1979 году участвовал в издании альманаха «Метрополь».

 

В 1970-х годах познакомился в Париже с цыганским музыкантом и артистом Алёшей Дмитриевичем. Они  неоднократно исполняли вместе песни  и романсы и даже собирались записать совместную пластинку, но Высоцкий умер в 1980-м, и этот проект не осуществился.[15]

 

Вместе с актёрами Театра на Таганке ездил с гастролями за границу: в Болгарию, Венгрию, Югославию (БИТЕФ), Францию, Германию, Польшу. Получив  разрешение выехать к жене во Францию  с частным визитом, сумел также  побывать несколько раз в США (в том числе и с концертами 1979 года), Канаде, Таити и т. д.

 

Высоцкий дал более 1000 концертов в СССР и за рубежом.

 

22 января 1980 года записался  на ЦТ в программе «Кинопанорама», фрагменты которой были впервые  показаны в январе 1981 года, а целиком  передача (хронометраж 1 час 3 мин.) вышла только 23 января 1987 года. В  первой части этой передачи  В.Высоцкий исполнял попурри из  фильма «Вертикаль», песни «Мы  вращаем Землю», «Одна научная  загадка» из фильма «Ветер  „Надежды“», «Я не люблю», «Пожары», «Утренняя гимнастика», «Парус»,  а во второй — «Жираф», «Письмо  в редакцию по поводу Бермудского  треугольника», «Песню о земле»  из фильма «Сыновья уходят  в бой» и «Балладу о любви»  из фильма «Стрелы Робин Гуда».

Информация о работе Биография Владимира Семёновича Высоцкого