Аккорды. Сравнительный анализ учебников теории музыки И. В. Способина, учебника под редакцией А. Л. Островского и материалов интернет-сайт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:11, курсовая работа

Описание

Гармо́ния (др.-греч. ἁρμονία — связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность) — комплекс понятий музыкальной теории. Гармоничной называется (в том числе и в бытовой речи) приятная для слуха и постигаемая разумом слаженность звуков (музыкально-эстетическое понятие). В научной перспективе это представление приводит к композиционно-техническому понятию гармонии как объединения звуков в созвучия и их закономерного последования. Гармония как научная и учебно-практическая дисциплина изучает звуковысотную организацию (одноголосной и многоголосной) музыки. Гармония всегда возникает из противоположностей и противоречий там, где они являются стимулом жизни. Ведь гармония – подлинная душа искусства, его красота и правда.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Определения аккорда в разных источниках………………………………4-7
Строение аккордов…………………………………………………………7-9

Разновидности аккордов..............................................................................9-19

Заключение…………………………………………………………………20

Литература………………………………………………………………….21

Работа состоит из  1 файл

1 курс. Теоретического отделения. Лебедева Ольга - Аккорды.doc

— 506.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  культуры и массовых коммуникаций РФ Новгородский областной колледж  искусств имени С. В. Рахманинова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По теории музыки

Тема: Аккорды. Сравнительный анализ учебников  теории музыки И. В. Способина,  учебника под редакцией А. Л. Островского и материалов интернет-сайтов.

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса

Отделения теории музыки

Лебедева Ольга.

 

Проверила: преподаватель

        Тимофеева  Маргарита        Николаевна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Великий Новгород

2011

Содержание:

 

  1. Введение…………………………………………………………………….3

 

  1. Определения аккорда в разных источниках………………………………4-7       
  2. Строение аккордов…………………………………………………………7-9

 

  1. Разновидности аккордов..............................................................................9-19

 

  1. Заключение…………………………………………………………………20

 

  1. Литература………………………………………………………………….21
  • Ввдение                                                                                                                   Гармо́ния (др.-греч. ἁρμονία — связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность) — комплекс понятий музыкальной теории. Гармоничной называется (в том числе и в бытовой речи) приятная для слуха и постигаемая разумом слаженность звуков (музыкально-эстетическое понятие). В научной перспективе это представление приводит к композиционно-техническому понятию гармонии как объединения звуков в созвучия и их закономерного последования. Гармония как научная и учебно-практическая дисциплина изучает звуковысотную организацию (одноголосной и многоголосной) музыки. Гармония всегда возникает из противоположностей и противоречий там, где они являются стимулом жизни. Ведь гармония – подлинная душа искусства, его красота и правда.

    Определения аккорда

     

    По определению  учебника А. Л. Островского одновременное, т. е. гармоническое, сочетание нескольких звуков образует созвучие. Созвучие, воспринимаемое как целостное конструктивное единство всех составляющих его тонов, получило в музыке название аккорд.  Классическая теория музыки определяет аккорд как созвучие, состоящее не менее чем из трех разных звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

     

    Такое же определение находим  в учебнике И. В. Способина. В нем говорится, что созвучием называется одновременное сочетание нескольких (двух или больше) звуков. Аккордом называется созвучие, состоящее не менее чем из трех звуков, которые расположены или могут располагаться по терциям.

     

    Например:


     

     

     

     

     

     

    Созвучие, воспринимаемое как  целостное конструктивное единство всех составляющих его тонов, получило в музыке название аккорд. (Это у Способина или у Островского?) Он является важнейшим выразителем гармонического начала в музыке.

     

    А вот как определяют аккорд на сайте http://ru.wikipedia.org/wiki/Power-chord:   

     

    Аккорд (фр. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo — согласовываю) — созвучие из трёх и более разновысотных музыкальных звуков. Термин применяется главным образом по отношению к музыке барокко и классико-романтического периода. Применение термина аккорд к многоголосной музыке до эпохи барокко и музыкальному авангарду XX—XXI веков составляет предмет научной полемики.

    В классической гармонии под аккордом понимают сочетание  таких звуков, которые отстоят  друг от друга на терцию или могут быть расположены по терциям путём перестановок и переносов на октаву.

    Подобное определение  впервые дал И.Г. Вальтер в 1732 году. До этого под аккордом понималось любое сочетание одновременно звучащих тонов; такое расширенное понимание встречается и в современной музыке. (хорошо бы пример – у кого встречается)

     По классическим представлениям, например по Н.А. Римскому-Корсакову, набор тонов, которые не могут быть расположены по терциям, представляет собой не аккорд, но случайное сочетание.

     

    На фортепиано аккорды берутся одновременным  нажатием трёх и более клавиш, на гитаре — щипком трёх и более  струн. Аккорды могут исполняться  несколькими инструментами одновременно, в том числе симфоническим  оркестром, а также несколькими  певческими голосами.

     

    ВЫВОД:  Определение  в учебниках Способина и Островского дано кратко и касается собственно теории, а информация в Интернете освещена в историческом ракурсе.

  • Еще один источник рассматривает определение аккорда в интервально-акустическом ракурсе и функциональном значении, это статья Г. Головинского в журнале «Я познаю мир.  Музыка» Вот основные положения статьи:

  • Среди безграничного числа возможных гармонических сочетаний (а возможно, в принципе, любое звуковое сочетание) в музыке выделяются своей организованностью аккорды — такие созвучия, которые построены по терциям. Представляющийся очень естественным терцовый принцип строения аккордов сложился в музыке не сразу, формировался постепенно по мере того, как входили в употребление несовершенные консонансы (терция, секста).

  • Музыка средневековья в основном ориентировалась на созвучия из совершенных консонансов (кварт, квинт, октав). Сейчас мы воспринимаем их как «пустые», они имеют для нас особый колорит звучания и применяются в тех случаях, когда композитор хочет подчеркнуть в музыке эффект гулкого, незаполненного пространства. Так, например, начинается Одиннадцатая симфония Шостаковича, иллюстрируя музыкой пустоту огромной Дворцовой площади.

  • Самым главным представителем тонической группы аккордов является трезвучие от первой ступени (T5/3), которое реализует функцию устойчивости, покоя, стабильности. Этот аккорд является целью любой последовательности аккордов. Аккорды субдоминантовой и доминантовой группы неустойчивы, но по-разному. Аккорды доминантовой группы звучат напряженно и остро тяготеют к разрешению в тонику. Самым выраженным аккордом доминантовой группы является трезвучие от пятой ступени (D5/3). Аккорды субдоминантовой группы звучат более мягко, менее напряженно по сравнению с аккордами доминантовой группы. Главным аккордом субдоминантовой группы является трезвучие от четвертой ступени (S5/3).

  • По мере развития гармонического оборота каждый последующий аккорд имеет более напряженное звучание по сравнению с предыдущим аккордом. Отсюда вытекает основное правило, которое используется при построении последовательности аккордов: аккорды субдоминантовой группы не могут следовать за аккордами доминантовой группы. Любая последовательность аккордов стремится к разрешению в тонику. T-S-D-T - это шаблон, по которому строится гармонический оборот (может быть полным, но может быть и неполным, т. е. может содержать только тонику и аккорды субдоминантовой группы, либо только тонику и аккорды доминантовой группы).

  • Терцовый принцип строения аккордов стал основным в классической гармонии XVIII—XIX веков. Ставшая устойчивой закономерность в построении аккордов объясняется многими причинами — акустическими, физиологическими, особенностями восприятия — и подтверждается длительной музыкальной практикой. Не теряет этот принцип своего значение и в музыке наших дней, хотя наряду с ним возникают иные принципы, и сегодня уже нередко аккордами называют созвучия самого различного строения.

  •  Важнейшими, наиболее распространенными аккордами являются трезвучия, мажорное и минорное. Напомним, что трезвучие — это аккорд, состоящий из двух терций и имеющий квинту между крайними голосами.

  • Согласованная стройность и полнота звучания при минимальном количестве неповторяющихся звуков, рельефность ладовой окраски (мажорность — минорность) — все это отличает рассмотренные трезвучия. Они являются наиболее универсальными среди всех аккордов, круг их применения необычно широк, выразительные возможности многогранны.

  • Однако мажорным и минорным не исчерпываются встречающиеся в музыкальной практике трезвучия. Две одинаковые терций (а не разные, как до сих пор) дают другие варианты трезвучий: две большие — увеличенное трезвучие, две малые — уменьшенное.


  •  

     

    Известно, что  чем индивидуальнее явление (в том  числе и аккорд), тем ограниченнее сфера его применения в силу яркой характерности. Действительно, каждый из этих аккордов имеет специфическую окраску и потому весьма определенный круг выразительных возможностей.

  • Увеличенное трезвучие, например, нередко несет таинственно-зачарованный колорит. С его помощью композитор может создать впечатление фантастической сказочности, нереальности происходящего, звуковой застылости. Много эпизодов музыки с применением увеличенного трезвучия можно встретить у Римского-Корсакова. Например, увеличенное трезвучие лежит в основе и гармонии и мелодии темы Кащеевны (сказочного персонажа оперы «Кащей Бессмертный»):


  •  

     

     

     

     

    Итак, материал статьи Головинского развернут и в теоретическом и в историческом плане, изложен доступным языком и может служить дополнением к учебному материалу.

    Строение  аккордов

    Этот материал представлен во всех перечисленных источниках.

    В теории освещается несколько принципов строения аккорда:

    1. Терцовый (классический) принцип строения аккорда. Стабильность и повторяемость структур терцовых аккордов позволила сформулировать теорию их строения и классификации.

     

    1. Каждый тон аккорда имеет наименование: нижний звук аккорда в основном положении называют основным тоном (от нем. Grundton), остальные звуки называются по интервалу, на который они отдалены от основного тона (терция, квинта, септима, нона, ундецима). Любой звук аккорда может быть перенесён на октаву или сдублирован в других октавах, при этом аккорд сохраняет своё название, если основной тон сохраняет свое положение нижнего в отношении других. Если же основной тон аккорда перестаёт быть нижним, происходит так называемое обращение аккорда.


     

     

    Такой вид аккорда, при котором основной тон расположен в нижнем голосе, называется основным. Если в нижнем голосе находится любой  другой тон, то мы имеем дело с обращением аккорда.

    Аккорд, составленный двумя  терциями и, следовательно, имеющий  между крайними тонами интервал квинты, называется также терцквинтаккордом, или трезвучием. Аккорд, составленный тремя терциями и имеющий между крайними тонами интервал септимы, называется септаккордом. Аккорд, составленный четырьмя терциями и имеющий между крайними тонами интервал ноны, называется нонаккордом.

     

    Интернет сайт http://ru.wikipedia.org/wiki/Power-chord по теме "строение аккорда" дает информацию о строении на основе понятия "пауэр-аккорд"1:

    Так как основной и квинтовый тон в составе  пауэр-аккорда могут повторяться через октаву, любой аккорд может быть построен несколькими способами. Можно выделить следующие основные варианты построения пауэр-аккорда (основной и квинтовый тон обозначены соответственно через 1 и 5):

    • 1-5 — чистая квинта (A)
    • 1-5-1 — квинтаккорд (B)
    • 5-1 — чистая кварта (C), которая также является пауэр-аккордом, так как подразумевает пропущенный основной тон
    • 5-1-5 — квартаккорд
    • 1-5-1-5 и 5-1-5-1 — чистая квинта и чистая кварта (D), взятые через октаву

    Аккорды в нижнем регистре могут звучать гулко  и неясно, а в верхнем — слабо и недостаточно глубоко, поэтому чаще всего пауэр-аккорды берутся в среднем регистре.

    Разновидности аккордов

     

    Они имеют названия по количеству входящих в аккорд разновысотных (без дублировок) звуков, отстоящих  друг от друга на терции:

    3 — трезвучие;

    4 — септаккорд;

    5 — нонаккорд;

    6 — ундецимаккорд  (встречается редко и не обращается из-за диссонанса);

    7 — терцдецимаккорд  (встречается очень редко и  не обращается из-за диссонанса).

     

    Всякое отступление  от терцового состава аккорда  означает введение неаккордовых, с  точки зрения классической музыки, звуков. Начиная с конца XIX века (Скрябин, Шёнберг, Хиндемит), делаются попытки замены терцового состава квартовым, но широкого распространения такой состав не получил. В современной музыке терцовые аккорды также усложняются при помощи внедрения диссонансов (см.: кластерный аккорд). Используются и аккорды смешанного строения.

     

    Структура аккорда

    В противовес конкордам (интервальным комплексам из трёх и  более разновысотных звуков, с  возможными октавными дублировками), которые господствовали в полифонической музыке Средних веков и Возрождения, аккорд представляет собой цельную единицу звуковысотной вертикали, воспринимаемую, по определению К. Дальхауза, как «непосредственная данность» (нем. unmittelbar gegebene Einheit).

    Информация о работе Аккорды. Сравнительный анализ учебников теории музыки И. В. Способина, учебника под редакцией А. Л. Островского и материалов интернет-сайт