Язык и мышление. Суждение и умозаключение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:13, реферат

Описание

Целью данной работы является рассмотрение процессов взаимосвязи и взаимодействия языка и мышления, суждения и умозаключения. Обозначенная цель подчеркивает актуальность темы исследования и позволяет говорить в целом о культуре речи человека.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования будут решены следующие задачи:
раскрытие сущности понятий «мышление», «суждение», «умозаключение»;
классификация мышления, суждения и умозаключения как языковых категорий;
определение функций языка применительно к мышлениюи его формам: суждению и умозаключению.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Взаимодействие языка и мышления………………………………..5
Глава II.Языковые формы выражения суждения и умозаключения……...9
Заключение……………………………………………………………………17
Список использованной литературы………………………………………...18

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ язык и мышление 2012.docx

— 48.67 Кб (Скачать документ)

 

Кафедра социально-культурной деятельности

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ.

СУЖДЕНИЕ И  УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава I. Взаимодействие языка и мышления………………………………..5

Глава II.Языковые формы выражения суждения и умозаключения……...9

Заключение……………………………………………………………………17

Список использованной литературы………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Язык представляет собой  общественное явление, действующее  на протяжении всего существования  человеческого общества. Тесная взаимосвязь языка и общества позволяет утверждать, что язык не может развиваться вне общества, равно как и эволюция общества невозможна без развития языка.С течением времени язык совершенствуется, он утрачивает старые качества и приобретает новые, отвечающие потребностям современного общества. Изменяется звуковой и словарный состав языка, его грамматический строй.

В обыденном сознании язык воспринимается как неотъемлемое свойство человека, выражающее его потребность  в общении и материализации мыслительных процессов. Действительно, язык тесно связан с мышлением и сознанием; знания об окружающей действительности, которые приобретаются человеком на разных этапах развития общества, закрепляются в таких языковых единицах как слова, словосочетания и предложения.  Но вместе с тем, каждый язык отличается более сложной организацией, не ограничивающейся лишь коммуникативной составляющей. Выполнение языком сложнейших общественно значимых функций, таких как образование и передача мысли, свидетельствует о его высокой организации, динамичном развитии и позволяют рассматривать язык как стройную систему, характеризующуюся в первую очередь слаженным взаимодействием всех его элементов, каждый из которых хотя и имеет свое особое назначение (различать смыслы, дифференцировать формы, обозначать предметы, процессы, признаки окружающей действительности, выражать и сообщать мысль), подчинен единой общеязыковой задаче – быть средством общения и взаимопонимания. В соответствии с этим в современном языкознании стало аксиомой понимание языка как открытого, постоянно развивающегося системно-структурного образования, в процессе эволюции которого возникают актуальные вопросы, ответы на которые можно получить, рассматривая язык с позиции синтеза таких наук как лингвистика, логика, философия, психология. Подтверждением тому является изучение проблем взаимодействия языка и мышления, правильности построения суждений и умозаключений; понимание данных процессов невозможно только с позиции лингвистики, и потому требует привлечения дополнительных знаний из других научных областей.

Целью данной работы является рассмотрение процессов взаимосвязи  и взаимодействия языка и мышления, суждения и умозаключения. Обозначенная цель подчеркивает актуальность темы исследования и позволяет говорить в целом о культуре речи человека.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования будут решены следующие задачи:

  1. раскрытие сущности понятий «мышление», «суждение», «умозаключение»;
  2. классификация мышления, суждения и умозаключения как языковых категорий;
  3. определение функций языка применительно к мышлениюи его формам: суждению и умозаключению.

Данная работа по своей  структуре состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка (списка использованной литературы).

При подготовке реферата были использованы исследования отечественныхавторов, специалистов в области языкознания, словесностии культуры речи; источники, включенные в библиографический список, раскрывают различные аспекты современного языкознания, в том числе – позволяют систематизировать круг вопросов, связанных с определением взаимосвязи между языком и мышлением, суждением и умозаключением. Так, в учебном пособии Н.Ф. Алефиренко «Теория языка» рассмотрены актуальные вопросы современного языкознания; отдельный раздел посвящен взаимодействию языка и мышления. Содержание понятий суждение                           и умозаключение как форм логического мышления, а также процесс их формирования и выражения в языковой форме рассмотрены в трудах В.А. Гречко и Л.Г. Зубковой.

Глава I

Взаимодействие  языка и мышления

 

Соотношение языка и мышления на различных этапах развития научной  мысли сводилось к параллельному  существованию двух концепций, свидетельствовавших  как о полном слиянии, так и  о полном разъединении мысли и  слова. Современное языкознание  склонно исходить из очевидного факта: наличие тесной взаимосвязи между  языком и мышлением. Основу выражаемого  в языке содержания образуют мысли. Через мышление и отражательную  деятельность человеческого мозга  языковые единицы соотносятся с  предметами и явлениями объективного мира, без чего невозможно общение  между людьми посредствам языка. Кроме того, в звуковых комплексах языка закрепляются результаты познания, что позволяет характеризовать  язык как орудие, инструмент мышления и сделать выводы о тесной взаимосвязи  между языком и мышлением.

В широком смысле слова  под мышлением понимается способность  человека мыслить, рассуждать, анализировать, обобщать и делать выводы. Мышление  - важный элемент процесса познания; с помощью мышления человек получает те знания, которые не могут ему  дать органы чувств (ощущения и восприятия). Результатом мышления является мысль, выраженная в словах; при этом язык выступает как носитель мысли  и одновременно как средство общения. Следовательно, мышление не только тесно  связано с речью, но и невозможно без нее. Данное заключение относится  и к внутренней речи (т.е. мышлению «про себя»); внутренняя речь используется в том случае, если наши мысли  не предназначены для передачи другому  человеку, это, своего рода, «черновик  высказывания».

Если дать развернутое  определение мышлению, то можно заключить, что мышление – это процесс  опосредованного и обобщенного  познания окружающего мира. Сущность мышления сводится к отражению общих  и существенных свойств предметов  и явлений, в том числе и  таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно; также мышление устанавливает  закономерные связи  между предметами и явлениями.

Благодаря широкому диапазону, основанному на сочетании конкретности и абстрактности, различают несколько  разновидностей мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Наиболее тесно с языком связано  словесно-логическое мышление. Данная разновидность мышления оперирует  не конкретными образами, а отвлеченными понятиями, такими как «счастье», «честь», «гордость», «вера», «радость» и  др. Например, невозможно представить  себе счастье в виде цельного образа. Скорее всего, при упоминании слова  «счастье» в нашем сознании возникнет  счастливое лицо или событие, но само счастье невозможно увидеть, услышать или осязать. Словесно-логическое мышление неразрывно связано со знаниями и  жизненным опытом; опираясь на собственный  интеллектуальный запас и жизненный  опыт человек может пояснить, что  означают для него счастье, честь  или гордость.

В познавательном процессе все перечисленные выше разновидности  мышления прямо или опосредованно  взаимосвязаны как с языком, так  и между собой. При этом язык обслуживает  только высшие уровни мыслительной деятельности человека, т.е. мышление на уровне понятий  и представлений. Поэтому язык вполне обоснованно называют орудием, инструментом мышления, а одну из его основных функций – познавательной или  гносеологической.

По отношению к мышлению различают также следующие функции языка:

  • язык участвует в формировании мысли. Мышление как деятельность обобщенного отображения действительности в сознании нуждается в постоянной опоре на слово и предложение;
  • посредствам языка выражается информация о работе мысли. Например, воспринимая выраженную средствами языка информацию о деятельности  мысли  автора речи, слушатель или читатель получает возможность воссоздать и проследить процесс мышления автора, но всегда с известными потерями и наслоениями;
  • язык моделирует мышление. Если рассматривать мышление как процесс, то необходимо отметить, что он складывается из таких составляющих как понятие, суждение и умозаключение. Последовательность лексических и грамматических элементов высказывания, а также связи между ними и их состав следуют за развивающейся при их участии мыслью и оказываются ее своеобразной моделью.

Мышление в свою очередь  также оказывает влияние на язык. Так, мышление является главным орудием  развития системы лексических и  грамматических значений. Любое многозначное слово при его подробном рассмотрении обнаруживает семантические сдвиги, связи и подходы, вызванные работой  мысли. Так, например, слово «стол» можно  понимать в значении разновидности  или предмета мебели, а также как  пищу или особенность питания. Данный пример показывает, что мысль человека улавливает внутреннюю связь между  двумя разными значениями слова  «стол»; объединяющим для этих значений в данном случае будет являться процесс  приема пищи.

Если мышление как орудие развития семантики выступает открыто, то иначе работает мышление в области  развития грамматического значения слова. Данный процесс осуществляется скрыто и не контролируется осознанным вмешательством человека. Так, применяя слова, человек отдает себе отчет  в том, что он совершает действия в отношении смысла слов и их сочетаний, но в то же время действия в отношении  грамматических значений частей речи, членов и различных моделей предложения  происходят незаметно для человека. Объясняется это тем, что грамматические значения являются результатом абстрагирующей работы коллективной мысли, т.е. мысли  тех, кто является носителями языка. Грамматические значения устанавливаются  в языке вопреки желанию или  намерению отдельных людей и  являют собой неконтролируемую сознанием  необходимость. Тем не менее, мышление принимает участие в формировании грамматических значений, поскольку  грамматическое значение  - результат  обобщения признаков и свойств  лексических значений предметов  и явлений окружающего нас  мира. В свою очередь действия по обобщению указывают на работу мысли.

В целом мышление по отношению  к языку служит орудием выбора языковых единиц для построения речи. На каждом этапе формирования речи человеку необходимы определенные слова, их связи, формы и категории. Выбор  нужного элемента языка в известной  степени предопределен составляющими, которые уже включены в речевую  цепь. Однако такая предопределенность носит скорее вероятностный, чем  жесткий характер: она оставляет  возможность выбора из нескольких предложений  лишь одного, наилучшего, и данный выбор  осуществляет автор речи, подчиняясь, прежде всего, предписаниям своей мысли. Таким образом, мышление осуществляет контроль за построением речи и служит орудием такого контроля. Чем активнее действует мышление, тем лучше  построена речь, тем она точнее и выразительнее. Иными словами  мышление становится условием той совокупности свойств речи, которая дает основания  говорить о ее культуре.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

Языковые формы  выражения суждения и умозаключения

 

 

В отличие от мышления, существование  которого возможно в бессловесной форме (т.е. в форме внутренней речи), суждение и умозаключение не могут осуществляться без непосредственного участия  языка и речи. Языковые единицы (прежде  всего, слова и предложения) служат формой выражения таких мыслительных категорий как суждение и умозаключение.

Под суждением понимается форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом  и его признаком или отношение  между предметами. То есть, как форма  мысли суждение устанавливает логическую связь между двумя и более  понятиями. При этом между понятиями  устанавливаются отношения тождества, подчинения, частичного совпадения, которые  могут выражаться логической связкой  «есть». Эти отношения, выраженные в  форме грамматических предложений, будут рассматриваться как суждения разного вида. Как следует из приведенного выше определения, суждение является одним  из атрибутов логического мышления.

Языковой формой выражения  суждения является повествовательное  предложение: «Солнце садилось. Нежно  и сухо все золотилось кругом…» (В. Вересаев). Кроме того, суждение может  выражаться в риторическом вопросе, поскольку в нем также передается сообщение о чем-либо.

 Любое суждение можно  выразить в предложении, но  не всякое предложение может  выражать суждение. Так не выражают  суждений вопросительные, побудительные  предложения, поскольку они не  отражают ни истины, ни лжи,  не устанавливают логических  отношений. Хотя они и являются  формами мысли. Суждения, реально  отражающие предмет и его свойства, будут являться истинными, а  неадекватно отражающие – ложными.

Как форма мысли суждение является идеальным отражением предмета, процесса, явления, поэтому оно материально  выражается в предложении. Признаки предложений и признаки суждений не совпадают и не тождественны друг другу. Элементами предложений являются подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, а элементами суждений – предмет мысли (субъект), признак предмета мысли (предикат) и логическая связка между ними.  Логическая связка может выражать в русском языке словами «есть»-«не есть», «суть»-«не суть», «является»-«не является», при этом в устной речи она может и опускаться. Например, суждение «береза есть дерево», как правило, в речевом выражении будет звучать так: «береза-дерево». Кроме названных элементов в суждениях имеется не всегда выразимый элемент, отражающий количественную характеристику, его называют «квантор» суждения. В языке он выражается словами «все», «без исключения», «каждый», «многие», «часть».

Информация о работе Язык и мышление. Суждение и умозаключение