Выразательные возможности синтаксиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:16, реферат

Описание

Слова в тексте художественного произведения живут по своим законам, принципам, соединяясь в словосочетания, предложения, периоды, сложные синтаксические конструкции, устанавливая своеобразные семантические отношения друг с другом и с удаленными лексическими единицами из других текстов. Лексика и морфология поставляют семантический и стилистический материал, а синтаксис выстраивает его в детали, блоки, чтобы выразить законченную мысль.

Работа состоит из  1 файл

Синтаксис.doc

— 40.50 Кб (Скачать документ)

Введение

Слова в тексте художественного произведения живут  по своим законам, принципам, соединяясь в словосочетания, предложения, периоды, сложные синтаксические конструкции, устанавливая своеобразные семантические  отношения друг с другом и с  удаленными лексическими единицами из других текстов. Лексика и морфология поставляют семантический и стилистический материал, а синтаксис выстраивает его в детали, блоки, чтобы выразить законченную мысль. Как постичь красоту, мелодичность и ритм художественного произведения, а также завершенность и целостность художественного высказывания без комплексного анализа языка художественного произведения? Знание о структурных типах синтаксических единиц помогает ответить на вопрос, почему, с какой целью автор употребляет именно такую синтаксическую конструкцию. Знание структурных типов синтаксических единиц поможет понять эстетическую функцию предложения в тексте художественного произведения. Ведь помимо общего синтаксиса существует и поэтический синтаксис, синтаксические фигуры речи. 
 
РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ 
 
Прилагательное «риторический» образовано от слова «риторика» - наука о красноречии, ораторском искусстве, ритор – оратор, то есть человек, обладающий даром красноречия, искусством выразительной речи. Риторический значит относящийся к риторике. Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Но риторический вопрос – это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа. Он используется как выразительное средство речи, чтобы усилить её эмоциональность. Риторический вопрос – это предложение, вопросительное по структуре, передающее, подобно повествовательному предложению, сообщение о чем-то. Таким образом, в риторическом вопросе имеется противоречие между формой (вопросительная структура) и содержанием (значение сообщения). Сообщение в риторическом вопросе всегда бывает связано с выражением различных эмоционально-экспрессивных значений. Их основой является то, что риторический вопрос возникает всегда в условиях противодействия как эмоциональная реакция протеста. («А судьи кто?» А.Грибоедов). 
Противоречие формы и содержания выражается по признаку утвердительность – отрицательность. Так, предложения, отрицательные по форме, передают утвердительное сообщение, а предложения с утвердительной формой имеют значение отрицания. В качестве риторического вопроса могут употребляться предложения любой вопросительной структуры: с местоименным вопросительным словом, с вопросительной частицей, без специальных вопросительных слов. Риторический вопрос не требует ответа и синонимичен повествовательному предложению. После риторического вопроса ставится вопросительный знак, иногда – восклицательный, изредка пользуются сочетанием того и другого. 

Пример 
Доколе, счастье, ты венцами  
Злодеев будешь украшать? 
(М.В.Ломоносов) 
Видали ль вы литовские цветные пояса? 
Как будто вдоль овса – 
Средь маков васильковая струится полоса. 
(Саша Черный) 
 
Богатство хорошо иметь; 
Но должно ль им кому гордиться сметь? 
В собольей дурака я шубе видел, 
Который всех людей, гордяся, ненавидел. 
В ком много гордости, известно то, что тот, 
Конечно, скот. 
(А.П.Сумароков) 
 
«Помилуй ты меня,- сказал он с удивленьем,- 
Чем любоваться тут? Твой хор 
Горланит вздор». 
(И.А.Крылов) 
 
Все эти предложения произносятся с вопросительной интонацией, в конце каждого стоит вопросительный знак. Но различаются эти предложения тем, что в первых авторы спрашивают, чтобы получить ответ на свой вопрос. А во второй части авторы заранее знают ответ. Одни предложения содержат простой вопрос, другие – риторический. 
 
ВОСКЛИЦАНИЕ 
 
Существительное «восклицание» образовано от глагола «восклицать» и обозначает «возглас, выражающий сильное чувство». Риторическое восклицание – фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторическое восклицание отличается эмоциональностью, произносится с торжественностью, приподнятостью, воодушевлением. Служит для усиления выразительности речи. 
 
ОБРАЩЕНИЕ 
 
Существительное «обращение» образовано от глагола «обращаться», «обращать» и обозначает слово или группу слов, которыми называют того, к кому обращаются с речью. М.В.Ломоносов писал: «Сею фигурою можно советовать, засвидетельствовать, обещать, грозить, хвалить, насмехаться, утешать, желать, прощаться, сожалеть, повелевать, запрещать, прощения просить, оплакивать, жаловаться, толковать, поздравлять и проч., к кому слово… обращается». 

Пример

Пустую  Русь, варяжские болота!.. 
Вот где мне быть! Он, верно, оттого-то 
Родных и братьев гонит в край чужой, 
Что всей намерен завладеть Литвой. 
Вон как решил! Хоть разные дороги, 
Да цель зато у Витольда одна: 
Была бы спесь его вознесена, 
А равные – повержены под ноги! 
 
Иль не довольно Витольд на коне 
Держал Литву? Навеки ль, в самом деле, 
Кольчуги наши приросли к спине, 
Ко лбу заклепки шлема прикипели? 
………………………………………. 
 
А я что взял за ратный труд? С пеленок 
Что принял я? Кольчугу да шелом. 
Природный князь, как нищий татарчонок, 
Я был вскормлен кобыльим молоком. 
……………………………………….. 
 
«А где ж посол?» - Гражина восклицает. 
Паж удивленно брови поднимает, 
В упор княгиня смотрит на пажа, 
Тот говорит: «Что слышу, госпожа! 
Иль ты не помнишь слов своих? Не мне ли, 
Когда вторые петухи пропели, 
Ты княжескую волю принесла, 
Чтоб до зари спровадил я посла? 
И твой приказ я выполнил на деле». 
 
1) О, смертные, на что вы смертию спешите? 
Что прежде времени вы друг друга губите? 
Или ко гробу нет кроме войны путей? 
Везде вас тянет рок насильством злых когтей! 
(М.В.Ломоносов) 
2) Орлам случается и ниже кур спускаться: 
Но курам никогда до облак не подняться! 
(А.И.Крылов) 
 
 
3) Ну, а красавицы твои? 
А женщины твои, Россия? 
Какая песня в них взрастила 
Самозабвение любви? 
О, их любовь не полубыт: 
Всегда событье! Вечно мета! 
Россия…За одно за это 
Тебя нельзя не полюбить. 
(Илья Сельвинский) 
 
4) Танцовщик! Ты богат. 
Профессор! Ты убог. 
Конечно, голова в почтенье меньше ног.  
 
ИНВЕРСИЯ 
 
Латинское слово «инверсия» имеет значение «перестановка, переворачивание». В русском языке существует прямой и обратный порядок слов. Инверсия – это нарушение прямого порядка слов (подлежащее-сказуемое). Как художественный прием инверсия используется многими авторами для достижения интонационной и стилистической выразительности, для подчеркивания смысловой значимости какого-либо слова или придания всей фразе особой стилистической окрашенности. 
 
1. Роняет лес багряный свой убор, 
Сребрит мороз увянувшее поле, 
Проглянет день как будто поневоле 
И скроется за край окружных гор. 
Пылай, камин,в моей пустынной келье; 
А ты, вино, осенней стужи друг, 
Пролей мне в грудь отрадное похмелье, 
Минутное забвенье 
Горьких мук. 
…………………………………………….. 
 
2. Ты сохранил в блуждающей судьбе 
Прекрасных лет первоначальны нравы: 
Лицейский шум, лицейские забавы 
Средь бурных волн мечталися тебе; 
Ты простирал из-за моря нам руку, 
Ты нас одних в младой душе носил 
И повторял: «На долгую разлуку 
Нас тайный рок, быть может, осудил!» 
(А.С.Пушкин) 
 
ГРАДАЦИЯ 
 
Слово «градация» в латинском языке означает «постепенное повышение, усиление». Градация – это фигура в виде синтаксической конструкции, внутри которой однородные выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т.п.) располагаются в порядке усиления или ослабления признака. 
 

Пример

1. Ему  почему-то казалось, что он должен  решить вопрос немедленно, во что бы то ни стало, и что вопрос этот не чужой, а его собственный. 
2. Недавно шел первый снег, и все в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег, земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах – все было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядывали иначе, чем вчера, фонари горели ярче, воздух был прозрачней, экипажи стучали глуше, и в душу вместе со свежим, легким морозным воздухом просилось чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег. 
3. Он с умилением глядел на своих приятелей, любовался ими и завидовал. Как у этих здоровых, сильных, веселых людей все уравновешено, как в их умах и душах все закончено и гладко! Они и поют, и страстно любят театр, и рисуют, и много го-ворят, и пьют, и голова у них не болит на другой день после этого: они и поэтичны, и распутны, и нежны и дерзки; они умеют и работать, и возмущаться, и хохотать без причины, и говорить глупости; они горячи, честны, самоотверженны и как люди ничем не хуже его, Васильева, который сторожит каждый свой шаг и каждое свое слово, мнителен, осторожен и малейший пустяк готов возводить на степень вопроса….Вышел он из ресторана со смехом. Ему нравились его приятели – один в помятой широкополой шляпе с претензией на художественный беспорядок, другой в котиковой шапочке, человек не бедный, но с претензией на принадлежность к ученой богеме; нравился ему снег, бледные фонарные огни, резкие черные следы, какие оставляли по первому снегу подошвы прохожих; нравился ему воздух и особенно этот прозрачный, нежный, наивный, точно девственный, тон, какой в природе можно наблюдать только два раза в год: когда все покрыто снегом, и весною в ясные дни или лунные вечера, когда на реке ломает лед. 
(В этом тексте использован прием амплификации. АМПЛИФИКАЦИЯ (т.е. расширение) – стилистическая фигура, использование однородных элементов речи: определений, синонимов, сравнений, антонимических противопоставлений для усиления выразительности речи. В этом же тексте вы найдете антитезу как выразительное средство синтаксиса. 
Слово «противопоставление» образовано от глагола «противопоставлять». Этому русскому термину соответствует греческий термин «антитеза», что означает «положение, противоположное другому положению».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. М. В. Ломоносов  (Разные стихотворения) 

2. А.С. Пушкин. (Сочинения в трех томах.  
Санкт-Петербург: Золотой век, Диамант, 1997.)

3. А.П.Сумароков (Полное собрание всех сочинений, 1787.)

4. И.А.Крылов. Сочинения в двух томах. 
Москва, "Гос. изд-во художественной  
литературы", 1955.

Информация о работе Выразательные возможности синтаксиса