Возникновение риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:21, реферат

Описание

Возникновение риторики и периоды ее расцвета связаны с развитием демократии. В республиканском греческом полисе гражданин был очень активен, он имел право голоса, право выступления. А это значит, что публичная речь, убедительно им произнесенная, могла повлиять на решение сограждан о мире или войне, об оправдательном или обвинительном приговоре. Вот почему и в Древней Греции, а через сто лет и в Древнем Риме владение словом было непременным условием хорошего образования.

Работа состоит из  1 файл

риторика.doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)

Описание  этих типов речи вы найдете в учебниках  Кохтева.

Мы же обратимся к речевой ситуации и к речевому поведению говорящего.

Говоря  о речевом событии, нужно учесть еще один момент: компоненты речевой  ситуации и сама речь должны соответствовать  друг другу, составлять гармоничное  единство.

§1.3.6. Принцип гармонии речевого события

Принцип гармонии речевого события является основополагающим принципом риторики. Это значит, что элементы целого не должны быть случайны, а должны определять друг друга. Особенно часто нарушается этот принцип в рекламных компаниях, когда тексты западных реклам механически переносятся на наше телевидение без учета того, что в нашей стране другие речевые ситуации, другие условия жизни. Такой подход к рекламе негативно сказывается на человеке.

Итак, обобщим  все сказанное. Вы убедились, что  в понятие «речевое событие» заключены  важные знания, которые помогут говорящему сделать речь эффективной. А теперь подробнее остановимся на том, что нужно учитывать в речевом поведении говорящего и адресата, прежде всего, какие характеристики дискурса должен научиться различать, оценивать и практически использовать современный риторически образованный человек.

§1.3.7.Требования к поведению говорящего

Убеждение с помощью речи может быть действенным, если говорящий, его  личность и поведение  имеют определенные особенности. «Мы  слушаем не речь, а человека, который говорит», -- гласит риторика.

«Говори, чтобы я мог  узнать тебя», -- сказал Сократ. Большое внимание тому, какое впечатление  производит личность говорящего на слушателей, уделял Аристотель: «Доказательство  достигается с  помощью нравственного  характера говорящего в том случае, когда речь произносится так, что внушает доверие к человеку, ее произносящему, потому что вообще мы более и скорее верим людям хорошим, в тех же случаях, где нет ничего ясного и где есть место колебанию, -- и подавно» (Риторика: Книга первая)

Эллины, так же как и  Аристотель, считали, что речь звучит для  аудитории убедительней, если оратор известен как человек добродетельный; но она еще более  действенна, когда  нравственный авторитет говорящего завоевывается каждый раз заново в процессе выступления. «Плутарх, сравнивая двух ораторов, Демосфена и Фокиона, говорит, что первый был величайший, но второй, зато самый искусный. Он воздействовал на слушателей не только силой речи, но и безукоризненностью жизни, понимая, что «одно единственное слово, один кивок человека, внушающего к себе доверие, весит больше иных пространственных доводов» (Плутарх. Сравнительное жизнеописание в трех томах. -- М., 1964.- Т.III).

Римский ритор, теоретик риторической педагогики Квинтилиан обобщил эти требования к личности оратора в следующем совете: если хочешь быть хорошим оратором, стань сначала хорошим человеком.

Конечно, эта рекомендация носит весьма общий  характер. Конкретнее сказал Аристотель: «Есть три причины, возбуждающие доверие к говорящему, потому что есть именно столько вещей, в силу которых мы верим без доказательств, -- это разум, добродетель и благорасположение. Если, таким образом, слушателям кажется, что оратор обладает всеми этими качествами, они непременно чувствуют к нему доверие». (Риторика: Книга вторая).

Современные руководства по ораторскому искусству  указывают на те же свойства личности оратора, что и античные источники:

1. обаяние;

2. артистизм;

3. уверенность;

4. дружелюбие;

5. искренность; 

6. объективность;

7. заинтересованность, увлеченность.

Остановимся подробнее на этих свойствах. 

Информация о работе Возникновение риторики