Влияние средств массовой информации и церкви на общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:32, реферат

Описание

В современном мире мы сталкиваемся с развитием средств, способов и возможностей передачи информации. Увеличивается скорость информационного обмена, в распоряжении человечества оказываются все более совершенные технологии – спутниковое телевидение, мобильная связь и, наконец, интернет. С одной стороны, следствием этого процесса является развитие средств массовой информации (СМИ), а вместе с ними - появление возможности влияния на людей с помощью различных образов и видов представления информации. Логично предположить, что такая возможность будет использована для получения власти и выгоды. Исходя из этого, мне кажется, что некоторые политологи и другие специалисты, заинтересованные в данной сфере, небезосновательно называют СМИ «четвертой властью» общества, наряду с законодательной, исполнительной и судебной.

Работа состоит из  1 файл

Влияние средств массовой информации и церкви на общество.docx

— 22.18 Кб (Скачать документ)

Влияние средств массовой информации и церкви на общество 

В современном  мире мы сталкиваемся с развитием  средств, способов и возможностей передачи информации. Увеличивается скорость информационного обмена, в распоряжении человечества оказываются все более  совершенные технологии – спутниковое  телевидение, мобильная связь и, наконец, интернет. С одной стороны, следствием этого процесса является развитие средств массовой информации (СМИ), а вместе с ними - появление  возможности влияния на людей  с помощью различных образов  и видов представления информации. Логично предположить, что такая  возможность будет использована для получения власти и выгоды. Исходя из этого, мне кажется, что  некоторые политологи и другие специалисты, заинтересованные в данной сфере, небезосновательно  называют СМИ «четвертой властью» общества, наряду с законодательной, исполнительной и судебной.

С другой стороны, развитие информационных технологий, ускорение темпа жизни, скорости обмена информацией способствует культурному  доминированию чужих норм и правил, традиций и установок. В большей  степени, конечно, это относится  к России. Люди забывают про церковь, истины, проверенные веками, теряют свою актуальность, замещаются новыми принципами. Этому, конечно, немало способствовал  период истории России, который можно  коротко охарактеризовать как «СССР». Значение данного периода трудно недооценить - за более чем 70 лет  отрицания ценности религии успело вырасти новое поколение полностью  свободное не только от влияния церкви, но и от осознания ее значимости в жизни общества. Имеет ли она  влияние на жизнь современного российского  общества? Также представляется целесообразным рассмотреть схожую проблему в отношении  зарубежных государств. Можно ли говорить о влиянии, например, католической церкви на политическую жизнь европейского общества?

Данная тема была выбрана мной в целях изучения степени влияния СМИ и церкви на политическую сферу деятельности государства. Еще одной целью  данного исследования стало изучение понятия «информационная война» как явления, ставшего наиболее показательным  примером влияния СМИ на жизнь  международного сообщества. Также хотелось бы изучить вопрос о влиянии не только Русской Православной Церкви на политическую жизнь России, но и  католической церкви на страны Европы.

Стоит определить круг задач, которые представлены к  рассмотрению в данном реферате.

Во-первых, моей задачей является выяснить, какова степень влияния СМИ и церкви на политику в России и за рубежом.

Во-вторых, выявить  основные черты влияния СМИ на современное российское общество.

В-третьих, рассмотреть  понятие информационной войны как  частного случая использования СМИ  для политических целей.

В-четвертых, выделить основные перспективы развития отношений  между РПЦ и политической жизнью российского общества.

И наконец, обобщить полученную информацию и сделать  выводы. 

1 Роль СМИ  в политической жизни государства 

Хотелось бы начать исследование с рассмотрения теоретических аспектов роли СМИ  в политической жизни государства.

В любой современной  политической системе СМИ выполняют  целый ряд важнейших функций: информационную, социализационную, образовательную, критики и контроля, артикуляции общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов, мобилизационную и некоторые другие.

Особенно велика роль масс-медиа в демократическом  государстве. Они являются неотъемлемой составной частью механизма функционирования демократии, а также ее ценностных оснований, демократического идеала. Нормативная  модель современной демократии строится на фундаменте представлений о гражданине как рационально мыслящей и ответственно действующей личности, сознательно  и компетентно участвующей в  принятии политических решений. В демократическом  государстве, где важнейшие решения  принимаются большинством голосов, обладать такими качествами должны не один человек или привилегированное  меньшинство – элита, а массы, устойчивое большинство населения. Добиться же компетентных политических суждений большинства граждан без  СМИ невозможно. Без радио, телевидения, газет, журналов и интернета даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в  сложной мозаике противоречивых политических процессов, принимать  ответственные решения. СМИ позволяют  ему выйти за узкий горизонт непосредственного  индивидуального опыта, делают обозримым  весь мир политики.

Наличие развитых, демократически организованных СМИ, объективно освещающих политические события, - одна из важнейших гарантий стабильности демократического государства, эффективности  управления обществом. И, наоборот, невыполнение СМИ своих функций в политической системе способно коренным образом  исказить ее цели и ценности, нарушить ее эффективность и подорвать  жизнеспособность, превратить демократию в иллюзию, форму политического  господства правящей литы. В индустриально  развитых странах без доступа  к СМИ, особенно электронным, фактически невозможно появление общенациональных лидеров и существование влиятельной  оппозиции. В современном мире СМИ  все в большей степени выступают  не только необходимым передаточным звеном в сложном механизме политики, но и ее творцом. 

2 Влияние СМИ  на политическую жизнь общества 

Политическое  влияние СМИ осуществляется через  воздействие на разум и чувства  человека. В демократических государствах преобладает рациональная модель массовых коммуникаций, рассчитанная на убеждение  людей с помощью информации и  аргументации, построенной в соответствии с законами логики. Эта модель соответствует  сложившемуся так типу менталитета и культуры людей. Она предполагает состязательность различных СМИ в борьбе за внимание и доверие аудитории. В этих государствах запрещено законом использование СМИ для разжигания расовой, национальной, классовой и религиозной ненависти и вражды. Однако и здесь различные политические силы широко заменяют методы эмоционального воздействия для пропаганды своих идей и ценностей. Слово и зрительный образ обладают большой силой эмоционального влияния на личность, которая может затмить рациональные доводы и аргументы. Насыщая свои передачи эмоциональным содержанием, подавляющие разум человека, СМИ могут оказывать определяющее влияние на политическое поведение граждан. Эта их способность особенно часто используется в периоды предвыборных кампаний, когда поддерживающие непопулярные политические силы СМИ с помощью ярких частных фактов или фальшивок пытаются накалить эмоциональную атмосферу в обществе и блокировать рациональный выбор избирателей.

Опыт истории  показывает, что СМИ способны служить  различным политическим целям: как  просвещать людей, развивать у них  чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, способствовать и помогать их компетентному участию в политике, обогащать личность, так и духовно  порабощать, дезинформировать и запугивать население, разжигать массовую ненависть  и сеять недоверие и страх.

Воздействие СМИ  на политику осуществляется не только непосредственно через политические коммуникации, обеспечивающие участников политической жизни необходимой  информацией и делающие возможными любые целенаправленные коллективные действия больших групп людей, но и в результате формирования самих  субъектов политики.

Как свидетельствуют  специалисты, современные источники  информации влияют на психику людей, способы восприятия и осмысления ими политических событий, а также  их нравственные ценности, общественные и политические установки.

СМИ могут воздействовать на формирование политически значимых качеств граждан в прямо противоположных направлениях. В ряде стран мира они достаточно эффективно выполняют функции политического просвещения граждан, их объективного информирования о важнейших внутригосударственных международных событиях. Однако достаточно часто СМИ используются в целях закрепления политического господства привилегированных общественных классов и групп. Политические цели и итог такого рода деятельности СМИ – предотвращение массовых протестов против некомпетентных коррумпированных режимов, проводящих далекую от национальных интересов политику.

Отход от применения технологии пропаганды в чистом виде и поворот к использованию  различных методик убеждения  с элементами пропаганды является одним  их современных направлений эволюции технологий влияния.

Заключение 

Идет время, сменяются  поколения, развиваются технологии, появляются новые способы влияния  на общество. Старые уходят в прошлое, исчезают, или же просто теряют актуальность.

В данном реферате я рассмотрела влияние на общество СМИ и церкви. Однако если за СМИ  – технологии будущего, использующие все боле совершенные способы  передачи информации, то церковь, казалось бы, уходит в прошлое, оставляя легкий налет своих норм и правил на небольшой  части верующих. Так ли это?

В любой современной  политической системе СМИ выполняют  целый ряд важнейших функций. Наличие развитых, демократически организованных СМИ, объективно освещающих политические события, - одна из важнейших гарантий стабильности демократического государства, эффективности управления обществом. Опыт истории показывает, что СМИ способны служить различным политическим целям: как просвещать людей, развивать у них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, способствовать и помогать их компетентному участию в политике, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать население, разжигать массовую ненависть и сеять недоверие и страх.

Что касается церкви – она вне политики. В том  смысле, что она не претендует на обладание светской властью и  не участвует в партийной борьбе. Однако это не значит, что она  самоустраняется от жизни общества, от проблем, волнующих людей. Ее влияние  более фундаментально, на уровне ценностей, традиций, норм, проверенных веками. Вот для чего необходим союз государства  и церкви. Однако все еще имеет  место основная проблема, заключающаяся  в неуравновешенности духовной и  светской властей как «православных», так и «католических» государств.

Информация о работе Влияние средств массовой информации и церкви на общество