Ударение в русском языке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:32, реферат

Описание

Правильная постановка ударения является необходимым признаком культурной, грамотной речи. Нет необходимости доказывать, как велико значение выработки правильного ударения в школе. Между тем нельзя сказать, что в этом отношении в нашей преподавательской практике все благополучно.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….3
Изменения в ударении………………………………………………...4
Словесное ударение…………………………………………………...5
Фонетическая природа ударения…………………...………………..6
Место ударения в русском языке…………………………………....………….7
Безударные и слабоударяемые слова (Клитики)……………………………...10
Слабое ударение………………………………………………………………...13
Фразовое, тактовое, логическое ударение………………………………….…14
Место ударения и фонетический состав слова (расстановка ударения
в неизвестных словах иностранного происхождения)……………………….15

Работа состоит из  1 файл

Введение (2).doc

— 88.50 Кб (Скачать документ)

     Ударение  может выполнять  с м ы с л о р а з л и ч и т е л ь н у ю  функцию так, по месту ударения различаются:

  • разные слова во всех их формах: за/мок, за/мка, за/мку и замо/к, замка/, замку/ и т.п.
  • некоторые формы разных слов: пи/ща и  пища/, бе/лка и  белка/ и т.п.
  • разные формы одного слова: во/лос  и  воло/с, но/ги  и  ноги/ и т.п.
 

     Местом  ударения различаются варианты слов:

  • общеупотребительный и профессиональный: и/скра и искра/, ко/мпас и компа/с;
  • литературный и диалектный: вью/га и вьюга/, ди/кий и дико/й, крапи/ва и крапива/;
  • литературный и просторечный: кварта/л и ква/ртал, киломе/тр и кило/метр, краси/вее  и  красиве/е, магази/н и мага/зин;
  • нейтральный и разговорный: звони/шь  и  зво/нишь, занята/ и  за/нята, повтори/шь и  повто/ришь;
  • литературный и народнопоэтический: деви/ца и  де/вица, че/стный и  честно/й, шёлковый и  шелко/вый;
  • современный и устарелый: библиоте/ка и  библио/тика, кла/дбище и  кладби/ще, му/зыка и  музы/ка  и др. Существуют и дуплеты, когда разница в месте ударения не значима: ба/ржа  и  баржа/, за/литый и  зали/тый, и/наче  и  ина/че, кру/жится  и  кружи/тся.
 

     При словообразовании наблюдаются те же закономерности, что и при формообразовании. Так, ударение а производном слове  может быть на той же морфеме, что и у производящего слова: кни/га-кни/жка, бога/тый-бога/ч, голосова/ть-голосова/ние. Это с л о в о о б р а з о в а т е л ь н о е    н е п о д в и ж н о е   ударение. В других случаях ударение в производящих и производных словах падает на разные морфемы: звезда/-звёздочка, глухо/й-глу/хость, изба/вить-избавле/ние. Это   с л о в о о б р а з о в а т е л ь н о е    п о д в и ж н о е   ударение. 
 

     Безударные  и слабоударяемые слова (Клитики)

     Не  все слова несут на себе ударение, являются полноударными. В русском языке есть слова, которые либо вовсе не имеют ударения (они могут быть названы безударными), либо имеют ослабленное, побочное ударение (они могут быть названы слабоударяемыми).

     По  своей позиции в отношении  к полноударному слову безударные слова делятся на два типа – п р о к л и т и к и   и э н к л и т и к и. Те из них, которые примыкают в произношении к последующему ударному слову, а сами как бы являются предударными, называются  проклитиками1. Проклитиками в основномбывают предлоги: [нъ-к/\н’э/], [/\т-в/\гза/лъ], [ис-пъд-в/\ро/т]. Те безударные слова, которые в произношении примыкают к предшествующему ударному слову, а сами как бы являются заударными, называются  энклитиками2. Энклитиками являются обычно односложные частицы –ка, -ли, -то, же: [ид’и/-к/\], [о/н-тъ шо/л], [ты/-жэ зна/л]. Есть некоторое количество сочетаний предлогов на, за, по, под, из, без с определенными существительными и числительными, которые выступают в этих сочетаниях как энклитики, например: на/ ногу, на/ год, за/ душу, за/ нос, по/д руки, по/ полу, и/з лесу, бе/з вести. Энклитиками также могут становиться личные местоимения: [слы/шу-jа], [в’и/д’ит-он], [гд’э/-вы], вспомогательный глагол быть в прошедшем времени [ра/н’ьн-был]; частица глагольного происхождения было, придающая действию оттенок незавершенности: [п/\шо/л-был/\], [куп’и/л-был/\]. В целом энклиза, т.е. заударное примыкание, очень свойственна живой разговорной речи.

     С грамматической точки зрения безударные слова, кроме существительных, могут  быть в целом охарактеризованы как служебные.

     Слабоударяемые  слова не могут считаться энклитиками  и проклитиками, однако по типу примыкания к полноударному слову они  делятся на те же два типа.

     Примыкание  проклитического типа свойственно  служебным словам (местоимениям, наречиям, предлогам, союзам). Например: кр`оме дете/й,

              

               1Проклитика – от греч. proklino – «наклоняю вперед».

     2Энклитика – от греч. enklino – «склоняюсь». 

`около  де/рева, `если хо/чешь, `он говори/л. Примыкание энклитического типа проявляется обычно в определенных синтаксических конструкциях. Так, обращение при наличии местоимения может произноситься ослабленно и как бы примыкать к нему: вы/ тов`арищ / посиди/те; ты/ бр`ат / не шуми/. Со слабым ударением произносятся вводные слова и словосочетания: о/н в`идимо / не придет; вы/ м`ожет быть / устали. Также произносится частица бывало, указывающая на неоднократную повторяемость действия в прошлом: хо/дит быв`ало / и смотрит.

     Побочное, ослабленное ударение, приходящееся на первую часть слов, свойственно многим сложным словам (среди них широко представлена специальная лексика). Например, ч`ерно-сморо/диновый, ж`елто-голубо/й, паров`озострое/ние, пр`офорганиза/ция.

     А б с о л ю  т н ы е  проклитики и энклитики, примыкая к основному слову, сливаются с ним в одно фонетическое слово, где гласные и согласные звуки произносятся как в одном лексическом слове: до са/да (ср. доса/да), на си/лу (ср. наси/лу), при во/льном (ср. приво/льном), ле/й-ка (ср. ле/йка).

     О т н о с и  т е л ь н  ы е   проклитики и энклитики, не имея своего ударения и примыкая к ударному слову, не полностью утрачивают некоторые фонетические признаки самостоятельного слова, заключающихся в особенностях произношения некоторых звуков. Например, безударный союз но сохраняет в произношении звук [o]: моро/з, но со/лнце [но-со/нцъ] (ср. на со/лнце [на-со/нцъ]). У некоторых безударных местоимений произносятся гласные, не характерные для безударных слогов: те леса/ [т’э-л’иса/] (ср. телеса/ [т’ил’иса/]); дья/к он [д’jа/к-он] (ср. дья/кон [д’jа/кън]) и др.

     К сожалению, проблема безударных и слабоударяемых слов, как и вообще весь комплекс вопросов межсловесной фонетики, изучены  совершенно недостаточно. 
 
 
 
 
 

     Слабое  ударение

     Некоторые слова могут иметь ударение более  слабое, чем обычное ударение самостоятельных  слов. Такое ударение называется  с л а б ы м   и обозначается знаком (`), в отличие от основного ударения, обозначаемого знаком (/).

     Слабоударяемыми могут быть некоторые двусложные и трехсложные предлоги и союзы: п`еред отхо/дом, `если смо/жешь. Слабое ударение могут иметь относительные слова: ле/с, отк`уда мы вы/шли; письмо/, кот`орое присла/ли; простые числительные в сочетании с существительными: дв`а часа/, д`есять  рубле/й; некоторые местоимения: теб`я иска/ли, `он  прие/хал, ег`о сестра/; связки быть, стать: у/тро б`ыло моро/зное, о/н ст`ал  учи/телем; слова с модальными значениями: зна/й себ`е нахва/ливает, собира/лся б`ыло уе/хать, придёт быв`ало и молчи/т.

     В многосложных словах наряду с основным ударением может возникать побочное ударение, которое обычно бывает слабым и стоит ближе к началу слова: н`едовыполне/ние, п`единститу/т, в`одонепроница/емый. При трех-четырех основах в сложном или сложносокращенном слове возможно три ударения – два первых побочные, а последнее основное: `аэроф`отосъёмка, М`ос`облфинотде/л.

 

     Фразовое, тактовое, логическое ударение

     Если  речевой такт состоит из нескольких фонетических слов, то одно из слов несет  более сильное ударение. Такое выделение одного из слов речевого такта называется  т а к т о в ы м   у д а р е н и е м. Один из тактов фразы также выделяется более сильным ударением, которое называется  ф р а з о в ы м. Например: Лизавета Ива//новна/ сиднла в сво`ей ко//мнате,/ ещ`е в ба/льном своем наря//де,/ погружённая в глубо/кие размышле///ния (Примеч.: тактовое ударение помечено знаком //, фразовое ///). Слово, выделяемое тактовым или фразовым ударением, не является более важным в смысловом отношении. Функция тактового и фразового ударения заключается в фонетическом объединении нескольких слов в речевой такт и нескольких тактов во фразу.

     Выделение в речевом такте более сильным  ударением какого-либо слова для  подчеркивания его особого значения называется   л о г и ч е с к и м   у д а р е н и е м.  Оно сильнее тактового и может падать на любое слово речевого такта. Логическое ударение связано с явным или подразумеваемым противопоставлением; ср.: Я/ пойду в кино (а не ты). – Я пойду/ в кино (обязательно сделаю это).- Я пойду в кино/ (а не в другое место).

 

     Место ударения и фонетический состав слова

     (расстановка  ударения в неизвестных словах  иностранного происхождения)

     Тот факт, что для русского языка нельзя говорить о так называемом фиксированном  ударении, означает по существу, что  вместо одного-двух факторов выбор места ударения в русском слове определяется множеством факторов. Факторы эти и многочисленны, и многообразны. Сюда относится и принадлежность слова к той или иной акцентологической парадигме, и наличие в слове морфемы определенного типа: так, существуют всегда ударные префиксы, всегда ударные суффиксы и т.д. Важно и наличие акцентируемой финали; играет роль и тип контекста, стилистическое чутье в выборе варианта; существенной бывает и социальная принадлежность говорящего.

     Сказанное относится к словам русского лексического состава. Однако место ударения в заимствованных словах также определяется множеством аналогий и ассоциаций. Ударение слова в языке-источнике сложным образом налагается на ударение в ранее заимствованных словах или на исконные русские акцентологические модели. Возникающие новые ассоциации закрепляются в сознании – так, человек, услышавший впервые слова антаблемент и  сигнарант, наверняка прочтет их с ударением на последнем слоге. Однако в словах иностранного происхождения тоже возможны разночтения, отклонения от рекомендуемой нормы, причем иногда довольно упорные. Так, стойко держится шо/фер, до/цент, по/ртфель, мага/зин. Может быть, сдвиг ударения в этих словах объясняется тем, что ударение в заимствованных словах тяготеет к предпоследнему слогу? Эта гипотеза опровергается произношением слов типа хао/с, Фору/м. И потом сдвиг ударения происходит не во всех словах с одним и тем же суффиксом: так, шо/фер  распространено,  гри/мер – нет.

     Настоящая работа была задумана как попытка определить на очень ограниченном материале, не управляют ли выбором места ударения  в заимствованных словах какие-то чисто фонетические принципы организации слова. С этой целью был произведен небольшой эксперимент. А именно – были отобраны слова из  «Словаря иностранных слов» и даны для прочтения десяти информантам.

Информация о работе Ударение в русском языке