Роль софистов в развитии риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:20, реферат

Описание

Софисты - эти «учителя мудрости» . Они сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и на проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству и политической деятельности, а также конкретно-научным и философским знаниям

Работа состоит из  1 файл

Роль софистов в развитии риторики.pptx

— 372.18 Кб (Скачать документ)

Роль  софистов в развитии риторики

 

Подготовила:

Торопкина Екатерина,

студентка группы ДЭФ-105

Кто такие  софисты?

 

    • Софисты - эти «учителя мудрости» . Они сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и на проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству и политической деятельности, а также конкретно-научным и философским знаниям

Риторический  идеал софистов:

 

    • 1) Риторика софистов - «манипулирующая», монологическая. Адресат для говорящего — скорее пассивный объект воздействия, чем активный субъект. Его сознанием можно манипулировать.

 

Риторический  идеал софистов:

 

    • 2) Риторика софистов — агональная (от греч. аgon — борьба, состязание), т.е. риторика словесного спора, состязания, которые направлены на победу одного и поражение другого.

Риторический  идеал софистов:

 

    • 3) Риторика софистов была риторикой относительности. Не истина была целью их споров, а победа, потому что никакой истины, по их мнению, нет, а есть только то, что удалось доказать.

 

Требование  софистов к речи:

 

    • 1. Правильность. Прежде всего, это соблюдение грамматических норм произношения.
    • 2. Ясность. Это употребление общеизвестных слов в их естественном сочетании.
    • 3. Уместность. Речь должна соответствовать определенному стилю и условиям ее произношения.
    • 4. Пышность. Грамотное употребление благозвучия и образности
    • 5. Краткость. Недопущение всего лишнего, что делает речь затянутой и скучной.

 

Строение  речи

 

    • Согласно учению софистов , речь должна состоять из трех частей:
    • 1. Вступление (или введение). Его цель — добиться внимания, понимания и сочувствия слушателей.
    • 2. Изложение.  Это последовательный рассказ о предмете, содержащий в себе набор доказательств и обладающий ясностью, краткостью и правдоподобием.
    • 3. Заключение. Его цель — возбудить эмоциональное отношение слушателей к делу

 

Заключение  должно включать в себя:

 

    • а) резюмирование основных положений сказанного;
    • б) применение амплификаций, т.е. эмоциональных усилений положений речи с помощью так называемых общих мест (необходимость чтить законы, государство, заветы предков и т.п.).

 

Софизмы, дошедшие до наших дней:

 

«Вор».

    • - Вор приобретает лишь хорошие вещи, - говорит софист.
    • - Приобретать хорошие вещи, значит, делать благо.
    • - Значит, - заключает он, - вор делает благо.

 «Лекарство».

    • - Употреблять лекарства - это благо, - утверждает софист, и многие с ним в этом согласятся.
    • - Нужно как можно больше делать блага, - продолжает он.
    • - Значит, нужно как можно больше употреблять лекарств.

 «Ложь»

    • - Говорить ложь, значит, говорить то, чего нет.
    • - Говорить то, чего нет, невозможно.
    • - Значит, я не лгу, да и никто не лжет.

 

Вывод:

 

    • Итак, софисты стали практиками и теоретиками риторики. В центре их внимания было слово. Их не интересовало содержание предмета, логика. Главное - это не логически доказать, а убедить, или переубедить собеседника. А для этого все средства хороши. Таких средств было много. И, прежде всего, - это слово.

Спасибо за внимание!


Информация о работе Роль софистов в развитии риторики