Риторика как наука о способах речевого воздействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:45, реферат

Описание

Термины «риторика» (греч. retorike), «ораторское искусство» (лат.orator <orare - «говорить»), «витийство» (устар., старославянск.), «красноречие» (русск.) синонимичны.
На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2 подхода к ее определению: согласно первому - это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму - это искусство речи.

Работа состоит из  1 файл

риторика1.docx

— 24.99 Кб (Скачать документ)

Риторика  как наука о способах речевого воздействия

1 Риторика как наука  и искусство 

Термины «риторика» (греч. retorike), «ораторское искусство» (лат.orator <orare - «говорить»), «витийство» (устар., старославянск.), «красноречие» (русск.) синонимичны.

На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2 подхода к ее определению: согласно первому - это наука о теоретических  законах, мастерстве красноречия; согласно второму - это искусство речи.

Становление риторики как науки  произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями  демократического общества высочайшей культуры.

По словам В. Г. Белинского, «республиканская форма правления сделала красноречие  самым важным и необходимым искусством» [2, с. 73]. Жители классического города - государства должны были прекрасно  владеть словом, даром убеждения. Политики выступали на народных собраниях (среди них - Фемистокл, Демосфен), полководцы произносили речи перед войском (к примеру, Перикл), граждане боролись за справедливость в суде (такие, как Антифон, Лисий), восхваляли героев, общественные события (в эпидейктическом (торжественном) красноречии были особенно искусны Горгий, Исократ, философы (Сократ, Платон и другие) вели диалоги, словесные баталии. Появились даже новые профессии - ритора - учителя красноречия, логографа - составителя речей.

Другая причина возникновения  риторики не политического, а философского толка. Школа элеатов разорвала  казавшуюся до тех пор естественной связь слова и вещи и сделала  слово лишь условным обозначением вещи. Таким образом, слово было отделено, явилось особым предметом исследования. При этом слово стало делом.

Так постепенно сложилось теоретическое  обобщение ораторской практики, собрание правил и методических приемов обучения. Анализ большого эмпирического материала был проделан Аристотелем («Риторика»), Цицероном («Оратор», «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах»), Квинтилианом («Риторические наставления») и другими античными мыслителями.

Греки полагали, что главное - убедить  слушателей, а римляне видели задачу в том, чтобы говорить хорошо. В  эпоху Средневековья риторика считалась  мастерством украшения речи, причем не только устной, но и письменной. Проповеди  «отцов христианской церкви» Тертуллиана, Иоанна Златоуста, Августина Аврелия, Фомы Аквинского легли в основу гомилетики - теории церковного красноречия. В этот период европейские риторические идеи проникли в Древнюю Русь. Встречается несколько видов древнерусского краснословия: политическое (вечевая речь), дипломатическое, военное, торжественное, духовное. История появления на Руси довольно развитой теории ораторского искусства датируется началом XV11 века. К этому времени относятся первые работы - епископа Макария, М. И. Усачева, к более позднему - сочинения Стефана Яворского, Феофана Прокоповича. Становление риторики как научной дисциплины неотделимо от имени М. В. Ломоносова - автора «Краткого руководства к красноречию» (1748). В этом труде представлен свод правил, которым предлагалось следовать в устных и письменных произведениях на государственные, общественные и религиозно - философские темы.

Риторика активно развивалась  в Европе до конца XVIII века, в России интерес к ней угас в XIX столетии. Ренессанс науки наблюдается  с 60-х годов XX века. Интенсивная разработка проблем отечественного красноречия  в последние годы связана с  тем, что вновь появился заказ  общества на мыслящего и говорящего человека. Демократия ослабляет власть приказа и усиливает значение убеждения.

В настоящее время термин «риторика» употребляется в узком и широком  смыслах. Риторика (в узком смысле) - это обозначение филологической дисциплины,  изучающей теорию красноречия, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных устных и письменных жанрах). Риторику (в широком смысле) называют неориторикой (термин введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) или общей риторикой. Ее быстрое и продуктивное развитие вызвано появлением новых языковедческих наук - лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии.

В теории современного красноречия  возрождается древнее первоначальное ядро - концепт убеждения, рассматриваются  формы и методы воздействия средствами устной и письменной речи. Цель обновленной  риторики - определение наилучших  вариантов (оптимальных алгоритмов) общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих  и т. п. Таким образом, неориторика - это наука об убеждающей коммуникации.

Риторика учила и учит, как  осуществлять общение, логично и  выразительно излагать и развивать  мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Первостепенное внимание теория красноречия  всегда уделяла устному, «живому» контакту.

Традиционно риторику считали также  искусством, сравнивали с поэзией, актерской  игрой на основе важности творчества, импровизации в речи, эстетического  наслаждения, которое доставляет публичное  «размышление вслух». Такие взгляды  характерны, например, для Аристотеля, Цицерона, А. Ф. Кони.

Многим дано от природы ораторское дарование, являющееся залогом успешной практики. Однако, по утверждению исследователей Е. А. Ножина, Н. Н. Кохтева, Ю. В. Рождественского и других, в каждом человеке заложен «ген» риторических способностей, которые можно и нужно развивать.

Скорее всего, в риторике - важнейшей  области культуры - наука и искусство  составляют сложный сплав, единство

2 общее и частное риторики  и законы риторики

Общая и частная риторика.

В начале XIX в. возникают понятия “общая риторика” и “частная риторика”. С чем это связано?

Теория красноречия в России XIX в. считалось наукой, которая занималась законами красноречия как искусства. Но эти законы относились или ко всем письменным и устным произведениям  вообще, или к каждому роду и  виду в отдельности. Поэтому риторика делилась на общую, излагающую общие  законы, присущие всем произведениям, и на частную, исследующую особенности  каждого рода произведений в отдельности, в том числе и особенности  устного выступления. Например, к  общей риторике относилось изучение соответствия стиля предмету изложения: о высоком говорилось высоким стилем, о низком -  сниженным. К частной риторике относилось составление официальных бумаг.

Объем и задачи риторики как науки  определяются в “Общей и частной  риторике” (1859) неизвестного автора: “В наше время риторика понимается в  обширнейшем значении, нежели у древних. Древние под именем риторики в  основном разумели совокупность тех  сведений, которые нужны к образованию  оратора; следовательно, их риторика ограничивалась только ораторским красноречием. В  наше время под именем риторики, или науки красноречия, разумеют науку, изучающую красноречие, которое  как искусство объемлет собою  все те произведения, в которых  преимущественно выражается способность  мыслящая и деятельная, а художественная служит только средством и орудием  выражения”.

Красноречие может быть изучаемо или  со стороны его внешних изменений, которым оно подвергается в различные  времена и у разных народов, или  со стороны основных, жизненных законов. Отсюда и наука красноречия распадается  на теорию и историю красноречия.

Теория красноречия есть наука, излагающая законы красноречия; эти  законы могут относиться или ко всем произведениям красноречия вообще, или к каждому роду и виду в  отдельности. Поэтому теория красноречия  разделяется на две части: на общую, излагающие законы, общие всем произведениям  красноречия, и на частную, исследующую  каждый род произведений порознь. Именно такой точки зрения на риторику придерживалось большинство русских исследователей в XIX в.

4 Законы риторики — приёмы, используемые в речи для достижения общериторического идеала.

Законы общей риторики

Закон гармонирующего диалога —  для достижения гармонии между оратором и аудиторией необходима диалогизация речи.

Его реализации способствует выполнение принципов:

Внимания к адресату

Близости содержания речи интересам  адресатов

Конкретности в изложении материала

Принцип движения — аудитория должна почувстовать, что речь происходит во времени и в пространстве

Закон продвижения и ориентации адресата — оратор должен хорошо ориентировать  слушателя в пространстве своей  речи

Закон эмоциональности  речи.

 Для её достижения могут  использоваться тропы.

Закон удовольствия — удовлетворение получают и оратор и аудитория.

 

Законы частной риторики

В отдельных риторических сферах действуют собственные законы.

Такие законы изучают академическое, судебное красноречие и политическая риторика.

К Законам речевого поведения, или к законам современной  риторики, относятся следующие:

1. Концептуальный закон. Предполагает  систематизацию материала обсуждения, всесторонний анализ предмета  речи и выстраивание знаний о нем.

2. Закон моделирования аудитории.  Предусматривает знание аудитории  (собеседника). Портрет любой аудитории определяется, во-первых, социально-демографическими характеристиками (пол, возраст, национальность, уровень образования, профессия), во-вторых, социально-психологическими характеристиками (уровень понимания обсуждаемых проблем, отношения к предмету речи) и в-третьих, индивидуально личностными признаками (тип нервной системы, темперамент, склад ума и т. п.)

3. Стратегический закон. Исходя  из характеристик аудитории (собеседника)  и на основе концепции, замысла  выстраивается стратегия, конкретная программа действий.

4. Тактический закон. Предусматривает  на основе выработанной стратегии  в процессе общения использовать  те или иные тактические приемы  для того, чтобы заинтересовать  собеседника, вызвать его на размышление и общение.

5. Закон словесно-речевого выражения.  Предусматривает умение облекать  мысль в действенную речевую  форму, логично, красочно доказывать  свои «тезисы». Формула Цицерона  гласит: «Оратор есть тот, кто  любой вопрос изложит со знанием  своего дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении».

6. Закон эффективного общения.  Предусматривает умение устанавливать,  сохранять и закреплять контакт  с аудиторией (собеседником), завоевывать  ее симпатии и внимание, интерес.  Для этого необходимо управлять  собственным поведением, управлять  поведением аудитории, корректировать, если необходимо, план встречи.

7. Системно-аналитический закон.  Предполагает умение анализировать полученный результат.

Концептуальный закон – основополагающий, так как от умения анализировать  ситуацию и принимать решение  зависит во многом успех общения; законы моделирования аудитории, стратегический, тактический, словесного выражения, эффективного общения «работают» на первый закон. Знание их дает возможность грамотно реализовать концепцию.

Значение системно-аналитического закона в том, что он помогает оценить  качество самой концепции и проанализировать все этапы ее реализации: найти  сильные и слабые звенья, корректируя недостатки.

Таким образом, законы риторики отражают системность речевой деятельности и следование им определяет коммуникативный успех.

Мы рассмотрели те основные принципы и законы современной риторики, которые  применимы в деловом общении. Принципы отличаются от законов своей  избирательностью, законы же носят  универсальный характер, т. е. используются в любом виде общения.

5 связь риторики с другими науками

Красноречие рождается из многих знаний и умений. Для того чтобы быть хорошим оратором, по словам Цицерона, «...необходимо усвоить самые разнообразные  познания, без которых беглость в  словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту самой речи, и  не только отбором, но и расположением  слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости, потому что вся мощь и искусство красноречия  в том и должны проявляться, чтобы  или успокаивать, или возбуждать души слушателей. Ко всему этому  должны присоединиться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека, быстрота и краткость как в отражении, так и нападении, проникнутые тонким изяществом и благовоспитанностью. Кроме того, необходимо знать всю историю, чтобы черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и гражданскими правами. Нужно ли мне еще распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса?»

Из этого высказывания следует, что риторику можно определить и  как науку, и как искусство. Если в античности риторику называли «царицей всех искусств», то в наши дни она  чаще рассматривается как наука. Отсюда следует еще одно определение  риторики — теория убеждающей коммуникации. Что же сближает риторику с искусством и с какими науками она теснейшим образом связана?

Если рассматривать риторику как  мастерство публичного выступления, то можно заметить ее особенную близость с литературой и театром. Выдающийся русский судебный оратор и теоретик красноречия А. Ф. Кони считал риторику литературным творчеством, но в устной форме. Общее между красноречием и поэзией находил Аристотель. Актерскими приемами пользовались все  выдающиеся ораторы, начиная с Демосфена и Цицерона.

В то же время на риторику смотрели и как на часть системы знаний, как на способ познания и толкования сложных явлений жизни. Особенно очевидна связь риторики и логики, в древности они рассматривались  в неразрывном единстве. И сегодня  в период подготовки содержания речи логике отводится главенствующая роль. Отбор фактов, разработка плана и  композиции выступления, обеспечение  доказательности и аргументированности  речи — все это требует знания законов логики. Логическая культура пригодится оратору, если в момент выступления  завяжется спор, и на этапе подведения итогов выступления.

Информация о работе Риторика как наука о способах речевого воздействия