Рисунки Пушкина к своим произведениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:01, реферат

Описание

Пушкин-рисовальщик помимо громадного литературного, оставил человечеству огромное графическое наследие. Более нескольких тысяч рисунков, из которых большинство приходится на портретные изображения и художественные наброски, сделано им на страницах набросков и черновых рукописей и лишь изредка на отдельных листах, в альбомах друзей, открытках и письмах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Отношение А.С.Пушкина к изобразительному искусству…………………...5
2.Основные принципы графики А.С.Пушкина………………………………….6
3.Илюстрации А.С.Пушкина к своим произведениям………………………….8
Заключение………………………………………………………………………...9
Список литературы………………………………………………………………10

Работа состоит из  1 файл

реферат по риторике))).docx

— 26.03 Кб (Скачать документ)

                                                    2

                                           Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Отношение А.С.Пушкина  к изобразительному искусству…………………...5

2.Основные принципы графики  А.С.Пушкина………………………………….6

3.Илюстрации А.С.Пушкина  к своим произведениям………………………….8

Заключение………………………………………………………………………...9

Список литературы………………………………………………………………10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         3

                                                             введение

Пушкин-рисовальщик помимо громадного литературного, оставил человечеству огромное графическое наследие. Более нескольких тысяч рисунков, из которых большинство приходится на портретные изображения и художественные наброски, сделано им на страницах набросков и черновых рукописей и лишь изредка на отдельных листах, в альбомах друзей, открытках и письмах. Он думал стихами, размышлял ими - как поэт и вспоминал, анализировал, шутил и сердился рисунками и своими набросками - как художник. Слово сменялось графическим образом изображением, а они - словом. Рисунки либо повторяли текст - подчеркивали его, либо вторили ему - усиливали смысл и глубину, либо отталкивались от него, давали продолжение идее произведения. Черновую рукопись Пушкина можно рассматривать как современную страничку сети, в которой рисунки играют роль ссылок. В отличие от Гюго, Гете, Бодлера, Байрона и других рисующих писателей и поэтов, у Пушкина рисование было лишь одной из стадий процесса творчества - стихописания. Возникновение рисунка во время письма предопределено и во многом подготовлено самим этим процессом. При этом техника, которой владеет писатель, не оказывает решающего влияния на прецедент появления рисунка творческой рукописи. Графическая традиция, свойственная каждой эпохе, влияет лишь на форму, на рисовальную манеру писателя – рисовальщика, обладающего или не обладающего профессиональными навыками. Поэтому естественно, что внешний вид рукописей писателей, принадлежащих к различным эпохам, будет различен. Но в то же время нечто общее будет проглядываться в листах, скажем, Пушкина и Ремизова.  
Самое интересное явление – это когда писатель, не рассчитывая не на какого зрителя, кроме себя самого, спонтанно рисует в процессе творчества. К.А. Баршт в статье «О типологических взаимосвязях литературы и живописи» высказывает предположение о том, что в процессе написания литературного произведения писатель «помогает» себе графикой, в этом и заключается задача графических эскизов.1 В процессе рисования такого рода могут быть созданы интересные или совсем не интересные с точки зрения искусствоведа композиции, но рассматривать их с этой точки зрения – значит намеренно искажать их смысл. Графика писателя по своей значимости для

                                                            4

исследователя – текстолога, историка литературы может быть приравнена к письмам, дневниковым записям. Рисунок на полях рукописи может и не иметь своего словесного соответствия. Однако графический образ всегда контекстуален, хотя это может быть и не контекст данной контекстной рукописи, а контекст творчества писателя. Для того что бы писатель обратился к этой форме не вербальной записи в процессе творчества, по мнению К.А. Баршта «… необходимо сочетание 3-х главных условий: 1. Это должен быть писатель, получивший вместе с образованием определенные навыки рисования <…>; 2. Это писатель, напряженно ищущий «новое слово», писатель – новатор, обретающий новые литературные формы, формирующие новый творческий метод; 3. Он должен обладать ясно выраженным стремлением зафиксировать мысль задуманного им произведения на самом раннем этапе ее возникновения…».2 
Сочетание этих 3-х условий рождает литераторов, создававших в своих рукописях «рисованные слова», таковы в русской литературе ХIХ в А.С. Пушкин и Ф.М. Достоевский. 
Начало систематическому и специальному изучению пушкинских рисунков было положено А.М. Эфросом в монографии «Рисунки поэта» (М., 1933). Им был составлен каталог рисунков Пушкина и дано научное описание каждого рисунка. Большой вклад в изучение пушкинской графики принадлежит и Т.Г. Цявловской, автору книги «Рисунки Пушкина» (М., 1980), которая в значительной мере посвящена истолкованию пушкинских рисунков-портретов.  

Цель моей работы : выяснение отношения поэта к изобразительному искусству. В изобразительном искусстве пушкинского времени не было строго единообразия, как не было и какого-либо единого отношения к нему. 
Данная работа посвящается характеристике взглядов Пушкина на изобразительное искусство, анализу его графики в контексте творчества поэта. Целью ее является обнаружение тех связей меж рисунками, произведениями и биографий Пушкина, что позволяет глубже понять замыслы писателя и восстановить отдельные подробности его жизни.

Предмет: являются произведения, письма Пушкина, воспоминания современников, в которых затрагивается его отношение к изобразительному искусству во всех его проявлениях.

                                                        

                                                          5

       1.Отношение А.С.Пушкина к изобразительному искусству.

Художником Пушкина не называли никогда, и Пушкин нигде не упоминает, хотел ли он так называться. Но с  уверенностью можно говорить, что  художников он любил больше, чем  свой литературный цех, где его угнетало равенство с Булгариным , унижающегося перед правительством. Художники были ему милее, потому что они жили и работали не группами, как литераторы, а в одиночку. Он не нанес обиды ни одному художнику, чье имя было известно в его дни. На художников Пушкин не написал ни одной эпиграммы, он благожелательно упоминал их при случаях в своих стихах – от Орловского, в раннем «Руслане и Людмиле», до Карла Брюллова, чью «Гибель Помпеи» он удостоил графического наброска и поэтического приложения в черновом тексте 1834 года: «Везувий зев открыл…». В статье, посвященной памяти Пушкина, К.А. Полевой писал: «Он страстно любил искусство и имел в них оригинальный взгляд».3 Пушкин не написал статьи, посвященной изобразительному искусству своего времени, подобно той, которой он посвятил театру. Поэтому чтобы составить представление о его суждениях в этой области приходится выбирать отдельные высказывания из стихов, писем и статей, обращаться к воспоминаниям современников.

 В своей работе А.М. Эфрос  приходит к выводу, что к изобразительному  искусству Пушкин был «… холоден и мало внимателен . Скорее всего, он по отношению к искусству Пушкин выполнял обязанности светского человека. Имена художников служили украшением для его поэзии. Он прибегал к ним не часто , лишь когда его текст требовал какого-нибудь наименования мастера, кисти или резца: Пушкин ставил то, которое приходило на память, или лучше дружило с его рифмой. Иногда этого же требовала мода или обычай круга, в котором он жил. Он говорил о художниках то, что говорилось кругом…» .

Но было и несколько исключений, доказывающих, что Пушкин был не так далек от искусства, как это представляет А.М. Эфрос. В стихотворениях «К бюсту завоевателя» (1829), «Полководец» (1835) и «Художнику» (1836) Пушкин дает сжатую но предельно меткую характеристику изобразительного искусства своего времени. Он по-настоящему был взволнован английским мастером Дау. Оттолкнувшись от портрета М.Б. Барклая де Толли написанного Дау, Пушкин написал «Полководца»:

Рисунки поэта мгновенные, не боящиеся преувеличений, карикатурностей, клякс, носящие черновой характер, сделаны  как бы для себя. Источники пушкинских впечатлений искусства можно назвать литературными в очень узком смысле. Пушкин ,очевидно, не читал ни одного сочинения, ни одного

                                                           6

труда, который последовательно  бы провел его через важнейшие  этапы истории художеств. В лицее  этого не требовалось; позднее - не довелось.

          2.Основные принципы графики А.С.Пушкина.

 Пушкинские рукописи полны рисунков. Их вид описывался пушкинистами не раз. Первым его сделал Анненков. Он описал их так: «Рядом со строчками для памяти и будущих соображений стоят в них начатые стихотворения, конченные в другом месте, прерванные отрывки из поэм и черновыми письмами к друзьям. С первого раза останавливают тут внимание сильные помарки в стихах, даже таких, которые в окончательном виде походят на живую импровизацию поэта <...>. Прибавьте к этому еще рисунки пером, которые обыкновенно повторяют содержание пьесы, воспроизводят ее таким образом вдвойне».32 Здесь изложено прозой то, что сказал стихами сам Пушкин в описании альбома Онегина:  
В сафьяне, по краям окован, 
Замкнут серебряным замком, 
Он был исписан, изрисован 
Рукой Онегина кругом. 
Меж непонятного маранья 
Мелькали мысли, замечанья, 
Портреты, числа, имена, 
Да буквы, тайны письмена, 
Отрывки, письма черновые, 
И, словом, искренний журнал 
В который душу изливал 
Онегин в дни младые …33 
В этом отрывке Пушкин довольно точно описал особенности своих рукописей. Анненков считает, что рисунки поэта повторяют содержание его творений, но это не совсем так. Рисунки Пушкина иногда действительно дублируют содержание, но такая ситуация встречается крайне редко. А вот источник появления Пушкинских рисунков Анненковым сделан верно: «…пушкинский рисунок возникал не как самоцель, но в результате бокового хода той же мысли и того же душевного состояния, которые создавали пушкинский стих».34 Пушкинский рисунок появляется в творческих паузах, в перерывах стихотворения. Пушкинский рисунок, по мнению А.М. Эфроса, - «… дитя ассоциации иногда близкой (и тогда Анненковый закон действителен), иногда очень далекой связью (с текстом). Но он всегда укладывается в один из ассоциативных рядов, тянущихся вдоль возникающего стихотворения».35 Более поздние искусствоведческие исследования уже справедливо находили недостаточным ограничивать объяснение сущности пушкинской художественной графики толь лишь ассоциацией: «Ассоциации, разумеется не исключаются, они , несомненно,

                                                          7

присутствуют  здесь, несомненно, активны, но дело тут  и в другом: в непосредственном конкретно-изобразительном воплощении неотъемлемого свойства поэта, художника  вообще – к самому себе «прикладывать», «примерять» на себя своих героев, реализованных и нереализованных  персонажей своего литературного творчества».36 Таким образом, вторая точка зрения предполагает отождествление А.С. Пушкина со своими персонажами. В. Батов полагает, что «и в изобразительной деятельности, и в словесном творчестве (литературно-поэтическом, публицистическом) А.С. Пушкин выражал только себя, свой гений, свою личность», рисунок это только один из способов психологической защиты.37 Сам же Пушкин подметил, что в большинстве случаев появление рисунков у него связано с неоконченным стихом, когда не давался эпитет, не шла рифма, - заминка разрешалась  рисунком. Пушкин писал в первой главе «Онегина» об этом :

 
Пишу и сердце не тоскует, 
Перо, забывшись, не рисует, 
Близ неоконченных стихов, 
Ни женских ножек, ни голов…  
Из этого можно сделать вывод: чем короче были паузы, тем мимолетнее рисунки и тем меньше их. Их количество увеличивалось, когда остановка была длительной; они разрастались – в конце стиха; они становились целыми скоплениями образов – в конце строф, в конце глав, в конце всего произведения. Для обрывов по середине, когда не писавшее стихов перо начинало выводить абрисы (контуры, очертание предмета), профили, росчерки, фигуры, характерно то душевное состояние Пушкина, которое он описал в начале отрывка «Зима. Что делать нам в деревне?..»: 
… Вот вечер: вьюга воет; 
Свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет; 
По капле, медленно глотаю скуки яд. 
<...> 
Беру перо, сижу; насильно вырываю 
У музы дремлющей несвязные слова. 
Ко звук звук нейдет… Теряю все права 
Над рифмой, над моей прислужницею странной; 
Стих вяло тянется, холодный и туманный. 
Усталый, с лирою я прекращаю спор…

 
Если муза покидала поэта, то поэт набрасывал фигуры и профили. То же самое наблюдается  и при окончании произведения. Порой и начало работы было связано  у Пушкина с некоторыми раздумьями, как начать

                                                           8

произведения; поэтому часто около  заглавия над ним, под ним около  начальных строк у Пушкина  можно встретить рисунок.

       3.Иллюстрации А.С.Пушкина к своим произведениям.

Для начала обратимся к  самому простому в графике Пушкина  – иллюстрациям. Достаточно большое  количество пушкинских рисунков в рукописях  являются автоиллюстрациями или носят иллюстрированный характер. Они появляются и в черновиках, и в перебеленных текстах, могут быть размещены по тексту или на отдельных незаполненных листах. Иллюстрировал Пушкин свои произведения на протяжении всего своего творческого пути, но расцветом иллюстрации считается болдинский период, в большинстве случаев «иллюстративность» пушкинских рисунков определить нетрудно, особенно если это жанровые сценки или детали, предметы, на которые указывает литературный контекст. Во многих случаях мы так и не сумеем определить кто же изображен: герой литературного произведения, его реальный прототип или это вообще собирательный образ. Иллюстрации можно разделить на три вида: иллюстрирование второстепенных мотивов в произведении, собственно иллюстрирование и титульные листы. Для нас титульные листы интересны, прежде всего тем, что на них графика поэта представлена, так сказать, в «чистом виде» и выполнена на сознательном уровне. Это синтез рисунка, каллиграфии (росчерк и подпись) и семантика слова. 
Образцом такого титульного листа можно назвать рисунок на заглавном листе поэмы «Кавказ» (первоначальное название «Кавказского пленника») Спиральными и волнистыми росчерками Пушкин оформляет надпись «Кавказ (поэма) 1820» и ниже росчерками рисует гористую местность и облака. Данный лист – редкий случай законченного и тщательно отделанного пейзажа, кстати, единственного в таком завершённом виде на титуле. 
В 1830 году Пушкин пополняет свою серию графических титульных листов. Как пишет Т.Г. Цявсловская, «эстетическое чувство побуждало Пушкина и обложки к своим рукописям превращать в художественные композиции»62. 
Обложка к «Маленьким трагедиям» (рис.40). Под заглавием «Драматические сцены» и датой «1830» - статичная фигура рыцаря в доспехах со спущенным забралом, со щитом и мечём. У основания фигуры рыцаря расположены рыцарские эмблемы, нарисованные в большом масштабе: знаменем, стрелами, секирой, литаврой, шлемом с забралом. Но что же всё-таки значил титульный лист для Пушкина? Литературная работа закончена или почти

                                                      9

закончена… Перебелённый текст – это текст, переписанный с удовольствием. Появляются спиральные завитки над буквами, в почерке становится важным элемент декоративности. В этом проявлялась потребность чисто эстетического свойства.

                                         

                                           Заключение

Изобразительное искусство  первой трети XIX века не может оставить равнодушным ни одного человека, который  имеет самое непосредственное отношение  к миру искусства. А.С. Пушкин нередко  пересекался и в жизни и  в творчестве с миром художников, Большинство профилей – это современники поэта и сам Пушкин. Портреты, нарисованные Пушкиным по памяти, рассказывают нам об этих людях и о самом себе. «Пушкинская графика – «зрительный дневник». Это – своего рода автобиография в рисунках»*, и, научившись этот «дневник» читать, мы глазами Пушкина увидели тех, кто его привлекал, о ком думал он, чьи поступки и судьбы его волновали. Пушкин как-то заметил: «Следовать за мыслями великого человека, есть наука самая занимательная». Это в полной мере относится к графике, зримо сохранившей его мысли. 
Но графика – это не только дневник Пушкина. Это еще и своеобразный вид искусства, которому не было равных среди искусства первой половины XIX века. Только лишь в конце XIX – начале XX века появится графика импрессионизма, которая очень будет напоминать пушкинские наброски. Говоря об отношении Пушкина к изобразительному искусству, нельзя согласится с мнением А.М. Эфроса, что в этом плане к искусству Пушкин выполнял лишь обязанности светского человека. Наиболее точно отношение Пушкина к изобразительному искусству высказал К.А. Полевой: «Он страстно любил искусства и имел в них оригинальный взгляд».. На мой взгляд Пушкин хорошо осознавал процессы происходившие в искусстве его времени. И сам Пушкин оставил богатое графическое наследие.

 

 

 

                                                       

                                                         10

                                      Список литературы

А.С. Пушкин в воспоминаниях  современников: В 2 т. – М., 1974. 
Батюшков К.Н. Сочинения. - М., 1955. 
Карамзин Н. Дмитриев И. Избранные стихотворения. – Л., 1953.

Эфрос А.М. Автопортреты Пушкина // Эфрос А.М. Мастера родных эпох. М., 
1997. 
Эфрос А.М. Рисунки поэта. – М., 1933.

 

 


Информация о работе Рисунки Пушкина к своим произведениям