Публичная ораторская речь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:00, контрольная работа

Описание

Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи (оратором) и имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения и т.п. Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых различных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения в сфере коммерческой деятельности, побудить его покупать определенные товары, продукты и т.п.

Содержание

Введение 3
1. Работа с информацией при подготовке речи 4
2. Подготовительная работа перед выступлением 4
3. Манера изложения 6
4. Невербальные каналы передачи информации 7
5. Структура речи 12
6. Приемы окончания выступления перед аудиторией 15
Заключение 18
Список литературы 19

Работа состоит из  1 файл

Публичная оратораскя речь.docx

— 43.07 Кб (Скачать документ)

 

Оглавление

 

Введение 3

1. Работа с информацией при подготовке речи 4

2. Подготовительная работа перед выступлением 4

3. Манера изложения 6

4. Невербальные каналы передачи информации 7

5. Структура речи 12

6. Приемы окончания выступления перед аудиторией 15

Заключение 18

Список литературы 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи (оратором) и имеет  своей целью изменить поведение  аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения и т.п. Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых различных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения  в сфере коммерческой деятельности, побудить его покупать определенные товары, продукты и т.п. Таких конкретных целей существует бесчисленное множество, но в любом случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя. Умение убеждать всегда ценилось обществом. Особенно велика роль профессионала речи в сфере  политики, общественной деятельности. Возрастание роли воздействующей речи в жизни общества привело к  возникновению учения, которое разрабатывало  корню этой разновидности речевой  деятельности. Такое учение называется риторикой («В русской традиции в качестве синонимов употребляются также слова «оратория» и «красноречие».)

Цель данной работы - рассмотреть  структуру ораторской речи, а для  этого нужно познакомиться с  основными правилами, которыми следует  руководствоваться при разработке содержания выступления, на что нужно  обращать внимание при разработке материала, какими способами улучшить ораторскую речь и, естественно, с лексическими и синтаксическими особенностями построения ораторской речи.

 

 

 

 

 

  1. Работа с информацией при подготовке речи

Следует заранее продумать, какие  цифры вы приведете. В речи не должно быть много цифрового материала, так как большое ко честно цифр утомляет слушателей, заслоняет главное. Цифры должны быть понятными, опираться на реальные фоновые знания аудитории. Например, широкой аудитории малопонятны или непонятны совсем цифровые данные об урожайности, надоях, количестве выработанных или затраченных энергоресурсов, спортивных рекордах и т.д. Поскольку редко кто может знать, какова урожайность, скажем, ржи или ячменя в средней полосе России и т.п., такие показателя следует приводить в сравнении. В аудитории, составленной из специалистов, цифрового материала может быть больше. Фоновые знания специалиста позволяют ему усваивать этот материал более быстро и легко.

В некоторых случаях цифры следует  округлять; так они лучше воспринимаются и запоминаются (население Н. составляет почти 500 тысяч человек). Но округление нежелательно в сообщении о числе  жертв, размере нанесенного ущерба; здесь округление может вызвать  у слушателей чувство недоверия.

При подготовке текста выступления  отдельное, самостоятельное направление  работы составляет работа с цитатами. Назначение цитаты может быть различным. Одни цитаты рассчитаны па эмоции; другие апеллируют к сознанию, убеждают приведенным  фактическим материалом, третьи опираются  на авторитет источника.

 

  1. Подготовительная работа перед выступлением

 

Выступление на собрании, совещании, митинге, в средствах массовой информации — разновидность ораторской прозы. Задача выступающего никогда не сводится к изложению некоторого объема информации. Выступающий вынужден, как правило, отстаивать свою точку зрения, склонять других к ее принятию, убеждать в своей правоте и т.д. Выступления различаются по тематике, объему, различны цели выступающих, различны аудитории, перед которыми они выступают. Однако существуют устойчивые, типовые приемы речевой разработки текста выступления. Совокупность этих приемов можно изложить в виде набора следующих рекомендаций:

К выступлению обязательно нужно  подготовиться. Не следует рассчитывать на удачную импровизацию, если существует хотя бы малейшая возможность для  подготовки.

Прежде всего, следует четко  сформулировать тему выступления, спросив  себя: что я хочу сказать? Не следует  самоуверенно полагать, что говорящему это всегда и так ясно.

Определите цель выступления. Чего бы вы хотели добиться? Поставить новую проблему? Опровергнуть чужую точку зрения? Переубедить аудиторию? Изменить ход обсуждения? Внести существ венные дополнения в обсуждаемую проблему?

В начале выступления сразу же сформулируйте  основную мысль выступления, основной тезис. Не следует затягивать введение тезиса. До тех пор пока слушатели не поймут, о чем вы собираетесь говорить, их внимание будет рассеянным, несосредоточенным. Помните, что если вы затягиваете изложение сути дела, то раздражение аудитории растет в геометрической прогрессии.

Определите главную мысль, расчлените ее на отдельные составляющие. Это  членение должно быть проведено последовательно  на основе одного принципа. Составляющие главную мысль компоненты должны быть соразмерны по важности, связаны между собой в одно целое. Каждая составляющая вашей главной мысли будет представлять отдельную часть вашего выступления, которая может быть названа по ключевому слову этой части выступления.

Начинайте изложение содержания с  самых главных, основополагающих тезисов. Наконец оставьте второстепенные, дополнительные компоненты.

В случае необходимости подберите  к каждому тезису соответствующую  информацию: статистические данные, сведения по истории вопроса, результаты социологических  опросов и т.п.

Свое мнение можно подкрепить ссылкой  на лицо, которое признано авторитетным. С этой целью целесообразно привести цитату, пересказать другой текст, воспроизвести  элементы личной беседы и т.п.

Высказываемая мысль будет более  убедительной, если вы подкрепите ее примерами.

Приводя аргументы в обоснование  своего мнения, расположите их таким  образом, чтобы их доказательная  сила возрастала. Поставьте самые  сильные аргументы в конце. Конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый.

Оцените непротиворечивость всего  текста в целом. Проверьте, насколько  соответствует последовательность изложения материала поставленной цели, характеру аудитории, конкретной речевой ситуации, сложившейся к  моменту начала вашего выступления.

Наиболее типичные погрешности  выступления: значительные отступления  от основного содержания, непоследовательность, несоразмерность отдельных частей, неубедительные примеры, повторы.

Каждому выступлению свойственна  своя специфика подготовки, но это  не означает, что общие принципы работы над текстом выступления  отсутствуют.

 

  1. Манера изложения

Поскольку устная речь необратима, говорящий  должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с первого  раза воспринималась слушателями. Обязанность  выступающего — свести к минимуму затруднения при восприятии речи. При этом, прежде всего следует иметь в виду некоторые синтаксические параметры текста.

Простые предложения и части  сложных предложений не должны быть чрезмерно длинными. Предел оперативной  памяти ограничен длиной словесной  цепочки, состоящей из 5—7 слов.

Более легко воспринимаются такие  типы конструкций, которые тяготеют к сфере разговорной речи. По структуре  эти конструкции представляют собой  предложения нераспространенные и  малораспространенные, односоставные (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные), неполные, неосложненные. Эти конструкции  могут быть как самостоятельными предложениями, так и частями  сложных предложений.

Нежелательно употреблять конструкции  страдательного залога. Их естественная сфера функционирования — официально-деловой  стиль, тексты, рассчитанные, прежде всего  на передачу и сохранение информации, а не на воздействие.

Восприятие речи значительно осложняется  использованием отглагольных существительных, заканчивающихся на =ние, =тие, а также других подобных им. Любое отглагольное существительное - это свернутое предложение, оно является как бы сгустком смысла, требующим развертывания и осознания. Поэтому текст с большим количеством отглагольных существительных, как правило, малопригоден для ораторского выступления.

При подготовке ораторского выступления  нельзя злоупотреблять также использованием терминов: не перегружайте текст терминологией  и не используйте узкоспециальные  термины.

 

  1. Невербальные каналы передачи информации

 

Невербальные сигналы - материальные, чувственно воспринимаемые действия общающихся, включая действия с предметами, несущие  для собеседников вполне определенный, закрепленный данной культурой смысл.

Среди невербальных сигналов различают симптомы, символы и  знаки.

Симптомы - невербальные явления (движения, действия), бессознательно проявляющиеся  в деятельности человека и отражающие психическое или физическое состояние  участника общения.

Симптомы преимущественно  представляют собой мимические движения и их сочетания (симптомы страха, радости, удовольствия, задумчивости и т.д.)

Символы - невербальные явления, являющиеся носителями так называемого социального символизма - символического значения, приписываемого обществом определенным предметам, действиям, явлениям.

Социальные символы непосредственно  не участвуют в коммуникации, но они несут коммуникативно релевантную  информацию, опосредованно включаясь  в процесс обмена информацией  между людьми.

Примеры социальных символов: иномарка, норковая шуба, собственная  вилла - зажиточность, длинные волосы у мужчин - артистическая профессия  и др.

Знаки, или собственно невербальные сигналы, - автоматизировано или сознательно  продуцируемые невербальные действия, имеющие в данной культуре определенный знаковый смысл, стандартное значение, с целью передачи этого значения собеседнику.

Изучением невербальных средств  общения занимаются следующие отрасли  лингвосемиотики: кинесика (экспрессивно - выразительные движения, поза, жесты, мимика, походка, визуальный контакт, направление движения, длина паузы), просодика (интонация, громкость голоса, тембр, пауза, вздох, смех, кашель), таксемика (рукопожатие, поцелуй, похлопывание) и проксимика (ориентация пространства, дистанция).

Естественный язык тесно  соприкасается с ближайшей к  нему семиотической системой - системой жестов. В кинесике исследователи жестов и поз выделяют простейшую (далее неразложимую без потери смысла) позу человеческого тела, кинеморф. Класс взаимозаменяемых поз образует кинеморфему. Главное для исследователя - выделить такие позы, которые действительно что-то значат в данной культуре, т.е. являются знаками. Их называют изолятами.

Важным средством повышения  эффективности речевого воздействия  оратора на аудиторию является его  движение по аудитории. Неподвижным  ораторам аудитория не доверяет, считает  их консервативно мыслящими. Движение оратора по аудитории повышает доверие  к нему, усиливает симпатии аудитории. Рекомендуется спускаться в зал, ходить по аудитории, наклоняться к слушателям. Выступающему необходимо время от времени выходить из-за трибуны, становиться рядом с ней.

Походка оратора должна быть ровной, размеренной, без ускорений, несколько медленнее, чем обычная  походка человека: в таком случае походка разнообразит восприятие выступления, но не отвлечет от него. Руки при ходьбе должны быть статичными. Не следует  держать на ходу руки в карманах: это воспринимается аудиторией как  свидетельство скрытности или неуверенности  оратора.

Жесты - это выразительные  движения головой, рукой или кистью, которые совершаются с целью  общения и могут сопровождать размышление или состояние. Различают  произвольные и непроизвольные жесты. Произвольными жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными жестами  являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают как рефлекторные движения. Как правило, такие жесты  бывают врожденными или приобретенными.

Жесты подразделяются на:

номинативные - их функция  заменять, дополнять или дублировать  вербальные средства. Номинативные знаки  используются автономно или вместе с вербальными средствами. К номинативным относится большой разряд изобразительных жестов. Их особенность в том, что они передают чувственный образ предмета, действия (изображение размера, формы)

эмоционально-оценочные - выражают оценку чего-либо в ходе общения (огорченная отмашка рукой, кулак как угроза, руки к груди как знак просьбы  и др.)

указательные - выделяют предмет  в коммуникативной ситуации, ориентируют  собеседника в пространстве, направлены в сторону предметов или людей  с целью обратить на них внимание (указание пальцем, ладонью, головой);

Информация о работе Публичная ораторская речь