Причины возникновения риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:28, контрольная работа

Описание

Риторика – одна из древнейших наук. В различные времена она занимала большее или меньшее место в развитии общества, ценилась выше или ниже, но никогда не исчезала. В развитии риторики явственно видны преемственность традиций, взаимовлияние культур, учет национальных особенностей, и в то же время – ярко выраженный общегуманистический характер.
Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. История свидетельствует, что важнейшим условием проявления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой критической мысли являются демократические формы правления, активное участие свободных граждан в политической жизни страны.

Работа состоит из  1 файл

риторика.doc

— 75.50 Кб (Скачать документ)

 

3. Мысленная  основа речи:

Мысленную основу речи составляет обработка собранного материала, происходит его композиционное оформление. Речь подчиняется закону 5± 2, что предполагает либо трехчастное, либо семичастное строение. Композиционно выступление состоит из введения, основной части и заключения (3 части), либо вступления, определения темы,  изложения, отступления, аргументации или опровержения и заключения (7 частей).

Во введении приводят общую характеристику проблемы, знакомят с историей вопроса, определяют основные термины. Можно закончить  введение набором вопросов, ответы на которые образуют дальнейшее изложение. Вступление служит для психологической подготовки слушателя, формирования интереса к заявленной теме. Именно во вступлении формируется положительный эмоциональный фон. Обычно вступление краткое, в соответствии с ситуацией может быть сдержанным или парадоксальным.

Основная часть  должна быть построена по принципу топики - "общих мест". Понятие "общие места" долго имело  дурную репутацию как нечто шаблонное, избитое. Но у Аристотеля они высоко ценились как способы изобретения  содержания речи. Общие места использовал Ломоносов, но критиковал Белинский. Многие топы создают пары и удобны при симметричном расположении материала.

Примеры топов (общих мест):

  • род и вид  (риторика и академическое красноречие).
  • целое и часть (композиция речи и вступление или заключение)
  • причина и следствие (переохлаждение организма и заболевание)
  • сходство и различие (греческая агора и электронная агора)

Топы выполняют организующую функцию: помогают в составлении плана, в  сборе и организации материала.

Основная композиционная трудность заключается в том, как иерархически точно и логически верно расположить материал. Выделяют несколько методов изложения материала: индуктивный (чаще используется в агитационных речах), дедуктивный (используется в пропаганде), метод аналогии (в академическом красноречии), концентрический, ступенчатый, исторический методы. Эти методы объединяются в естественные способы изложения материала. Но можно также выделить искусственный метод изложения материала – это фабульный, философский метод, в соответствии с собственной логикой изложения. Используется искусственный метод с целью удержать внимание аудитории и основан на эффекте повышенного ожидания (если ожидание обманывается, интерес к оратору растет).5

Отступление или  экскурс не является обязательной частью композиции и используется с целью снятия напряжения или для эмоциональной разрядки.

Аргументация – это доводы в  пользу тезиса, опровержение – это  доводы против возможных контраргументов. Аргументация является важнейшим композиционным блоком и в дальнейшем будет рассмотрена более подробно. Сейчас же отметим, что нужно различать формальные доказательства, основанные на законах логики от риторических аргументов, имеющих нелогический характер.

Заключение. Заканчивая выступление, принято делать выводы, обращенные к прошлому или к будущему. Окончание должно быть смелым и энергичным. Должен сработать "закон края" - обычно хорошо запоминается то, что в начале и то, что в конце. В заключении закрепляется достигнутый риторический эффект, положительный эмоциональный фон, подчеркивается позиция автора: еще Цицерон говорил о том, что только тогда будет эффективна речь оратора, когда он сам следует тем принципам, которые стремится передать аудитории.

Таким образом, композиция речи оформляется на этапе  инвенции, изобретения речи, закрепляется в ее расположении и произнесении.

Никогда нельзя говорить «по бумажке» - это усыпляет слушателей.

  1. Риторический анализ текста.

Образование.…Это слово  имеет великое множество определений. Существует мнение, что образование  – погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры. Прошлое – это те основы, нравственные ценности, уклад жизни, который постепенно складывался в течение веков у того или иного народа, нации. Настоящее – это та реальность, которая окружает человека и создается им на протяжении его собственной жизни. Будущее – это надежды, выраженные разными способами. В основании такой мечты – образцы культуры.

Каждый момент жизни  человека, начиная с младенчества, - момент освоения им культуры. И этот момент должен быть красив, как метко говорят скульпторы, «он не может быть безобразным, но и не может быть без образа». Может быть, в само слово «образование» и заложили это представление: способность осознавать мир через образы, который создает сам человек. Образ отношений, образ предметно-материального мира, другими словами, образ Я плюс образ Мира и моих способов взаимодействия с этим миром.

Каков должен быть объем  тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным? Каждый решает сам для себя. Но мне  кажется, очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забывается». (По С. Кокориной)

 

 

Образование. Уже первое слово теста определяет основную тему. В приведенном отрывке автор  размышляет о значении слова "образование".   
 Каждый абзац представляет определенную картину понимания данного слова. Автор идет от общего к частному. В первом абзаце мысль автора более глобальная: понятие образования прослеживается в хронологии человечества: прошлое, настоящее, будущее. Во втором абзаце вектор нацелен на хронологию жизни одного человека, начиная от младенчества. Проводится параллель между этимологией слова и восприятием мира младенцем через образы. В третьем абзаце автор концентрирует мысль на цитате психолога Лэндрета, которая отражает авторское понимание образования.

  Стиль текста -  публицистический. Возможно, это статья в одном из научно-образовательных журналах. Автор пытается привлечь внимание к понятию образования. Опирается на существующие мнения, этимологию слова. Также в тексте используется книжная ("погружение в прошлое", нравственные ценности", предметно-материальный мир" и т.д.) лексика и свойственные публицистике синтаксические фигуры: риторический вопрос(начало третьего абзаца", повторение слов: образование, образ, безобразный, образованный - в трех абзацах; кроме того в каждом абзаце тоже есть повторы: например, во 2-м слово "момент"; одинаковое синтаксическое построение предложений в первом абзаце; вводные слова (может быть, мне кажется). Все это работает на убеждение, т.к. публицистика очень приближена к ораторским выступлениям.

Тип речи - рассуждение. Содержит отношение к значению слова Образование. В первых двух предложениях содержится тезис, в последнем абзаце - вывод. Как уже говорилось, все абзацы скреплены однокоренными словами - образ, образованность, образование, т.е. использована цепная связь. Также в последнем абзаце проявляется личность самого автора, который высказывает близкую ему точку зрения. Часто используется прием синтаксического параллелизма: подлежащее и сказуемое выражены именными частями речи (прошлое - это момент жизни - момент освоения и т.д.). Обилие местоимений придает тексту неторопливость, как бы давая возможность читателю осознать каждое авторское слово, задуматься над мыслью автора.

 

1 Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. - М.: Норма, 2001 

2 Волков А.А. Основы русской риторики. - М., 1997

3 Ломоносов М. В. Краткое руководство к красноречию // Полн. собр. соч.: В 11 т. - М., 1952.

4 «Деловая риторика» Введенская Л. А., Павлова Л. А. Издательский центр «МарТ». 2004

5 Голуб И. Б.. Русский язык и культура речи. М.: «Логос». 2003г. 432с.

 


Информация о работе Причины возникновения риторики