Понятие концепции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:30, реферат

Описание

Конце́пция, или конце́пт, (от лат. conceptio — понимание, система) — генеральный замысел, руководящая идея. Концепция определяет стратегию действий. Также концепция — система взглядов на явления в мире, в природе, в обществе.
Концепция — это определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет, руководящая идея для его систематического освещения, комплекс взглядов, связанных между собою и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной задачи.

Работа состоит из  1 файл

Конце́пция.docx

— 41.82 Кб (Скачать документ)

Диалектика видит весь мир постоянно развивающимся, в  котором все взаимосвязано и  источником развития являются внутренние  противоречия. Развитие происходит путем накопления количественных изменений, которые приводят к качественным, к изменению формы, к образованию новых противоречий.

Метафизика либо отрицает движение и развитие, либо признает их, но как случайные, несвязанные  процессы, имеющие высший источник. И та и другая концепция описывает  реальные процессы. Диалектика делает акцент на изменчивой стороне предметов, метафизика описывает их устойчивые характеристики.

Кроме этого существуют:

1.Концепция бытия фундаментальной  философской картины мира

Картина мира – в отличие  от мировоззрения совокупность мировоззренческих  знаний о мире, «совокупность предметного  содержания, которым обладает человек» (Ясперс). Можно выделить чувственно-пространственную, духовно-культурную, метафизическую картину  мира. Говорят также о физической, биологической и философской  картине мира.

Центральное место в философской  картине мира занимает концепция  бытия. Бытие – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека. Философское понимание бытия и его соотношения с сознанием определяет решение основного вопроса философии. С течением времени и развитием философской мысли менялись взгляды и трактовки этого понятия. Рассмотрим основные из них.

Первую философскую концепцию  бытия выдвинули досократики, для которых бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Одни из них рассматривали бытие как неизменное, единое, неподвижное, самотождественное (Парменид), другие – как непрерывно становящееся (Гераклит). Бытие противопоставляется небытию; с другой стороны, досократики различали бытие «по истине» и бытие «по мнению», идеальную сущность и реальное существование. Платон противопоставил чувственное бытие чистым идеям – миру истинного бытия. Опираясь на проводимый им принцип взаимосвязи формы и материи, Аристотель преодолевает подобное противопоставление сфер бытия (поскольку для него форма – неотъемлемая характеристика бытия) и строит учение о различных уровнях бытия (от чувственного до интеллигибельного). Средневековая христианская философия противопоставляла «истинное», божественное бытие и «неистинное», сотворенное бытие, различая при этом действительное бытие (акт) и возможное бытие (потенция), сущность и существование, смысл и символ.

Отход от этой позиции начинается в эпоху Возрождения, когда получил  общее признание культ материального  бытия, природы. Эта трансформация, выражавшая новый тип отношения  человека к природе, обусловленного развитием науки, техники и материального  производства, подготовила концепции  бытия XVII-XVIII вв. В них бытие рассматривается  как реальность, противостоящая человеку, как сущее, осваиваемое человеком  в его деятельности. Отсюда возникает  трактовка бытия как объекта, противостоящего субъекту, как косной реальности, которая подчинена слепым, автоматически действующим законам (например, принципу инерции). В трактовке  бытия исходным становится понятие  тела, что связано с развитием  механики – ведущей науки XVII-XVIII вв. В этот период господствуют натуралистически-объективистские  концепции бытия, в которых природа  рассматривается вне отношения  к ней человека, как некоторый  механизм, действующий сам по себе. Для учений о бытии в Новое  время был характерен субстанциальный подход, когда фиксируются субстанция (неуничтожимый, неизменный субстрат бытия, его предельное основание) и ее акциденции (свойства), производные от субстанции. С различными модификациями подобное понимание бытия обнаруживается в философских системах XVII-XVIII вв.

Для европейской философии  этого периода бытие – предметно  сущее, противостоящее и предстоящее  знанию; бытие ограничивается природой, миром естественных тел, а духовный мир статусом бытия не обладает. Наряду с этой натуралистической  линией, отождествляющей бытие с  реальностью и исключающей сознание из бытия, в новоевропейской философии  формируется иной способ истолкования бытия, при котором последнее  определяется на пути гносеологического  анализа сознания и самосознания. Он представлен в исходном тезисе метафизики Декарта – «мыслю, следовательно, существую», в трактовке Лейбницем  бытия как отражения деятельности духовных субстанций – монад, в субъективно-идеалистическом  отождествлении Беркли существования  и давности в восприятии. Свое завершение эта интерпретация бытия нашла  в немецком классическом идеализме. Для Канта бытие не является свойством  вещей; бытие – это общезначимый способ связи наших понятий и  суждений, причём различие между природным  и нравственно-свободным бытием заключается в различии форм законополагания – причинности и цели. Для Фихте подлинным бытием является свободная, чистая деятельность абсолютного «Я», материальное бытие – продукт осознания и самосознания «Я». У Фихте в качестве предмета философского анализа выступает бытие культуры – духовно-идеальное бытие, созданное деятельностью человека. Шеллинг видит в природе неразвитый дремлющий разум, а подлинное бытие – в свободе человека в его духовной деятельности. В идеалистической системе Гегеля бытие рассматривается как первая, непосредственная ступень в восхождении духа к самому себе. Гегель свел человеческое духовное бытие к логической мысли. Бытие оказалось у него крайне бедным и по сути дела негативно определяемым (бытие как нечто абсолютно неопределенное, непосредственное, бескачественное), что объясняется стремлением вывести бытие из актов самосознания, из гносеологического анализа знания и его форм. Подвергнув критике прежнюю онтологию, пытавшуюся построить учение о бытии до и вне всякого опыта, без обращения к тому, как мыслится реальность в научном знании, немецкий классический идеализм (особенно Кант и Гегель) выявил такой уровень бытия, как объективно-идеальное бытие, воплощающееся в различных формах деятельности субъекта. С этим был связан историзм в понимании бытия, характерный для немецкого классического идеализма.

Идеалистическая установка  – понять бытие, исходя из анализа  сознания, свойственна и философии XIX-XX вв. Однако здесь аналитика сознания не отождествляется с гносеологическим анализом и предполагает целостную  структуру сознания во всем многообразии его форм и в его единстве с  осознаваемым миром. Так, в философии  жизни (Дильтей) бытие совпадает с целостностью жизни, постигаемой науками о духе специфическими средствами (метод понимания в противовес методу объяснения в физических науках). В неокантианстве бытие раскладывается на мир сущего и мир ценностей (т. е. подлинное бытие, которое предполагает долженствование). В феноменологии Гуссерля подчеркивается связь между различными слоями бытия – между психическими актами сознания и объективно- идеальным бытием, миром смыслов. Учение о бытии, по Гуссерлю, изучает предметно-содержательные структуры интенциональных актов сознания, прежде всего восприятия, выявляет связи между объективно-идеальными смыслами и соответствующими актами сознания. Шелер не ограничивает сознание актами созерцания, укореняя его в эмоциональных переживаниях и оценках. Поэтому учение о бытии для Шелера тождественно осмыслению эмоционально-душевных актов и коррелятивных им ценностей, различных по своему рангу. Для Хайдеггера бытие дано только в понимании бытия (бытие как коррелят интерпретаций бытия). Исходным для него является человеческое существование, трактуемое как эмоционально-волевое, практически-озабоченное бытие. Учение Хайдеггера о бытии представляет собой попытку герменевтического истолкования человеческого существования во всей полноте его бытия, фундамент которого он вначале усматривал в актах речи, позднее – в языке. Сартр, противопоставляя бытие в себе и бытие для себя, разграничивает материальное бытие и человеческое бытие. Первое есть для него что-то косное, сопротивляющееся человеческой воле и действию. Основная характеристика человеческого бытия в субъективистской концепции Сартра – свободный выбор возможностей.

В неопозитивизме радикальная  критика прежней онтологии и ее субстанциализма перерастает в отрицание самой проблемы бытия, истолковываемой как метафизическая псевдопроблема. Однако характерная для неопозитивизма деонтологизация философии по существу предполагала некритическое приятие языка наблюдения в качестве фундаментального уровня бытия науки.

В марксистской философии, отвергающей  различные формы идеализма, проблема бытия анализируется в нескольких направлениях. При этом подчеркивается многоуровневый характер бытия (органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, бытие личности), несводимость одного уровня к другому (материя и формы ее движения –  предмет естествознания, общественное бытие – предмет социологических  и исторических наук). Марксизм отстаивает историческую концепцию социального  бытия, видя в нем совокупную чувственную (прежде всего материальную) деятельность индивидов, социальных групп и классов. Бытие понимается как реальный процесс  жизнедеятельности людей, как часть  производство самой материальной жизни. В проблеме взаимосвязи природного и социального бытия диалектический материализм исходит из первичности  природы. Развитие общественно-исторической практики и науки приводит к расширению границ познанного и освоенного природного и социального бытия, служит основой постижения смысла бытия личности.

2. Сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм (от лат. scientia – знание, наука) – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Идеалом для сциентизма выступает не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественно-научного познания. В качестве осознанной ориентации сциентизм утверждается в западной культуре в конце XIX в., причем одновременно возникает и противоположная мировоззренческая концепция – антисциентизм. Последний подчеркивает ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах толкует ее как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека.

Сциентизм выдвигает  науку  в качестве абсолютного эталона  всей культуры, тогда как антисциентизм всячески третирует научное знание, возлагая на него ответственность за различные социальные антагонизмы. Конкретными проявлениями сциентизма служат концепции науки, развиваемые в рамках современных школ неопозитивизма, технократические тенденции, свойственные некоторым слоям бюрократии и научно-технической интеллигенции в современном обществе, а также устремления ряда представителей гуманитарного знания, пытающихся развивать социальное познание строго по образцу естественных наук. Позиции антисциентизма защищают некоторые направления современной философии (прежде всего экзистенциализм), а также некоторые отдельные представители гуманитарной интеллигенции.

Идеология сциентизма зародилась в недрах просветительства, получила развитие в неопозитивизме, т.е. уже  в собственно философском направлении, которое, номинально оставаясь философией, по существу самоустранялось в пользу науки как новейшего демиурга (творца), как единственного ответчика на все жизненно важные вопросы. Позитивистской философии свойственно стремление отказаться от всех доктрин, которые используют в качестве аргументов не проверяемые научно (экспериментально, эмпирически) доказательства. Сюда попали не только действительно использующие «голую риторику» политические идеологии, но и все философские системы, затрагивающие политические вопросы.

Вопрос о соотношении  философии и науки очень сложен, он имеет различные толкования, решения  и еще больше нюансов этих решений. Любая излишне жесткая формулировка этого соотношения чревата серьезными мировоззренческими последствиями. Опасны обе крайности – и жесткий  диктат философии над наукой (антисциентизм), и позитивистский отказ философии в возможности достижения истины (сциентизм).

3.Философская антропология 

Философская антропология, в широком смысле – философское  учение о природе (сущности) человека, который служит исходной точкой и  центральным предметом рассмотрения; в узком смысле – течение западно-европейской, преимущественно немецкой, философии 1-й пол. ХХ в.

Как течение немецкой философской  мысли философская антропология возникла в русле происходившего в начале ХХ в. общего для западно-европейской философии «антропологического поворота» и опиралась на идеи философии жизни (Дильтей) и феноменологии (Гуссерль и др.).

В центре внимания философской  антропологии лежит идеалистически понимаемая проблема человека, а основная идея – создание «синтетической»  концепции человека. Главные представители  этого течения – М.Шелер, А.Гелен, Г.Плесснер.

Шелер, один из родоначальников  философской антропологии, в работе «Положение человека в космосе» (1928) выдвинул задачу создания основополагающей науки о человеке. Он начертал обширную программу философского познания человека во всей полноте его бытия, предполагая, что философская антропология соединит конкретно-научное изучение различных  сфер человеческого бытия с целостным, философским его постижением. В  этой работе, как и в труде другого  теоретика философской антропологии Плеснера «Ступени органического и  человек» (1928), в космологической  перспективе рассматривались некоторые  существенные аспекты отношения  человека к животному и растительному  миру. Этот органический, биоантропологический подход к проблеме человека не стал подготовительным этапом последующего, более целостного взгляда на человека, но по существу узко ограничил горизонт философского антропологического мышления и был унаследован другими представителями философской антропологии (А. Геленом, Э. Ротхаккером, Э. Хенгстенбергом, М. Ландманом и др.).

Программа, выдвинутая Шелером, не была выполнена. Философская антропология, несмотря на некоторые её научные  и теоретические достижения, не стала  целостным учением о человеке и вылилась в отдельные философско-антропологические  теории – биологическую, психологическую, религиозную, культурную и др., которые  при известной принципиальной общности обнаружили существенные различия как в методах исследования, так и в понимании характера и назначения философской антропологии. У Шелера человек – не столько биологическое, но главным образом духовное существо, выделяющееся способностью к «чистому созерцанию вещей»; у Плеснера подчеркивается эксцентрическая природа утратившего свою самость человека, «приговоренного» в силу этого к вечному поиску и самосовершенствованию; по Гелену, человек по причине биологической недостаточности предопределён к деятельной активности, реализующей себя в различных формах культуры; у Ротхаккера и Ландмана он – продукт определенного стиля жизни, или «объективного духа» культуры. Сторонники философской антропологии в каждом конкретном случае выбирают какой-нибудь отдельный специфический аспект и возвышают его до уровня единственного определяющего признака природы человека, при этом другие, не менее важные аспекты игнорируются, так что в целом методологические принципы философской антропологии и вытекающие из них конкретные теоретические построения страдают существенными пороками. Осталась не осуществлёнными притязания философской антропологии на положение специальной, наряду с другими, дисциплины в составе философии, тем более основополагающей философской дисциплины, осмысливающей научное знание о человеке и воссоздающей на этой основе его целостный образ.

 Оттесненная в послевоенное  время экзистенциализмом, философская  антропология в 60-70-х гг. XX в.  влилась в широкое идейное  движение, претендующее на теоретическое  осмысление и истолкование современного  знания о человеке, на достижение  нового философского понимания  природы человека (прагматизм, глубинная  психология, структурализм).

4. Биологическая школа  и психологическая школа в  учениях о человеке

Биологический детерминизм 

Господствующим направлением в западной социальной философии  ХIХ - начала ХХ века был биологизм. Представители этого направления стремились познать законы функционирования и развития общества путем установления аналогий с биологическим организмом или биологической эволюцией в целом. В биолого-эволюционных школах социальную эволюцию (развитие) стали рассматривать как продолжение или составную часть биологи ческой эволюции.

Информация о работе Понятие концепции