Оратор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:06, контрольная работа

Описание

Что такое ораторское искусство? Кого назвать оратором? Любой ли человек, выступающий с трибуны с публичной речью или читающий лекцию, - оратор? Что подразумевается под "теорией ораторского искусства"?

Работа состоит из  3 файла

Оратор 4.docx

— 38.07 Кб (Скачать документ)

постепенно увеличивая темп.

Важнейший показатель речевой  культуры оратора - это бо-

гатый словарный запас,  точность и образность фраз и выраже-

ний,  это учение  лаконично  и  просто  сформулировать  свою

мысль.

Итак, оратор с высокой  культурой  речи  отличается  бо-

гатством  словарного запаса,  смысловой точностью выражения,

соблюдением языковых норм произношения,  образностью и  точ-

ностью словоупотребления.

    

2. Приёмы установления  контакта с аудиторией.

 

                 Лексически-синтаксические приёмы.                

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт  со

слушателями, то есть общность психического состояния оратора  и аудитории. Эта

общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных

эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его

заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как

гласит пословица, слово  принадлежит наполовину тому, кто  говорит, и

наполовину тому, кто слушает. Необходимо чувствовать аудиторию  и уметь

корректировать свою речь в зависимости от ее реакции. Оратор должен иметь

широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию  на любую

тему.

Главные показатели взаимопонимания  между коммуникантами - положительная

реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у  слушателей (их

поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки,

смех, аплодисменты), "рабочая" тишина в зале. Контакт - величина переменная.

Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и

неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи.

Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно  поддерживать,

зрительный контакт. Выступающий  обычно медленно обводит взглядом слушателей.

Перед началом речи выдерживают  небольшую психологическую паузу - 5 – 7

секунд. Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься  с

разной интонацией. Они  разделяются паузами. Существует гросспауза, она

делается при смысловом  переходе, для эмоционального эффекта, и для

подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. В каждое слово речи

необходимо вливать как  можно больше силы и энергии.

Для современной ораторской  речи  является  характерным сочетание  логико  -

аналитических и эмоцианально – образных языковых средств. Практика

выступления лучших ораторов показывает,  что сухое деловое  выступление,

сводимое к передаче "голой" информации в современной, хорошо осведомленной

аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и

даже раздражение.

Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется.

Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

·        Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам  на них

отвечает, выдвигает возможные  сомнения и возражения, выясняет их и приходит к

определенным выводам.

·        Переход  от монолога к диалогу (полемике) позволяет  приобщить к

процессу обсуждения отдельных  участников, активизировать тем самым  их

интерес.

·        Прием  создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается

ситуация, вызывающая вопрос: "Почему?", что стимулирует их познавательную

активность.

·        Прием  новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать,

размышлять.

·        Опора  на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

·        Показ  практической значимости информации.

·        Использование  юмора позволяет быстро завоевать  аудиторию.

·        Краткое  отступление от темы дает возможность  слушателям "отдохнуть".

·        Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь

внимание к ответственным  местам выступления (прием "тихий  голос").

·        Прием  градации - нарастание смысловой  и  эмоциональной значимости

слова.  Градация  позволяет  усилить,  придать им эмоциональную

выразительность фразе, сформулированной мысли.

·        Прием  инверсии - речевой оборот, который  как бы развертывает

привычный, общепринятый ход  мыслей и выражений на диаметрально

противоположный.

·        Прием  апелляции к собственным мыслям.

Среди приемов ораторской речи,  существенно  повышающих  ее эффективность  и

убедительность,  следует  особо выделить лексические приемы.Практически  во

всех руководствах по  ораторскому  искусству  среди  лексических приемов

рекомендуется использовать так называемые тропы.

Тропы - это речевые обороты  и отдельные слова, употребляемые  в переносном

значении,  которые позволяют  достичь необходимой эмоциональной

выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты,

гиперболы...

Сравнение -  один  из наиболее часто используемых приемов,  который  обладает

большой убеждающей силой, стимулирует  у  слушателей  ассоциативное  и образное

мышление и тем самым  позволяет оратору достичь желаемого  эффекта.

Метафора - это перенос  названия одного предмета на другой,  это речевое

сближение 2 явлений по сходству или  контрасту.  Например:  "Локомотив

истории  остановить невозможно..."

Эпитет - образное определение  предмета,  явления, раскрывающее его  сущность.

Например:  "Студент - это  не  сосуд, который  следует заполнить  знаниями,  а

факел,  который надо зажечь!.."

Аллегория - иносказательно изображает что-либо. Например: "Однажды  прохожий

спросил у строителя:"Что  ты делаешь?"  Тот подумал и  ответил: "Не видишь?

Вожу камни". Второй строитель  на тот же вопрос ответил: "Зарабатываю  деньги!"

Гипербола представляет  собой  вид тропа,  состоящего в преднамеренном

преувеличении свойств,  качеств  предметов  и явлений.  Например:  "Редкая

птица долетит до середины Днепра".

Действенным средством контакта являются специальные слова и  выражения,

которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я,

вы, мы, мы с вами), глаголы  в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся,

отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.),

обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь

хотите услышать мое мнение?). Специфика устной  речи  проявляется  в

построении фраз и целых  предложений.  Считается,  что  в публичном

выступлении предпочтение  следует  отдавать  более  коротким предложени-

ям,они лучше воспринимаются на слух  и  запоминаются.  Кроме  того,  короткое

предложение позволяет более  вариантно подходить к изменению  интонации.

Перечисленные  языковые средства контакта помогают преодолеть "барьер",

служат объединению говорящего со слушателями.

    

 Поза, жесты, мимика  оратора

 

Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы

кинетической системы  общения действуют на зрительный канал восприятия,

акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому

каналу, повышают эмоциональность  и тем самым способствуют лучшему  усвоению

высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается

зрительным путем.

Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости,

подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид  человека,

который длительное время  стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время

длительного доклада опытный  выступающий меняет позу. Шаг вперед в нужный

момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить

на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории  возможность

"отдохнуть" и затем  переходит к другому положению  речи. Не следует

расхаживать, двигаться в  стороны во время выступления.

Мастерство оратора проявляется  в усилении воздействия жестом, мимикой.

Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь. От

жестов значимых, которые  способствуют успеху речи, необходимо отличать

бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление  волос, одежды,

верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый  совершенный жест тот,

который не замечают слушатели, т. е. который органично сливается  с

содержанием речи.

В ораторском искусстве используются:

·        Ритмические  жесты. Они подчеркивают логическое ударение,

замедление и ускорение  речи, место пауз. Например, замедленное  движение вправо

при произнесении фразы "Говорит, что воду цедит".

·        Эмоциональные  передают оттенки чувств (сжатый кулак,

овальное движение руки, "отрубающая" фразу рука).

·        Указательные рекомендуется использовать в очень  редких

случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно  указать.

·        Изобразительные  наглядно представляют предмет,

показывают его (например, винтовую лестницу).

·        Символические  несут определенную информацию. К  этой

группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка  кистью правой руки),

жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе  движение "там и

здесь"), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест

обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения

(пальцы или ладони рук  соединяются).

О важности жестикуляции, говорит  тот факт, что в риториках, начиная  с

античных времен, ей посвящались  специальные главы.

Основным показателем  чувств говорящего является выражение  лица. Мимика

оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму  переживаний:

радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость ... . Выражение лица должно

соответствовать характеру  речи. У хорошего оратора, как замечал  А. Ф.

Кони:"Лицо говорит вместе с языком". Лицо и весь внешний  облик выступающего

должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение. Аудитория не

любит сердитых или безучастных.

    

    

                     Список используемой литературы:                    

Ø     Дружинина  Г. А., Чайка Г. Л. Пути формирования

профессиональных качеств  лектора. Лекционная пропаганда: вопросы  теории,

организации и методики. - К., 1989.

Ø     Ниренберг  Д., Калеро Г. Как читать человека словно

книгу/Пер. с англ. -  М., 1988.

Ø     Иванова С. Ф. Специфика публичной речи. - М. , 1978.

Ø     Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в  себе и влиять

на людей, выступая публично. - М. , 1995.

Ø     Ножин Е. А. Основы советского ораторского искусства. - М. , 1981.

Ø     Сопер П. Основы искусства речи. - М. , 1992.

Ø     Андреев В  И.  Деловая риторика, Народное образование, М.:1995.

Ø     Предраг М. Как проводить деловую беседу. - М.:1987.

    


Информация о работе Оратор