Обучение сочинению-рассуждению при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:21, реферат

Описание

Содержание и композиция экзаменационного сочинения четко структурируются его моделью, объемом (в IX классе не менее 50 слов, в XI классе не менее 150 слов) и ориентацией на текст-образец. Многолетняя традиция писать сочинения целыми тетрадями ушла в прошлое. Компьютерная эпоха требует умения выражать свои мысли в минимальном объеме. В IX классе он действительно минимален. Понятно желание экзаменаторов облегчить условия контроля, но объем в 50 слов никак не облегчает задачи. Многие учителя разрешают писать в XI классе текст, включающий до 300 слов, в IX — до 100 слов, но это никак не оговаривается в правилах проведения экзаменов и может быть истолковано экзаменаторами не в пользу выпускников.

Работа состоит из  1 файл

Подготовка к ЕГЭ по русскому.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

 Первый  этап — анализ текста. Текст представлен одним абзацем, но состоит из трех смысловых частей: 1—4 предложения, 5—8 и 9—11 предложения. Это текст-рассуждение.

 Первое предложение первой смысловой части называет тему рассуждения и заканчивается словами умение обращаться. В понятие «обращение» Гоголь вкладывает ироничный смысл, сопоставляя разницу «в обращении» европейцев и россиян. Таким образом, в первой смысловой части содержатся общие рассуждения о чинопочитании и «любоначалии» (А. С. Пушкин) в России сравнительно с европейскими странами.

 Вторая  смысловая часть представляет собой  антитезу «Прометей — муха», выражающую обобщенный образ начальника русской канцелярии, вообще чиновника в России.

В третьей смысловой части содержится авторский вывод, иронически описан вечный закон русской жизни: «Я начальник — ты дурак, ты начальник — я дурак». Умолчание-энтимема в конце текста оставляет вопрос открытым, намекает на огромный пласт недоговоренного, приглашает читателя к собственным размышлениям. Смысловые части четко членятся предложениями, в которых автор «приглушает», затушевывает свою прямолинейную оценку: Надобно сказать, ... (безличное предложение); Положим, ... (переходная структура между определенно-личным предложением и вводным компонентом); Говоришь, глядя на него... (обобщенно-личное предложение). Позиция автора выстраивается от скрытой иронии к прямому сарказму через ряд развернутых антитез, антонимичное противопоставление гиперболы и литоты.

 Начиная работу над сочинением, выбираем из задания А29 вторую проблему: На Руси обращение к человеку зависело от его социального положения [Бисеров, Соколова 2008].

 Первая  смысловая часть сочинения (2—3 предложения) должна содержать ключевое слово  — обращение. Пытаемся сформулировать смысл, который автор вкладывает в него.

 Во второй смысловой части старшеклассники формулируют позицию автора, пишут о том, как Гоголь относится к вечному закону русской жизни.

 В третьей  смысловой части уместны примеры с опорой на изученные произведения А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина («Родина», «Анчар»), М. Ю. Лермонтова («Родина», «Прощай, немытая Россия...»), А. П. Чехова. В заключительном предложении нужно показать актуальность рассматриваемой проблемы в сегодняшней России.

 В IX классе требования к сочинению еще более жесткие: минимальный объем — 50 слов, структура — неполное рассуждение (толкование данного в задании предложения, два комментария-подтверждения к нему, выбранные из текста). Вывод в рассуждении не предусмотрен. Один из комментариев может содержать сведения о позиции автора. Приводим текст из демонстрационных материалов. 

(I) Серега был настоящим художником. (Первое предложение задает тему всего текста и первой смысловой части, в нем сосредоточены опорные (ключевые) слова.) Нет, рисовать он не умел. (В первом же абзаце, состоящем из двух предложений, содержится доказательство «от противного».)

 Но, например, он умел быть желанным гостем. Он удивлял меня тем, что у него всегда находилась идея, с которой можно к кому-нибудь прийти. (Выражена позиция автора.) Либо у него оказывалось несколько диковинных конфет. Либо он дарил хозяевам какую-нибудь необыкновенную свечку. Если он знал, что идет в гости к девушкам или там есть хозяйка дома, он не забывал купить цветы. А какие тогда можно было купить цветы? Только несколько астрочек или гвоздичек. И он обычно покупал три гвоздички. Но как он их преподносил!..

 Если  же у Сереги совсем не было денег ни на что, у него были рассказы. И он всегда создавал особенную атмосферу не просто ужина или чаепития, а вечера с художником. 

 Микротема первой смысловой части — общая  характеристика героя.

 В первой смысловой части использован цепной принцип построения текста. Это неполное рассуждение. Тезис содержится в первом предложении, в остальных — аргументы. Два из них — «от противного»: первый аргумент с энтимемой Нет; второй выражен в вопросно-ответной форме предложениями (8), (9). Такие аргументы создают эмоциональный фон всего текста.

 Последнее предложение смысловой части  позволяет перейти к описанию конкретной ситуации, раскрывающейся во второй смысловой части. Первая смысловая  часть включает три абзаца. 

 (II) Однажды Сереге пришло в голову отметить Новый год в своей квартире. Денег у нас было мало, и мы купили то, что смогли. Все выбирал хозяин, и мне оставалось только удивляться, зачем, например, нужны два десятка белых бумажных скатертей.

Когда мы пришли к нему, он сказал:

 — Мы назовем наш праздник «Бумажный Новый год». Помогай!

Сам же снял со стены  большое зеркало.

— Это будет наш стол, — заявил он.

 Потом застелил всю комнату белыми скатертями. Посреди комнаты он положил зеркало, красиво разбросав на нем несколько яблок, мандарины, орехи. Расставил свечи, подготовил музыку.

 Из  оставшихся скатертей мы сделали бумажные накидки.

 Когда пришли гости, в доме вдруг вырубилось электричество. Весь дом забегал, засуетился, люди пытались наладить свет.

 — Вот  это подарок! — радостно сказал Серега. — Зажжем свечи!

 Микротема второй смысловой части — подготовка к Бумажному Новому году. Вторая смысловая часть построена на использовании параллельного принципа (наличии разных субъектов действий). Это повествование, включающее наречия однажды, потом, сложноподчиненное временное предложение со значением следования, часть глаголов-сказуемых в форме совершенного вида. Последнее предложение (с прямой речью) помогает читателю мысленно дорисовать картину фантастического Нового года.

 Вторая смысловая часть содержит девять абзацев, в том числе прямую речь.

 Автор включается в повествование как  персонаж-свидетель, радостно помогающий герою, не перестающий удивляться его фантазиям.

 Учащиеся  отвечают на вопрос: Какой смысл вкладывает автор в характеристику «художник» в первом предложении? 

 (III) Это был лучший Новый год в моей жизни. Без телевизора, музыки, обжорства. Мы сидели у зеркала в бумажных накидках, шелестели этими одеждами, разговаривали. Свечи горели, и мы чувствовали себя частью странной, но красивой картины, спектакля и книги вместе, которую Серега никогда не напишет. (По Е. Гришковцу).

 Первое предложение третьей смысловой части начинается связующим местоимением это. Смысловая часть состоит из одного абзаца.

 В заключительной части содержится скрытая грусть автора о том, что эти мгновения  счастья вряд ли повторятся. И талант «художника» Сереги заключается в том, что он может рождать эти неповторимые мгновения, творя их из самого разного «материала» жизни.

 Сочинение по этому тексту будет состоять из трех смысловых частей:

  1. толкование предложения;
  2. первый аргумент;
  3. второй аргумент.

 Определяем  объем каждой смысловой части.

 Работа  над рамочными предложениями  затруднена минимальным объемом сочинения. 

Художник  — кто он?

 1) В  последнем предложении ощущается  затаенная авторская грусть. О  чем она?

  1. Известный писатель, драматург, актер. Е. Гришковец встречал много людей на своем пути. Но встреча с Серегой, наверное, осталась единственной. Удивление. восторг, полное растворение в празднике, который создавал Серега вокруг себя, остались с ним на всю жизнь.
  2. Наверное, он хотел бы. чтобы Серега тоже создавал книги, спектакли и прославится. Но нужно ли это самому Сереге? Ведь его талант гораздо больше писательского, актерского — он творит живую жизнь. (75 слов)
 

 Сочинение может быть написано минимум в двух вариантах — от своего имени или от имени автора.

 Сочинение на лингвистическую тему тоже представляет собой рассуждение, включающее три смысловые части — тезис и два аргумента. Это самый трудный жанр сочинення-рассуждения.

 Планируем сочинение-рассуждение на лингвистическую  тему объемом не менее 50 слов:

  1. тезис — ответ на вопрос заголовка (2 предложения):
  2. первый аргумент (определение нужного грамматического понятия в форме прямого ответа на вопрос заголовка — 3—4 предложения);

 3) второй аргумент (пример из текста).

 Приводим  сочинения-рассуждения по тексту Е. Гришковца. 

Зачем нужна  эта пунктуация?

  1. Пунктуация необходима в письменных текстах. Без нее чтение любого текста было бы затруднено.
  2. Знаки препинания помогают ясно выразить свои мысли, а читающему адекватно их понять. Важны и отделительные, и разделительные, и выделительные знаки препинания.
  3. Пунктуация передает интонацию автора и персонажей. В тексте содержится диалог, который делает повествование живым, интересным.

 Восклицательный знак передает авторское настроение (10, 16), запятая при вводном слове  — его сомнения (23). Многоточие в  этом же предложении выражает то, что остается между строк. (72 слова) 

Зачем нужны  риторические вопросы?

  1. Риторический вопрос является ярким средством выразительности. Он часто используется в художественном и публицистическом стилях.
  2. Риторический вопрос не требует ответа. Он помогает автору не прямо, а опосредованно выразить не одно чувство, а целый сгусток эмоций.
  3. В тексте мы видим риторический вопрос: А какие тогда можно было купить цветы? Его значение можно понять так: цветов раньше в магазинах не продавали, их нужно было доставать, затрачивать на это усилия, старания. Значит, Сереге очень хотелось порадовать своих друзей, и друзья помнят это всю жизнь. (78 слов)
  4. В современной методике русский язык осознается как «надпредметная» школьная дисциплина. На уроке русского языка закладываются основы эвристической переработки любого обучающего текста. Анализируя задания ЕГЭ по другим гуманитарным предметам школьного цикла (литературе, иностранным языкам, обществоведению, экономике, биологии, географии и т.д.), видим, что в этих заданиях сформулированы вопросы, побуждающие выпускников написать текст-рассуждение. Наиболее точно вопросы и задания сформулированы в экзаменационных материалах по иностранным языкам, там дается даже план сочинения. Задания предусматривают, что нужно написать рассуждение, которое содержит тезис (формулирование выбранной или предложенной проблемы) и аргументы собственной точки зрения; написание вывода, как правило, не требуется.

 Таким образом, обучая сочинению-рассуждению по заданной модели на уроке русского языка, мы закладываем основы для успешной сдачи Единого государственного экзамена по всем школьным предметам гуманитарного цикла. 

ЛИТЕРАТУРА

 Бабайцева В. В. Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений филол. профиля. - М., 2004.

 Бисеров А. Ю., Соколова Н. В. Русский язык: ЕГЭ-2008: реальные задания. - М., 2008. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

О.М. Крайник

Барнаул 

Анализ  текста как этап подготовки к сочинению-рассуждению

 Особенности аттестации выпускников определяются спецификой выполняемой творческой работы и критериями ее оценивания. При проверке сочинения следует исходить из того, что оценивается не работа в целом, а умения и навыки, составляющие коммуникативную компетенцию. В этом аспекте несколько меняются традиционные подходы к обучению школьников созданию сочинений, а именно — уделяется больше внимания единству формы и содержания текста, его языковому уровню.

 Ключевые  слова: Единый государственный экзамен; сочинение-рассуждение; исходный текст; единство формы и содержания; формирование речеведческих умений; проблема текста; авторская позиция; комментарий исходного текста; аргументация.

 The peculiarities of assessing school-leavers' knowledge are determined by the specific character of creative work and its assessment criteria. When checking a composition it should be remembered that it is not the work in whole that is assessed but the skills comprising the communicative competence. In this aspect the traditional approaches to teaching schoolchildren write compositions are changed to some extent, i.e. more attention is paid to the integrity of the form and content of a text and its linguistic level.

 Key words: Unified State Exam; argumentative composition; original text; integrity of form and content; formation of speech skills; the problem of the text; the author's viewpoint; comments on the original text; argumentation. 

 Третья  часть экзаменационной работы ЕГЭ  по русскому языку проверяет состояние  практических речевых умений и навыков  и дает представление о том, владеют  ли выпускники школ монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения. Именно поэтому на уроках русского языка (и не только) необходимо целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся; формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод; учить вести любой диалог этически корректно. Для развития подобных умений решающее значение имеет подбор текстов, предъявляемых для анализа: текст, с одной стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных социальных, нравственных и других важных проблем, с другой стороны — должен предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.

Информация о работе Обучение сочинению-рассуждению при подготовке к ЕГЭ по русскому языку