Невербальные средства оратора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 21:53, реферат

Описание

Выражение ораторское искусство имеет несколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………...… 2
2. Невербальные средства общения ……………………………..... 3
3. Мимика …………………………………………………………… 4
4. Жестикуляция …………………………………………………...... 5
5. Заключение ………………………………………………………..12
6. Литература ……………………………………………………….. 13

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)

   Вторая  особенность невербальных сообщений – их синтетичность. Экспрессивное поведение трудно разложить на отдельные единицы.

   Непроизвольность, спонтанность многих невербальных действий – еще одна их особенность. Даже если люди пытаются скрыть свои намерения  или эмоции, замаскировать свои подлинные переживания, у большинства они непременно заявят о себе через ускользающие из-под контроля «экспрессивные привычки».

   Наконец, если говорить детей учат специально (причем семья и общество уделяют  этому достаточно много времени  и сил), то большинство невербальных знаков люди более или менее успешно усваивают сами – путем наблюдения, копирования, подражания. 

   2.2 Функции невербальных сообщений 

   Какую информацию получают люди в процессе невербальной коммуникации?

   Во-первых, это информация о личности коммуникатора. Она включает сведения о:

  1. темпераменте человека;
  2. его эмоциональном состоянии;
  3. его «Я»-образе и самооценке;
  4. его личностных свойствах и качествах;
  5. его коммуникативной компетентности (то, как он вступает в межличностный контакт, поддерживает его и выходит из него);
  6. его социальном статусе;
  7. его принадлежность к определенной группе и субкультуре.

   Во-вторых, это информация об отношении участников коммуникации друг к другу. Она включает сведения о:

  1. желаемом уровне общения (социальная и эмоциональная близость или отдаленность);
  2. характере, или типе, отношений (доминирование-зависимость, расположение-нерасположение);
  3. динамике взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекратить его, «выяснить отношения» и т.д.).

   В-третьих, это информация об отношении участников коммуникации к самой ситуации, позволяющая им регулировать взаимодействие. Она включает сведения о включенности в данную ситуацию (комфортность, спокойствие, интерес) или стремлении выйти из нее (нервозность, нетерпение и т.д.).

   Невербальная  и вербальная коммуникация, сопутствуя друг другу, находятся в сложном взаимодействии.

   Выделяют  несколько функций, которые невербальные сообщения выполняют при взаимодействии с вербальными. Это функции:

    • дополнения (включая дублирование и усиление) вербальных сообщений;
    • опровержения вербальных сообщений;
    • замещение вербальных сообщений;
    • регулирование разговора.

   Дополнение  означает, что невербальные сообщения  делают речь более выразительной, уточняют и проясняют ее содержание. Если вы обнимаете друга в тот момент, когда говорите ему, что очень рады его видеть, объятие служит дополнением речевому сообщению. Невербальные знаки могут использоваться для усиления наиболее важных моментов речи. Так, привлечь внимание аудитории можно, повышая громкость голоса, делая перед словами паузы или жестикулируя определенным образом.

   Опровержение  означает, что невербальное сообщение  противоречит вербальному. Если на вопрос «Вам интересно?» собеседник демонстрирует замешательство, отводит глаза в сторону, виновато улыбается и при этом говорит: «В общем-то, да», то следует усомниться в правдивости его ответа. Именно потому, что невербальное поведение в значительной степени спонтанно, меньше контролируется сознанием, оно может опровергать сказанное. Даже если свою первую реакцию человек контролирует, подлинное состояние обнаружится спустя примерно 4-5 секунд. Улыбка или выражение удивления, которые длятся дольше этого времени, могут указывать на обман. Вот почему полезно наблюдать за соответствием между речевыми и неречевыми посланиями.

   Замещение означает использование невербального  сообщения вместо вербального. Например, в шумной аудитории вы жестами сообщаете находящемуся от вас вдали приятелю, что нужно выйти и поговорить. Во время дискуссии ведущий может без слов, с помощью взгляда и поворота головы и тела, предложить кому-то из участников выступить.

   Регулирование означает использование невербальных знаков для координации взаимодействия между людьми. При этом часто используются описанные выше знаки, замещающие слова, - поворот головы в сторону того, кто должен выступать; тон голоса, сообщающий о завершении фразы; прикосновение к кому-то, выражающее желание о чем-то спросить, одобрительные или неодобрительные возгласы в адрес выступающего. Эти и многие другие знаки регулируют течение коммуникации.

   Таким образом, невербальные сообщения –  необходимая составляющая межличностной  коммуникации. Они являются индикаторами эмоциональных состояний и показателями многообразных отношений человека к окружающему миру. В любой, даже сугубо официальной и деловой ситуации  присутствует и активно ее формирует невербально выраженное отношение субъекта общения к самой ситуации, к партнеру и к себе самому. 
 
 

    1. Основные  каналы невербальной коммуникации
 

   Важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с участием разных сенсорных систем: зрения, слуха, кожно-тактильного чувства, вкуса, обоняния.

   Невербальное  общение включает в себя пять подсистем:

   1. Пространственная  подсистема (межличностное пространство).

   2. Взгляд.

   3. Оптико-кинетическая  подсистема, которая включает в  себя:

   - внешний  вид собеседника, 

   - мимика (выражение лица),

   - пантомимика  (позы и жесты).

   4. Паралингвистическая  или околоречевая подсистема, включающая:

   - вокальные  качества голоса,

   - его диапазон,

   - тональность, 

   - тембр. 

   5. Экстралингвистическая  или внеречевая подсистема, к  которой относятся:

   - темп  речи,

   - паузы, 

   - смех  и т.д. 

   Рассмотрим  подсистемы, имеющие наибольшее значение, несущие максимум информации о собеседнике – взгляд, пространственную и оптико-кинетическую подсистемы.  

    1. Кинесика. Мимика. Контакт глазами
 

   Термин  «кинесика» предложил американский психолог Р.Бёрдвистл для изучения общения посредством анализа движений тела. «Кин» - мельчайшая единица, «буква» движения. Считывая «кины», в итоге можно интерпретировать сообщения, передаваемые через жесты и другие телодвижения тела. Поведение складывается из «кинем», также как человеческая речь – из последовательности слов, предложений и фраз. Из повседневных наблюдений известно, что отношения партнеров по общению, их психологическое состояние, социальные роли выявляются в общении с помощью кинесической структуры раньше, чем через слова. Кинесическая структура выполняет функцию дополнения или замещения речевых сообщений, а следовательно, наделена своеобразным приоритетом в создании образа партнера и всей ситуации общения.

  К средствам  кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию.

  Мимика, или  выражение лица, - важнейший аспект невербальной коммуникации. Важность мимики такова, что при ее отсутствии (например, в результате болезни) общение оказывается невозможным. Лицо – основной канал передачи человеческих эмоций. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояниях человека. Эмоциональные проявления складываются из спонтанных и непроизвольных мимических реакций. Социальное подражание как одно из условий развития мимики возможно именно благодаря тому, что человек может управлять каждым мускулом своего лица. Общество поощряет выражение одних эмоций и порицает других.

  Выражение натуральных эмоций всегда симметрично. Однако левая и правая сторона  лица находятся под контролем разных полушарий мозга и поэтому могут отражать эмоции по-разному. По асимметрии лица тренированный наблюдатель может выявить манипуляцию, различить естественное и искусственное поведение.

  Контроль  за выражением лица позволяет усиливать, сдерживать, нейтрализовать, скрывать переживаемые эмоции. Для усиления эмоции мы делаем мимику более выразительной, более точной по рисунку в соответствии с ожиданиями людей, которые наблюдают за нами.

  Одни люди лучше контролируют свою мимику, другие хуже. Однако всем довольно часто приходится управлять выражениями лица.

  Контакт глазами – также подструктура кинесики, выполняющая в первую очередь  функцию регулирования разговора. Установлено, что направление взгляда  в общении зависит от содержания общения, от индивидуальных различий, от сложившегося характера взаимоотношений. Для правильного понимания взглядов как невербальных сообщений имеют значение не столько статистические параметры, сколько их изменение: то, как часто собеседник смотрит в глаза другого, менее важно, чем то, что он вообще перестает это делать, или напротив, начинает искать взгляд собеседника, хотя перед этим не смотрел на него.

  Как показывают исследования, максимальное время, в  течение которого прямой взгляд незнакомого  человека переносится без дискомфорта, не превышает трех секунд. Не очень уверенные в себе люди начинают ощущать напряжение и беспокойство раньше. Наиболее оптимально мягкое «прикосновение» взглядами. 

  3.2. Поза. Жесты  

   Поза  – это положение человеческого  тела. Поскольку позы – одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения, наблюдение за ними дает значимую информацию о состоянии человека – напряжен он или раскован, настроен на неторопливую беседу или только и ждет, чтобы уйти.

   Известно  около 1000 различных устойчивых положений, которое способно принять человеческое тело. Наиболее изучены три группы поз, выражающие отношение к партнеру:

  1. включение или исключение из ситуации (открытость или закрытость). Различные способы строить свою позу как закрытую – скрещенные руки на груди; сплетенные в замок пальцы, фиксирующие колено сидящего «нога на ногу»; отклонение спины назад и т.д. – соответствуют и внутренней закрытости в контакте. Поза, указывающая на готовность к общению: человек улыбается, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед.
  2. доминирование («нависание» над партнером, похлопывание по плечу, рука «забыта на плече собеседника и т.д.) или зависимость (взгляд снизу; ситуативная сутулость и т.д.)
  3. противостояние (человек стоит сжав кулаки, подбоченясь, выставив плечо вперед) или гармония (позы синхронизированы, открыты, свободны).

   Походка – элемент кинесической подструктуры, связанный с позой. Характер походки указывает как на физическое самочувствие и возраст человека, так и на его эмоциональное состояние. Элементами походки являются ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность. Именно эти параметры формируют образы ровной, плавной, уверенной, твердой, тяжелой, виноватой и других видов походки.

   Жесты – движения рук или кистей рук. Жесты в процессе общения не только сопровождают речь: по ним можно сделать выводы об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмету, о желаниях человека, о его состоянии. Особенности жестикуляции могут служить основанием для суждений о каком-то качестве воспринимаемого человека. Жесты могут быть произвольными и непроизвольными, типичными для данного человека и совсем нехарактерными для него, выражающими случайное состояние. По мнению исследователей, жест несет информацию не столько о качестве психического состояния, сколько об интенсивности переживания.

   Жесты можно классифицировать следующим  образом:

   - описательно-изобразительные  и выразительные, подчеркивающие  – эти жесты сопровождают речь  и вне речевого контекста теряют  смысл;

   - конвенциональные  – жесты приветствия и прощания, угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие, оскорбительные. Замещают в речи элементы языка, понятны без речевого контекста, имеют собственное значение в общении;

   - модальные  жесты – жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, неуверенности, незнания, страдания, раздумья и т.д. Выражают оценку, отношение к предметам и людям, сигнализируют об изменении активности субъекта в процессе коммуникации;

Информация о работе Невербальные средства оратора