Начало расцвета Русской риторики XVI- XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:34, контрольная работа

Описание

Объектом изучения является начало расцвета русской риторики в период 16 -17 веков.

Предметом изучения – роль и значение риторики, появление первых русских книг об искусстве владением словом.

Цель работы. Показать значимость первых книг о риторике позволяющих современному человеку изучить ораторское искусство.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи, встающие перед раскрытием данной темы:

1. Выявить сущность изучения риторики в России в 16-17 вв.

2. Охарактеризовать особенности первых познаний о русской риторике.

3. Проанализировать значимость риторики в современных условиях.

4. На примере таких литературных памятников как «Домострой», «О изобретении дел», «О украшении слова» раскрыть важность изучения риторики в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………с. 3
Основная часть…………………………………………………………….с. 5
. Русская риторика XVI века. Памятник русской литературы Книга, называемая «Домострой»……………………………………..………...с. 5
Русская риторика XVII века…………………………………….……с.9
Риторика, ораторское искусство - важнейший элемент современной культуры…………………………………………….………………..с. 15
Заключение……………………………………………………………...…с. 19
Список использованной литературы……………………………………..с. 21

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО РИТОРИКЕ.doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)

федеральное агентство по образовнию 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА  И ЭКОНОМИКИ 

псковский филиал 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

     По  дисциплине: «» 

    На  тему: «Начало расЦвета Русской риторики XVI- XVII века» 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Псков

2011

     Содержание 

  1. Введение……………………………………………………………………с. 3
  2. Основная часть…………………………………………………………….с. 5
    1. .  Русская риторика XVI века. Памятник русской литературы Книга, называемая «Домострой»……………………………………..………...с. 5
    2. Русская риторика XVII века…………………………………….……с.9
    3. Риторика, ораторское искусство - важнейший элемент современной культуры…………………………………………….………………..с. 15
  3. Заключение……………………………………………………………...…с. 19
  4. Список использованной литературы……………………………………..с. 21
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение
 

     Риторика - это классическая наука и учебная дисциплина, предполагающая точное знание своей истории. Предмет риторики принципиально не изменился за две тысячи лет. Каждая эпоха требует своего риторического стиля, но, как это ни парадоксально, предмет риторики оставался фундаментально единым, как едины нравственно-культурные основы бытия.

     Изучение  истории развития риторической мысли в России особенно на этапе появления первой русской «Риторики» весьма поучительно и важно во многих отношениях. Во-первых, познать истоки развития русских традиций в области риторики — это обогатить свою речевую культуру, речевую эрудицию пониманием исконно русских речевых правил, которые являются нашим национальным достоянием. Во-вторых, знание прошлого — это всегда знание, которое позволяет осмыслить не только традиции, но и понять основные стратегии развития риторики, которые могут быть ей характерны в будущем.

     Повышение речевой эрудиции один из основных путей формирования хорошего лектора. Им невозможно стать, не овладев основами риторики науки об убедительной и оптимальной речи. Всякая наука имеет свою историю, без знания которой бесполезно рассчитывать на успех, тем более в таком сложном деле как ораторское искусство.

     Важность  изучения риторики становиться в  наши дни все более очевидной. Старинная наука возрождается, растет всеобщий интерес к ней, все хотят знать, как научиться ораторскому мастерству, умению говорить публично. По-другому, кажется сейчас, и быть не могло: все эпохи социальных обновлений всегда влекут за собой преобразования в теории риторики, поскольку новая общественно речевая практика требует обобщения, научных размышлений и ждет рекомендаций от ученых.

     Актуальность темы определяется тем, что владение ораторским искусством значимо для делового человека живущего в современных условиях, и для полного понимания предмета необходимо знать истоки появления риторики, приходящие именно на 16-17 вв., когда зарождаются первые книги об искусстве красноречия.

     Объектом изучения является начало расцвета русской риторики в период 16 -17 веков.

     Предметом изучения – роль и значение риторики, появление первых русских книг об искусстве владением словом.

     Цель  работы. Показать значимость первых книг о риторике позволяющих современному человеку изучить ораторское искусство.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи, встающие перед раскрытием данной темы:

     1.   Выявить сущность изучения риторики в России в 16-17 вв. 

     2. Охарактеризовать особенности первых познаний о русской риторике.

     3.   Проанализировать значимость риторики в современных условиях.

     4.  На примере таких литературных  памятников как «Домострой», «О изобретении дел», «О украшении слова» раскрыть важность изучения риторики в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Основная  часть

2.1. Русская риторика XVI века. Памятник русской литературы Книга, называемая «Домострой»   

       Представление о риторике на  Руси имеют, конечно, историческим  источником греко-латино-византийскую  культуру. И дело в том, что  сущность предмета риторики как  научной и педагогической дисциплины  перешла в средневековое руководство  от античных философов, риторов и педагогов.

       Сведения о риторике на Руси  до 17 века очень скудны, по крайней  мере, нет данных о наличие  учебников по риторике. Так можно  говорить о существовании практической  риторики как искусства владения  убеждающим и действенным словом. Эту практическую риторику приходится реконструировать исходя из анализа тех сочинений, которые  дошли до нас как наиболее авторитетные.

     Через анализ риторики Древней Руси можно  увидеть богатство приемов,  которыми пользовались говорящие, многие сочинения, касающиеся практического бытового поведения, относятся к правилам  речи и показывают общую стилистику общения и стиль обращения со словом, характерные для наших предков.

       Отсутствие учебников риторики еще не говорит о незнании самой науки скорее напротив, начиная с 11 века встречаются слова ритор, ритория, ветий (оратор), ветийство, глаголание, и это показывает, что вопросы правил построения речи и обучения риторики не могли не ставиться, что существовал определенный стиль преклонения перед могуществом и силой слова.

     Стиль этот во многом связан  с проникновением на Русь христианства и его книжной культуры. Риторические знания входили на Русь вместе с сочинениями христианско-византийской учености. Риторика в Древней Руси рассматривалась как высшая наука, приезжие ученые греки восхвалялись не только за знание грамматического, но и риторического художества.

     Ораторская  практика в Древней Руси показывает  прекрасную риторическую подготовку, сведения о которой пока крайне скудны. Один из способов сбора этих сведений, реконструкция риторико-педагогической теории обучения речи из риторической практики произнесения речей и писания сочинений. 

       Современному исследователю и  читателю может показаться чрезмерно  сложной метафорика и нагромождение  словесных фигур, но с восприятием такого плетения слов хочется, чтобы современный читатель осознал те функции, которые предлагались учителю и ученику, те правила жизненного поведения, которым должно было следовать в соответствии с христианско-этической нормой жизни.

     Правила бытового поведения фиксируются  и записываются в различных пословицах и поговорках, изречениях и афоризмах, знакомясь с которыми человек  формирует образ своей речи. Чтобы  ответить на вопрос: «Каков же был образ речи древнерусского человека?» пришлось бы, видимо, обращаться к множеству сочинений, но мы обратимся к памятнику русской литературы XVI века к книге «Домострой», являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.

     «Домострой» полное название — «Книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам». Свод советов и правил, определявших все стороны жизни русского человека XVI в., поражающий нас сегодня почти неправдоподобной одухотворенностью даже мельчайших бытовых деталей. «Домострой» не просто сборник советов — перед читателем развертывается грандиозная картина идеально воцерковленного семейного и хозяйственного быта. Упорядоченность становится почти обрядовой, ежедневная деятельность человека поднимается до высоты церковного действа, послушание достигает монастырской строгости, любовь к царю и отечеству, родному дому и семье приобретает черты настоящего религиозного служения.

     «Домострой» создан в 1-й половине царствования Ивана Грозного. Авторство окончательного текста связывают с именем сподвижника и наставника Ивана Грозного благовещенского иерея Сильвестра.

     Силвестр  был великий книжник. Он не только писал и переписывал книги, но в большом количестве собирал их, часто потом дарил («вкладывал») в различные храмы и монастыри. Представление о его личной библиотеке могут дать рукописные книги, оставшиеся после его смерти в Кирилло-Белозерском монастыре. Во вкладной книге Соловецкого монастыря сохранилась запись о пожертвовании им в обитель целого собрания - 66 книг.

     Сильвестр вошел в историю литературы как  автор целого ряда произведений. Написанное им «Житие святой княгини Ольги» включено в «Книгу степенную царского родословия». Считают, что он приложил руку к некоторым разделам «Стоглава». Но главным в его наследии, несомненно, остается «Книга, глаголемая Домострой». Для историков - это бесценный источник истории русской жизни и быта, для филологов - неисчерпаемый кладезь русского языка и лексикологии.

       «Домострой» состоит из трех частей: об отношении русского человека к Церкви и царской власти; о внутрисемейном устроении; об организации и ведении домашнего хозяйства.

     «Царя бойся и служи ему верою, и всегда о нем Бога моли, — поучает «Домострой». — Аще земному царю правдою служиши и боишися е, тако научишися небесного Царя боятися...». [5] Долг служения Богу есть одновременно и долг служения царю, олицетворяющему в себе православную государственность: «Царю... не тщится служить лжею и клеветою и лукавством... славы земной ни в чем не желай... зла за зло не воздавай, ни клеветы за клевету... согрешающих не осуждай, а вспомни свои грехи и о тех крепко пекися...». [5]

     Так же часть сборника, которая посвящена вопросам семейного быта, учит, «как жити православным христианам в миру с женами и с детьми и домочадцами, и их наказывати и учити, и страхом спасати и грозою претити и во всяких делах их беречь... и во всем самому стражу над ними быть и о них пещись аки о своем уде... Вси бо есьми связаны единою верою к Богу...». [5]

  Среди памятников русской литературы «Домострой»  стоит в одном ряду с Святоглавом, Великими Четьи-Минеи и другими. Однако, превосходит их по выразительности и образности языка.

  Кроме религиозной, назидательной и поучительной частей, «Домострой» содержит очень важную информацию о социальном устройстве с множеством подробностей о быте и повседневной жизни боярского и купеческого сословий на Руси. Поэтому является кладезем для исследователей того времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2.2. Русская риторика XVII века 

          Древнерусских трудов по теории ораторского красноречия до нас не дошло. Рассматриваемая нами здесь русская Риторика начала XVII в. является первым из числа известным нам в этом роде произведением. Она была написана русским автором на десятки лет раньше известных в западной Европе XVII в. риторик Кауссина и Помея, которые буржуазная историография обычно считала первообразом всех русских риторик XVII и начала XVIII в.

          Данная «Риторика», как показывают факты, имела широкое распространение в списках и легла в основу позднейших русских риторик, поэтому заслуживает того, чтобы обратить на нее должное внимание. Обычное представление о риторике связывается со средневековыми схоластическими училищами, в которых она преподавалась. Но такое представление неверно. В русской книжности знакомство с риториками опередило организацию налаженного школьного обучения.

Информация о работе Начало расцвета Русской риторики XVI- XVII века