Логическая культура деловой речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 16:22, контрольная работа

Описание

Наблюдая интеллектуально-речевую деятельность в сфере бизнеса, мы часто позитивно или негативно оцениваем различные приёмы логической организации деловой речи, т.е. то, что составляет логическую культуру личности бизнесменов и окружающих их людей.

Содержание

Введение_____________________________________________________________ 3
1. Основные формально-логические законы и их применение в деловой речи___ 4
2. Логические ошибки, встречающиеся в деловой речи______________________ 6 3. Логические правила аргументации. Учет различных факторов воздействия на оппонента при использовании аргументов.________________________________10
Заключение __________________________________________________________13
Список использованной литературы _____________________________________14

Работа состоит из  1 файл

! контр работа.Дел общ.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

         Плохо, когда говорящий говорит то «разряжение», то «вакуум», то «водяная турбина», то «гидротурбина», или когда в одном случае он использует слово «томаты», а в другом — «помидоры». В разговорной деловой речи для обозначения новых понятий нередко создаются новые слова от иностранных по словообразовательным моделям русского языка. В результате появляются такие неуклюжие термины, как «шлюзовать» (от «шлюз»), «штабелировать» (от «штабель»), «кабелизировать» или «каблировать» (от «кабель»). Нельзя также признать правомерной замену привычных, вошедших в язык терминов новыми, образованными на иностранный манер (сейчас это особенно модно). Например, вместо понятного всем слова «штабелеукладчик» можно часто услышать «штабилер» и даже «шта-би-лятор». Ёще хуже, когда в результате такой замены появляется не совсем благозвучный термин, например, вместо «сортировочной машины» — «сортиратор». От слова «блюдо» работники современной ресторанной службы образовали уродливые термины «блюдаж» и «разблюдовка». Неправильное или параллельное употребление иноязычной лексики ведет, как правило, к ненужным повторениям, например: «промышленная индустрия» (в слове «индустрия» уже заключено понятие «промышленная»), «форсировать строительство ускоренными темпами» («форсировать» и означает «вести ускоренными темпами»), «потерпеть полное фиаско» («фиаско» и есть полное поражение). В деловой речи часто встречаются слова, не ставшие общеупотребительными, но активно используемые в деловой сфере. Это так называемые профессионализмы, которые служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, получаемой продукции и т.д. В отличие от терминов, представляющих собой официальные научные наименования специальных понятий, профессионализмы воспринимаются как «полуофициальные» слова, не имеющие строго научного характера4. Например, в производстве и эксплуатации автомобильной техники бытуют профессионализмы БАРАНКА — рулевое колесо, КОРЗИНКА — механизм сцепления. В устной речи полиграфистов можно услышать: ХВОСТ — нижнее наружное поле страницы, а также нижний край книги, противоположный ее головке, ЗАБИТЫЙ шрифт — шрифт, находящийся долгое время в набранных гранках, и т. п. К явным недостаткам деловой речи относится использование в ней слов-паразитов: «так», «так сказать», «понимаете», «значит», «вот», «это самое»» и др. Такие слова не украшают деловую речь, а только вызывают раздражение слушателей. Практически они бесполезны. Слова-паразиты — языковое явление, о котором стоит поговорить. Это такая же проблема, как и проблема правильного выбора слов. Слова-паразиты — это помеха, причем немалая. Они делают речь водянистой, отбирают у нее силу и эмоциональность. Как правило, эти слова доказывают: вы не уверены в том, что говорите. Однако многие так привыкли к ним, что заполняют ими все паузы в речи. Паузы между предложениями, группами слов, выражающими законченную мысль, должны быть. Нет необходимости заполнять их чем-либо. Кроме того, непрерывно произнося какие-либо звуки, вы лишаете себя тех ничем не занятых мгновений, во время которых можно спокойно подумать о том, что сказать собеседнику. Некоторая доля ошибок, связанных с неточностью речи, возникает от того, что многие отечественные бизнесмены не имеют должного образования и слабо разбираются в специальной терминологии. Поэтому они часто заменяют непонятное им слово знакомым или близким по звучанию. Так, некоторые слово «движитель» заменяют на «двигатель», «остойчивость судна» — на «устойчивость судна», «реф-люкс» — на «рефлекс», «уайт-спирит» — на «спирт», «цилиндровый» — на «цилиндрический» и т. д. [6]

         Ошибки в деловом разговоре делятся на три основных вида: ошибки эквивокации, ошибки логомахии и ошибки амфиболии.[4]

         Ошибка  эквивокации заключается в том, что собеседник несколько раз использует многозначное слово то в одном, то в другом значении, считая, что использует его однозначно. Так, если собеседник в одном месте употребил слово «мир» в смысле «вселенная», а в другом месте использовал это слово в значении «спокойствие, отсутствие раздоров и войн», то здесь явная ошибка, относимая к логической эквивокации.

         Ошибка  логомахии (спор о словах). Это тот случай, когда спорить бессмысленно, если не уточнить значение употребляемых слов.

         Ошибка  амфиболии проявляется тогда, когда собеседник высказывает многозначное суждение чаще всего непреднамеренно, не замечая этой многозначности, например: «Все члены генеральной дирекции переизбраны». Здесь непонятно, полностью ли обновлен состав генеральной дирекции или полностью сохранен в прежнем составе.

         В тех случаях, когда собеседник увлекается темой разговора, он может совершить  ошибку амфиболии, которая нередко  создает комический эффект. Так, один руководящий работник местной администрации, рассказывая присутствующим об успехах животноводства в его районе, сообщил: «Другой наш фермер широко применяет разовые опоросы. Он уже покрыл 145 разовых свиноматок, что дало в итоге около 1200 поросят. В следующем году он надеется покрыть еще больше».

         Нарушение закона тождества может вызываться и полисемией, особенно в тех случаях, когда слово обладает рядом близких значений и к тому же соотносится с недостаточно определенным (различным) понятием. Наш язык изобилует выражениями, которые обладают неясным значением. Естественно, что два человека могут вкладывать в подобные выражения разный смысл. На этой основе возникают ситуации, в которых говорящий и слушающий понимают его по-разному. Внешнее, видимое тождество в действительности скрывает в себе различие. И наоборот, люди часто не могут сойтись во мнении только потому, что одну и ту же мысль облекают в разные формы, вследствие чего она кажется им нетождественной. Типичным выражением подобных ситуаций являются дискуссии, участники которых, в сущности, не понимают друг друга (степень непонимания иногда такова, что спорщики, как принято выражаться, «говорят на разных языках»). Отождествление различных понятий представляет собой одну из наиболее распространенных логических ошибок в деловом разговоре — подмену понятия. Сущность этой ошибки состоит в том, что вместо данного понятия и под видом его употребляют другое понятие, причем эта подмена может быть как неосознанной, так и преднамеренной. Подмена понятия означает подмену предмета разговора. Разговор в этом случае будет относиться к разным предметам, хотя они будут ошибочно приниматься за один предмет. Простые и ясные законы формальной логики позволяют быстро найти ошибки в рассуждениях, вскрыть их, показать другим и вовремя исправить эти ошибки. Деловой разговор отличается от всякого другого, прежде всего своей логичностью, поскольку он ориентирован на соблюдение строгости речи, т. е. ее четкости и определенности. Какие бы ошибки с точки зрения логики ни допускали бизнесмены, можно всегда показать, что любая из них сводится, в конечном счете, к нарушению требований того или иного логического закона: закона тождества, закона противоречия, закона исключенного третьего и закона достаточного основания.

 

3. ЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА АРГУМЕНТАЦИИ.

УЧЕТ  РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ

НА ОППОНЕНТА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ  АРГУМЕНТОВ

 

         Главное для делового разговора – выработка  правильного управленческого решения, умение доказать верность своим партнерам  или клиентам или опровергнуть их доводы. Именно аргументирование, построенное на законах логики, помогает правильно соразмерить ближние и дальние цели, развить умение «смотреть под ноги, но видеть горизонт», сочетать текущие выгоды и будущие блага.

         Аргументирование  – это сугубо логический процесс, суть которого в том, что в нем обосновывается истинность суждения (т.е. аргументов или, как их проще называют доводов). [4] Аргументация достигает цели, когда соблюдаются правила доказательства.

         В действительной жизни мы должны уметь  пользоваться теми средствами доказательства и убеждения, которые наилучшим образом подходят в данной ситуации. Например, вы считаете данное направление развития фирмы перспективным, однако начальник с Вами не согласен. Вы хотите с помощью честных приемов убедить начальника. Вы проводите оценку перспектив, учитываете все виды затрат, анализируете все "за" и "против". Разумеется, что главными аргументами будут те, которые отражают интерес начальника и руководимой им фирмы. Это и есть ключ успешному проведению переговоров.

         На  всякое решение оказывает влияние множество факторов. Наличие дополнительного фактора может переменить данное решение на противоположное, если для принимающих решение удельный вес этого фактора достаточно высок.

         Особенностью  психологического фактора является то, что в течение времени вес аргумента может понижаться в сознании. Поэтому главные аргументы приберегают на решающий момент, когда наступает время принятия решения. В момент обсуждения Вы должны четко, ясно, преодолев все психологические барьеры общения, изложить свои аргументы в логической последовательности, располагая более сильные аргументы после менее сильных, оставляя некоторый запас аргументации на случай продолжения дискуссионной борьбы. В процессе доказательства той или иной истины можно идти от слабых аргументов к более сильным, постепенно усиливая логическую, нравственную и эмоциональную компоненты аргументов. [10]

         Правила по отношению к аргументам:

1) Аргументы должны быть истинными суждениями.

Ошибки, связанные  с нарушением этого правила, называются "ложный аргумент" или "предвосхищение основания". В случае ошибки "предвосхищение основания" ситуации состоит в том, что аргумент сам нуждается в доказательстве.

2) Доказательство не должно заключать в себе круга.

Ошибка, возникающая  в данном случае, называется "круг в доказательстве", что получается, если тезис доказывать с помощью следствия, выведенного из этого тезиса: "масло обладает свойством быть масляным".

3)Аргументы должны быть достаточным основанием для тезиса.

Нарушение этого  правила может приводить к  следующим ошибкам:

- "не следует, не вытекает" (например, из того факта, что солнце при его восходе сначала освещает вершины гор, а только затем их основания, вовсе не следует, что Земля шарообразна, а следует только то, что она круглая; шарообразность же Земли вытекает из другого, а именно из того факта, что в любом месте Земли горизонт имеет геометрическую форму окружности и дальность горизонта везде одинакова);

- "от сказанного в относительном смысле к сказанному безотносительно" (например, способность ядов быть лекарствами в некоторых случаях вовсе не свидетельствует в пользу того положения, что яды лечат всегда);

- "довод к человеку" (например, истинность доказываемого тезиса относят к личным качествам человека, формулирующего этот тезис);

- "довод к публике" (вместо логического обоснования тезиса попытки вызвать психологическую симпатию или антипатию к предмету разговора);

- "аргумент к авторитету" (например, древние греки назвали эту ошибку "сам сказал").

- Аргументы должны быть допустимыми.

         Данное  правило означает то, что аргументы не могут быть никак не связанными с тезисом, т. е. не могут быть аргументами "как попало". Эти аргументы "как попало" чаще всего проявляются как:

- "аргумент к силе" (например, вместо логического отношения применяют внелогические отношения: административное, моральное, экономическое и другие виды давления на личность);

- "аргумент к выгоде" (например, суждение "Бог существует" является истинным, потому что это полезно обществу);

- "аргумент к здравому смыслу" (например, в качестве аргумента часто говорят, что "так считают все", "все так делают", "этого требует здравый смысл", что, конечно, не может быть достаточным основанием);

- "аргумент к верности" (используется для осуществления какой-либо поддержки человеку).

         Таковы  основные правила аргументирования, построенные с использованием основных законов логического доказательства и опровержения. Только соблюдая их, можно успешно пользоваться чисто техническими приемами ведения дискуссии и полемики.

         В этой связи есть несколько конкретных советов.

В ходе аргументации пользуйтесь только теми аргументами, которые вы и ваш оппонент понимаете  одинаково.

Не преуменьшайте  значимость сильных аргументов противника — наоборот, лучше подчеркивайте  их важность и свое правильное их понимание.

Если ваш аргумент не принимается, найдите причину этого и далее в разговоре на нем не настаивайте.

Свои аргументы, не связанные с тем, что говорил  противник, приводите после того, как вы ответили на его доводы.

Ограничивайте количество своих аргументов. Излишняя убедительность всегда вызывает отпор, так как превосходство партнера в споре всегда обидно. Приведите один - два ярких аргумента и, если достигнут желаемый эффект, этим ограничьтесь.

Говорите не только о плюсах своих доказательств  или предложений, но и о минусах. Этим вы придадите своим аргументам больший вес, так как двусторонний обзор (плюсы и минусы) лишает их легковесности и обезоруживает оппонента.

Используйте в  качестве аргументов только то, что  принимает ваш оппонент. Не путайте  факты и мнения.

Подавайте аргументы, демонстрируя уважение к оппоненту и его позиции. Помните, что друга убедить легче, чем врага.

Ссылки на авторитет, известный вашему оппоненту и  воспринимаемый им тоже как авторитет, усиливает возможности ваших  аргументов. Ищите авторитетное подкрепление им. Не отвергайте доводы партнера, а признавая их правомерность, переоценивайте их силу и значимость. Усиливайте значимость потерь в случае принятия его позиции или уменьшайте значимость выгод, ожидаемых партнером.

Не стремитесь быстро переубедить оппонента, лучше идти постепенными, но последовательными шагами. [6]

 
 

Информация о работе Логическая культура деловой речи