Контрольная работа по дисциплине «Общая риторика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:54, реферат

Описание

Гегель говорил о том, что истинное свободное мышление стало возможным лишь в Греции. Поскольку территория Древней Греции представляла собой островки поселений, отгороженных друг от друга лишь невысокими горами и объединяемых общим выходом к морю, то это, с одной стороны, одновременно делало возможным развитие относительно локализованных общественных и культурных отношений, которые отличали данные поселения друг от друга. Некая культурно-географическая неоднородность совокупности государств-полисов приводила к тому, что они жили между собой в постоянном соперничестве. Соперничество приобретало не только характер войн, но велось также в экономической, политической, культурной сферах.

Содержание

1. Софистика как метод рассуждений.
• Софисты создатели античной риторики.
• Софисты – кто это?
• Вклад софистов в культуру.
• Критика софистов.
• Заключение.
2. Психология аудитории.
• Введение.
• Контакт оратора со слушателями.
• Особенности аудитории.
• Требования к внешнему виду оратора.
• Изложение материала.
• Заключение.

Работа состоит из  1 файл

КР по риторике.docx

— 55.97 Кб (Скачать документ)

     По  определению психологов, контакт - это  общность психического состояния оратора  и аудитории, это взаимопонимание  между выступающим и слушателями. В результате чего возникает эта общность? Прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности, т.е. оратор и слушатели должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы - оратор, излагая тему своего выступления, а слушатели, следя за развитием его мысли. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, контакта нет. Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории ученые называют интеллектуальным сопереживанием.

     Не  случайно в народе говорят: "Слово  принадлежит наполовину тому, кто  говорит, и наполовину тому, кто слушает".

     Для возникновения контакта важно также  и эмоциональное сопереживание, т.е. оратор и слушатели во время  выступления должны испытывать сходные  чувства. Отношение говорящего к  предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакцию.

     Таким образом, контакт между оратором и аудиторией возникает в том  случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью  и испытывают сходные переживания.

     Психологи подчеркивают, что необходимым условием возникновения контакта между оратором и аудиторией является искреннее, настоящее  уважение к слушателям, признание  в них партнеров, товарищей по общению.

     Возникает вопрос: как определить, удалось установить контакт или нет?

     Внешне  контакт проявляется в поведении аудитории, а также в поведении самого оратора.

     Нередко во время выступления оратора  в зале царит тишина. Но как различна бывает эта тишина!

     Одних ораторов слушают, затаив дыхание, боясь  пропустить хоть одно слово. Эта тишина регулируется самим оратором. Шутки  выступающего, его юмористические замечания  вызывают движение в зале, улыбки, смех слушателей, но этот смех прекращается сразу же, как только оратор вновь  начнет излагать свои мысли. Во время  выступления других ораторов тоже сидят молча, но не потому, что ловят каждое его слово, а потому, что не хотят мешать выступающему. Это так называемая "вежливая" тишина. Сидеть-то сидят, не нарушая порядка, не разговаривая, но не слушают, не работают вместе с оратором, а думают о своем, мысленно занимаются другими делами. Поэтому сама по себе тишина еще не говорит о контакте оратора с аудиторией.

     Главные показатели взаимопонимания между  говорящими и слушающими - положительная  реакция на слова выступающего, внешнее  выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), "рабочая" тишина в зале.

     О наличии или отсутствии контакта свидетельствует и поведение  оратора. Если оратор говорит уверенно, ведет себя естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в  поле зрения, значит, он нашел нужный подход к аудитории. Оратор, не умеющий  установить контакт с аудиторией, как правило, говорит сбивчиво, невыразительно, он не видит своих слушателей, никак  не реагирует на их поведение.

     Следует иметь в виду, что оратору порой  удается установить контакт только с частью слушателей, а не со всей аудиторией. Можно сказать, что контакт - это величина переменная. Он может  быть полным и неполным, устойчивым и неустойчивым, изменяться в процессе выступления оратора. Конечно, каждый выступающий должен стремиться установить со своими слушателями полный контакт, устойчивый от начала до конца речи. А для этого необходимо учитывать  целый ряд факторов.

     Бесспорно, на установление контакта оратора со слушателями влияют прежде всего актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления.

     Именно  интересное содержание в значительной степени определяет успех ораторской речи, является залогом установления контакта между оратором и аудиторией.

     Однако  в ораторской практике следует учитывать  еще целый ряд моментов, требований, несоблюдение которых может свести на нет интересное содержание, снизить  эффективность ораторского воздействия.

     Большое влияние на установление контакта с  аудиторией оказывает личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем. Если оратор известен как человек эрудированный, принципиальный, как человек, у которого слово  с делом не расходится, человек, не бросающий слов на ветер, выступающий "не ради красного словца", то аудитория  будет испытывать доверие к такому оратору.

     Чтобы установить контакт со слушателями, важно учитывать особенности  аудитории, в которой предстоит  выступить.

     Заслуженный профессор Николай Степанович, чеховский  герой рассказа "Скучная история", вспоминая о своей лекторской деятельности, пишет:

     Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и  я, когда читаю. Предо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и  триста глаз, глядящих мне прямо  в лицо. Цель моя - победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени  ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти.  

Особенности аудитории.

     Рассмотрим  основные особенности аудитории  ораторской речи. Прежде всего важно знать, однородна или неоднородна аудитория.

     По  каким же признакам можно судить об однородности аудитории? К ним  относятся такие характеристики слушателей: возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы, настроение и т.п. Понятно, чем однороднее аудитория, тем единодушное реакция слушателей на выступление, тем легче выступать. И наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями.

     Существенный  признак аудитории - количественный состав слушателей. Кому приходилось  выступать на собрании или на конференции, тот вспомнит, что приемы, используемые в той и другой аудитории, манера поведения, форма преподнесения  материала, обращение к малочисленной  и многочисленной аудитории были различными. Иногда интересуются, в какой аудитории легче выступать - в малочисленной или многочисленной. Каждая аудитория имеет свои особенности. Некоторые ораторы боятся большой аудитории, они начинают сильно волноваться, их охватывает, как говорят, "ораторская лихорадка", и они теряют дар речи. Малочисленной аудиторией легче управлять, но в данном случае оратор должен хорошо знать вопрос, о котором идет речь, так как вряд ли удобно читать с "листа" перед небольшим количеством слушателей.

     Для аудитории характерно и чувство  общности, которое проявляется в  эмоциональном настрое слушателей.

     Вероятно, во время выступления все не раз  наблюдали любопытные явления. Вот, к примеру, в какой-то части зала возник легкий шум, и он очень быстро распространяется по всему помещению. Сосед одобрительно кивнул выступающему головой. Это определенным образом повлияло на поведение оратора, на его отношение к словам говорящего. А вот прозвучала ироническая реплика, и на нее живо реагируют остальные слушатели. Влияние слушателей друг на друга особенно ярко проявляется при одобрении или неодобрении речи выступающего.

     В чем же дело? Почему это происходит? Да потому, что слушатели испытывают действие различных психологических  механизмов: одни слушатели бессознательно повторяют действия окружающих, другие осознанно воспроизводят образцы поведения рядом сидящих, на третьих оказывают влияние мнение и поведение большинства присутствующих. В результате действия этих механизмов в аудитории создается общий настрой, который существенно влияет на установление контакта между оратором и слушателями. Поэтому оратору нужно учиться управлять настроением аудитории, уметь, если надо, изменить его.

     На  установление контакта между оратором и аудиторией влияют и некоторые  особенности психологии слушателей. Слушатели предъявляют оратору  особые требования: они предоставили ему в процессе общения главную  роль и хотят, чтобы он оправдал ее. Поэтому важно, чтобы слушатели  почувствовали уверенность в  поведении оратора, увидели спокойствие  и достоинство на его лице, услышали твердость и решительность в  голосе. Вот что рассказывает о  своем выступлении на международном  конгрессе Олег Антонович Юдин, доктор биологических наук, герой романа А. Крона "Бессонница":

     Выступавшего  передо мной оратора я слушал почти  внимательно. Я бы солгал, сказав, будто  совсем не волновался, но это было волнение хирурга перед операцией, что  бы ни происходило у него на душе, руки дрожать не должны. Поэтому, когда  председатель с некоторым затруднением произнес мою всю жизнь казавшуюся мне очень простой фамилию, я встал и подошел к председательскому столу так же, как привык входить в операционную, не спеша, со спокойной уверенностью в каждом движении, чтоб ни у помощников, ни у сторонних наблюдателей, спаси боже, не возникло даже тени сомнения в успехе.

     Не  правда ли, интересное сравнение: оратор выходит на трибуну с той же уверенностью, с какой привык входить  в операционную. Даже само появление  оратора оказывает психологическое  воздействие на аудиторию - оно должно настроить слушателей на успех ораторской речи, ни у кого не должно возникнуть даже тени сомнения в удаче. Но оратор - такой же человек, как и все  остальные. Перед выступлением у  него могут возникнуть неприятности, непредвиденные осложнения, наконец, он может вдруг почувствовать недомогание. Однако аудитории нет дела до личных переживаний оратора. Значит, ему  надо уметь скрыть свое настроение, на время отключиться от всего, что не связано с выступлением в аудитории.

     А.С. Макаренко учил педагогов-воспитателей:

     Настроение у вас может быть каким угодно, а голос у вас должен быть настоящим, хорошим, твердым голосом. Никакого отношения к вашему голосу настроение не имеет... Нужно сделать так, чтобы ваша физиономия, ваши глаза, ваш голос были в некоторых случаях автономными.

     Рекомендации  А.С. Макаренко, несомненно, полезны  и для ораторов.  

Требования  к внешнему виду оратора.

     Особенностью  психологии аудитории является то, что слушатели - это одновременно и зрители. Оратор только появляется на трибуне, а слушатели уже оценивают его, обмениваются друг с другом критическими замечаниями. Что же привлекает в ораторе зрительное внимание слушателей? Конечно, в первую очередь его внешний вид.

     Одежда  выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь, быть опрятной и аккуратной. А.Ф. Кони советовал лекторам:

     Следует одеться просто и прилично. В костюме  не должно быть ничего вычурного и  кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно  помнить, так как психологическое  действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой.

     Аудитория внимательно следит также за поведением оратора во время речи. Лишние, механические движения выступающего отвлекают внимание слушателей, становятся предметом обсуждения аудитории. Обращают внимание слушатели  и на позу лектора. Иные ораторы, добравшись до трибуны, ложатся на нее, раскачиваются  то вправо, то влево, переминаются с  ноги на ногу, топчутся на месте. Все  это отрицательно действует на слушателей, не способствует установлению контакта с оратором.

     Слушателям  далеко не безразлично, куда смотрит  оратор. Нередко можно наблюдать  такую картину: делает начальник  доклад, выступает на собрании и  время от времени посматривает в  окно, окидывает взглядом стены, опускает глаза на пол, поднимает их к потолку, рассматривает свои руки, т.е. смотрит  куда угодно, только не на слушателей.

     Бывает  еще хуже: выступающий смотрит на аудиторию, как в пустое пространство, смотрит отсутствующим взглядом. Можно ли в таком случае говорить о подлинном взаимопонимании между оратором и аудиторией? Конечно, нет! Правда, зрительный контакт со слушателями вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Но если во время речи медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую, то можно создать впечатление хорошего зрительного контакта со слушателями.  

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Общая риторика»