Этикет и речь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:55, реферат

Описание

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о роли речевого этикета. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо:
дать общую характеристику самого понятия «речевой этикет»,
определить его содержание и функции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
1. Этикет. История возникновения речевого этикета………………………4
2. Основа, понятие и характеристика речевого этикета, факторы, определяющие его формирование………………………………………..7
3. Речевой этикет, как важный элемент национальной культуры…………10
4. Свойства и специфика речевого этикета………………………………….12
5. Функции речевого этикета…………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………………………..19

Работа состоит из  1 файл

реф.DOC

— 113.50 Кб (Скачать документ)

   Речевой этикет реализуется как в характеристиках  речи в целом, так и в специализированных единицах. Эти единицы - формулы приветствия, прощания, извинения, просьбы и пр., - как правило, представляют собой перформативы (т.е. высказывания, произнесение которых одновременно означает совершение названного действия). Действительно, фразы: «Приношу извинения», «Благодарю», « Прошу Вас» и т.п., не описывают действия, а сами являются действиями - соответственно: извинением, принесением благодарности, просьбой и т.д.

   Употребляя  те или иные единицы речевого этикета, можно достигать различных целей, можно выражать свои эмоции и провоцировать эмоциональную реакцию у партнера по коммуникации. В художественной литературе употребление маркированных единиц речевого этикета часто служит для создания речевой характеристики персонажа.

   В современной, особенно городской культуре, место и роль речевого этикета коренным образом переосмысляется. С одной стороны, подвергаются эрозии традиционные основы этого явления: мифологические и религиозные верования, представления о незыблемой социальной иерархии и т.п. Речевой этикет теперь рассматривается в чисто прагматическом аспекте, как средство достижения коммуникативной цели: привлечь внимание собеседника, продемонстрировать ему свое уважение, вызвать симпатию, создать комфортабельный климат для общения.

   С другой стороны, речевой этикет остается важной частью национального языка и культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение

   В процессе написания данной работы я узнала много интересного о своём языке, о культуре своей страны, но, что самое важное я поняла, что речь и речевой этикет - это одна из главных сил самоидентификации человека в обществе. Передо мной через примеры использования речевого этикета стали видны исторические тенденции и особенности русской культуры и русского языка.

   Речевой этикет способствует установлению контакта между собеседниками, привлекает внимание слушателя (читателя), выделяет его среди других потенциальных собеседников, позволяет засвидетельствовать уважение, помогает определить статус происходящего общения (дружеский, деловой, официальный и пр.), формирует благоприятную эмоциональную обстановку для общения и оказывает положительное воздействие на слушателя (читателя).

   Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности  человека. Это, прежде всего, относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, журналистам и прочим. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение.

   Соблюдение  речевого этикета людьми, так называемых лингвоинтенсивных профессий, имеет, кроме того, воспитательное значение, способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества. Следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учреждения, предприятия создаёт благоприятное впечатление, поддерживая положительную репутацию всей организации.

   Русский речевой этикет является одной из составляющих национальной культуры, которая берёт на себя основную тяжесть  сохранения русского этноса и государственности. И возрождение русского этикета  и речевого этикета, в том числе должно стать приоритетной задачей государства и общества в ближайшее время. Ведь это будет огромным и основательным шагом в возрождении России как одного из столпов мировой культуры и цивилизации, а так же - это будет великим вкладом в дело сохранения и развития русского этноса и государства. 
 

   Список  использованной литературы

    1. Будагов Р.А. Язык и речь в кругозоре человека. - М.: Добросвет, 2000. - 304 с.
    2. Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М.: Русский язык, 1990. - 247 с.
    3. Введенская Л.А. Культура речи. - М.: Феникс, 2001. - 448 с.
    4. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие. - М.: Феникс, 2007. - 382 с.
    5. Гольдин В.Е. Русский язык и культура речи. - М.: УРСС, 2003. - 216 с.
    6. Орестов О. Л .Другая жизнь и берег дальний. М., 1974 - 191 е.;
    7. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. - 2-е изд.перераб. и доп. - М.: Русский язык, 1987. - 158 с.
    8. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет - М.: Интер пресс медиа, 2002.- 236 с.
    9. Эренбург И. Люди, годы, жизнь. В 3-х томах - М: Текст. 2005 г. - 749 с.

Информация о работе Этикет и речь