Этапы подготовки и проведения публичного выступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:58, реферат

Описание

Индивидуальная манера говорить свидетельствует, прежде всего, о наличии у бизнесмена следующих двух качеств, характеризующих его как личность. Первое из них - это степень его самоутвержденности, т.е. насколько уверенно он себя чувствует, насколько сильно развито в нем чувство собственной правоты. Второе, наоборот, - степень его неуверенности в себе. Критериями оценки служат здесь определенные выражения, а также частота их повторения. Так, слова, служащие для выражения некоей неопределенности («в известной степени», «как-нибудь», «я бы сказал», «вообще» и т.п.), выдают неуверенность. Речь уверенного в себе человека изобилует словами «разумеется», «именно так», «конечно», «великолепно», «правильно» и т.п.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по риторике.docx

— 41.21 Кб (Скачать документ)

    Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей.

    Перед началом речи выдерживают небольшую  психологическую паузу - 5-7 секунд.

    Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью  следующих ораторских приемов:

  1. Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.
  2. Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.
  3. Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: «Почему?», что стимулирует их познавательную активность.
  4. Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.
  5. Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.
  6. Показ практической значимости информации.
  7. Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.
  8. Краткое отступление от темы дает возможность слушателям «отдохнуть».
  9. Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).

    Действенным средством контакта являются специальные  слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы  в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые  коллеги), риторические вопросы. Перечисленные  языковые средства контакта помогают преодолеть «барьер», служат объединению  говорящего со слушателями. 

    3. Поза, жесты, мимика оратора

    Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального  стиля. Эти элементы кинетической системы  общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей  по слуховому каналу, повышают эмоциональность  и тем самым способствуют лучшему  усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем.

    Оратор  должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности  и естественности на трибуне, перед  аудиторией. Вид человека, который  длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного  доклада опытный выступающий  меняет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или  иного места речи, помогает сосредоточить  на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность  «отдохнуть» и затем переходит  к другому положению речи. Не следует  расхаживать, двигаться в стороны  во время выступления.

    Мастерство  оратора проявляется в усилении воздействия жестом, мимикой. Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление  волос, одежды, верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый  совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т. е. который органично  сливается с содержанием речи. В ораторском искусстве используются:

  1. Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз.
  2. Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак).
  3. Указательные рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать.
  4. Изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его.
  5. Символические несут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение «там и здесь»), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).

    О важности жестикуляции говорит тот факт, что в риториках, начиная с античных времен, ей посвящались специальные главы.

    Основным  показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует  эмоции аудитории, способна передать гамму  переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость. Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал           А. Ф. Кони, «лицо говорит вместе с языком». Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение. Аудитория не любит сердитых или безучастных.

    4. Анализ ораторской  речи

    После ораторского выступления необходим  анализ. Прежде всего для того, чтобы  найти, выделить и учесть в дальнейшем недостатки.

    Схема анализа ораторской речи

  1. Какова тема выступления?  Достигнута ли его цель? Подходит ли тема аудитории, вызывает ли интерес?
  2. Какой материал использован в тексте выступления?
  3. Какова композиция речи? Какие методы изложения материала используются?
  4. Логична ли, доказательна ли речь?
  5. Отвечает ли речь критериям правильности, точности, выразительности?
  6. Каков способ произнесения речи?
  7. Соблюдает ли говорящий требования техники речи?
  8. Каков внешний вид оратора, уместны ли жесты и мимика? Насколько свободно он держится перед слушателями?
  9. Установлен ли контакт с аудиторией? При помощи каких средств?
  10. Определите, к какому речевому типу относится оратор.

    5. Типы ораторов

    С. Ф.  Иванова в работе  «Специфика публичной речи» (М. , 1978) выявила  индивидуальные речевые типы:

  1. Рационально-логический. Ораторы этого типа склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы «сидит у них внутри», и ораторы во время выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: как сделать свою речь более яркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, чтобы заинтересовать аудиторию. «Логиками» чаще всего бывают сангвиники.
  2. Эмоционально-интуитивный. Представители этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение с холерическим темпераментом.
  3. Философский. Ораторы-«философы» более или менее эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Их общая черта - стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще всего данную группу составляют люди флегматического темперамента.
  4. Лирический, или художественно-образный. Глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность - черты, характерные для данного типа. Чаще всего в основе его - характер утонченный, меланхолический.
 
 

    6. Доклад и речь  как жанры делового  общения

    Доклад - это развернутое сообщение на определенную тему с целью сформировать мнение слушателей по затронутым вопросам, определить характер дальнейших практических действий. В докладе дается анализ обстановки, сообщаются сведения, ставятся задачи, даются рекомендации и оценки касающиеся деятельности коллектива. В отчетном докладе характеризуются результаты работы предприятия или организации за определенный период, а также формируются перспективы развития.

    Речь - это вид публичного выступления, в котором осуществляются краткие сообщения на служебных совещаниях, в ходе дискуссии, на торжественных встречах, презентациях. Речь отличается от других жанров концентрацией ряда качеств: эмоциональностью, четкостью постановки проблем, насыщенностью, конкретностью, действенностью, а также сжатыми временными границами.

    Информационная  речь (сообщение) звучит на совещании. Обычно это актуальное сообщение, дающее новое представление о рассматриваемом предмете или явлении, гипотеза решения проблемы.

    Приветственная  речь может быть посвящена юбилею лица, организации, встрече делегации, вручению награды, началу работы конференции, памятной дате. Главная задача этой речи - создать приподнятое, праздничное настроение, вдохновить, воодушевить слушателей. Приветственная речь должна быть эмоциональной. Оратору следует использовать яркие примеры, ассоциации, средства языковой выразительности. Приветственная речь, как правило, имеет следующую структуру:

    1) обращение, слова приветствия, 

    2) краткая характеристика события, 

    3) успехи и достижения, перспективы, 

    4) пожелания.

    На  презентациях, собраниях произносят торговую речь. История ее возникновения восходит к воззваниям глашатых, которые ходили по улицам древних Афин и объявляли о продаже рабов, скота, изделий. Известны также старые жанры русской устной рекламы - зазывы, выкрики, острословицы. В них как средства привлечения внимания использовались рифмовка и языковая игра.

    Цель  торговой речи - направленное воздействие  на внимание, память, эмоции, познание, систему мотивов слушателей. Эта  цель обусловливает содержание и  язык рекламного текста. В нем яркими словами, наглядно должны характеризоваться 2-3 самых важных качества товара или  услуги, подчеркиваться уникальные черты, преимущества, которые они дают потребителю. Целесообразно говорить о результате, приводить доводы, косвенно повторяя основные из них. Высказывание должно быть построено в форме доброжелательного  совета. Нельзя «навязывать» что-то аудитории и льстить себе, распространяя торговую информацию о продукции своего предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

    Риторика - это наука, занимающаяся законами произнесения слова и его влияния  на окружающих.  Основные принципы деловой риторики это:  доступность, ассоциативность, сенсорность, экспрессивность, интенсивность. Существуют основные эффекты, применяемые в рамках деловой риторики, такие как эффект выразительности, эффект аргументации, эффект релаксации и другие.

    Культура  речи - это основной инструмент делового человека для достижения целей в  профессиональной сфере. Приятнее слышать  речь более насыщенную и грамотную.

    Средства, позволяющие сделать речь более  выразительной, преобразуют монотонный доклад в интересный. Еще на этапе  подготовки надо учитывать применение этих средств в ходе выступления. Публичное выступление с соблюдением всех правил деловой риторики представит выступающего как интересного оратора и грамотного специалиста. Учитесь правильно строить фразы, чтобы речь звучала грамотно и красиво.

Информация о работе Этапы подготовки и проведения публичного выступления