История риторики как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 08:04, реферат

Описание

Цель данной работы – выявить историческую судьбу риторики как науки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Зарождение риторики на Руси…………………………………………….5
Этапы становления риторики как науки………………………………11

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы…………………………………………………………….16

Работа состоит из  1 файл

история риторики.docx

— 34.65 Кб (Скачать документ)

 

Если рассматривать историю  русской риторики, то эта связь  революционно общественных преобразований с теориями публичного красноречия  можно увидеть на всех этапах нашей  государственной истории. После сложного для Руси Смутного времени, эпохи междуцарствования в начале 17 века, избрания нового царя (Михаила Федоровича Романова в 1613 году) и возвращения к мирной жизни естественным было требование развивать словесные науки. В 1616 году в Троицкий монастырь посылается грамота с побуждением к поиску монахов, которые "грамматику и риторию умеют", и, видимо, именно в это время создается первая русская риторика.

 Эпоха петровских преобразований  вызывает к жизни серию блестящих  руководств по ораторскому искусству  наиболее популярные из которых: "О силе риторичей" Софрония Лихуда, основателя и преподавателя Славяно-греко-латинской академии в 1698 году, "Риторика" Михаила Усачева (конец 17 века), "Наука проповедей" Андрея Белобоцкого начала 18 века и др.

 Эти учебники риторики  переписывались и сохранились  сейчас в наших архивах во  множестве списках, являясь образцами  школьного преподавания риторики. К сожалению, они до сих пор  не изданы и мало изучены[4, 25].

 Кроме риторик на  русском языке, которые расходились  в большом количестве списков,  существовали также латинские  риторики, поскольку традиционным  языком преподавания наук был  латинский. Каждый учитель риторики  в духовной академии должен  был знать свой курс, рукописью  которого могли бы пользоваться  ученики, поэтому отделы рукописей в Москве, Киеве, хранят множество рукописных учебников. Ученики же тренировались в составлении поздравительных речей (ораций), писали проповеди. Вот, например, какие темы предлагались ученикам в Славяно-греко-латинской академии: "О принятии учения", "В похвалу философии", "О добродетели", "О разуме и чувствах" и т. д.

 До Ломоносова все  учебники и материалы по риторике  были рукописными, и его "Краткое  руководство к красноречию" 1747 года стала и первым печатным  учебником, и первым фундаментальным  научным трудом, переработавшим  предшествующие сочинения и предложившим  стиль риторических описаний  в России не только 18 веку, но  векам последующим.

 Временем расцвета  русской риторики следует считать  1 половину 19 века, особенно период  после войны 1812 года, когда подъем  общественных и патриотических  настроений побуждал к развитию  словесных наук и, прежде всего,  риторики, которая как описывала  общие правила создания сочинений  (общая риторика), так и представляла  правила отдельных видов и  родов словесности (частная риторика)[6, 112].

 Вторую половину 19 века  можно назвать временем постепенного  упадка риторики как науки  о прозе (деловой, научной, ораторской). Русская филологическая мысль  все больше поворачивалась в  сторону изучения художественной  литературы и поэтических форм  речи. Эволюция курсов теории  словесности, начиная с 1850 до 1917 года, заключается в постепенном  изгнании из школы всего связанного  с прозаически деловыми, научными, ораторскими видами речи и  в обращении к поэтическим  и эстетическим видам речи, когда  при изучении языку и литературе  используются только художественные тексты. К 20 годам прошлого столетия этот процесс завершился вполне, и даже несмотря на революционное переустройство общества, в школе по-прежнему проходили язык "литературных героев" и "узнавали жизнь в романе".

 Плоды такого образования  мы пожинаем доселе, когда видим,  что наши школьники (а вследствие  этого и взрослые) слабо подготовлены  в бытовой речи, не знают правил  речевого этикета, не владеют  правилами документации, основами  ораторского искусства, не могут  выступить на собрании и т.  д.

 Между тем на каждом  уроке они занимаются "рассказом", "диалогом", "убеждением" учителя  в своих знаниях, зато их  сразу пытаются обучать толковать об образах, идеях, эстетике художественного произведения, на воображаемом материале научить говорить о предметах серьезных и жизненно необходимых.

 Между тем именно  в послеоктябрьский период ясно  наблюдаются попытки возродить  риторику, как учение о прозе,  теорию ораторского искусства.  И это закономерно. Социальные  изменения рождают новые формы  речи. Так, Октябрьская революция  увеличила объем совещательной  речи (классический термин риторики  для обозначения дискуссионной  речи в собрании, на форуме  с целью решения государственных  вопросов). С развитием средств  массовой информации и пропаганды  потребовалось дать конкретные  рекомендации к введению речи  в этих сферах общения. Это  и было понятно многим филологам,  разработавшим проблемы речи, публичного  выступления.

 Сравним: что характерно  для времен так называемого  общественного застоя? Прежде всего,  отсутствие подлинной публичной  речи и интереса к ее разработке. Она оказывается как бы и  не нужна, и общество продолжает  пользоваться теми выработанными  в эпохи "подъема" рекомендациями, которые зафиксированы в наиболее  авторитетных учебниках риторики, нормализующих прозаическую речь. Правда, многие положительные идеи  прошлого, воспринятые догматически, могут не только не реализоваться,  но и прямо искажаться. Сказанное  только общая схема, а жизнь  куда богаче всяких схем. Но  не ее ли реализацией является  тот факт, что весь длительный  период царствования "тишайшего  царя Алексея Михайловича"  на Руси пользуются "Риторикой" 1620 года? Что после петровского  расцвета русских рукописных  риторик (1690 – 1710 гг.) наступает  период подражания стилю речи, созданному этими руководствами?  После "Риторики" М. В. Ломоносова  период если не риторического  застоя, то риторического равновесия (вся 2 половина 18 века)[5, 28].

 Наконец, приходится  констатировать, что активизация  сталинских репрессий в 30-е  годы не могла не повлечь  за собой свертывание общественно-публичных форм речи и, как следствие этого, отсутствие разработок риторической речи. Хотя в 1930 году профессор, впоследствии академик Виноградов писал о необходимости изучения принципов построения, на которых основано языковое внушение, убеждение слушателя (как бы в соответствии с "общей риторикой" начала 19 века).

 В настоящее время  приходится констатировать факт  о нашей отсталости в развитии  риторики по сравнению с другими  цивилизованными странами, например, США, Японией, Францией, где разработка  проблем речевого убеждения, словесной  культуры, "языкового существования", нормализации прозаической речи  оказалась прямо связанной с  дальнейшим общественным и экономическим  прогрессом. Очевиден сейчас и  большой интерес к вопросам  риторики и ораторского мастерства, о чем говорит не только  рост числа публикаций, но и  последовательно ведущиеся в  наиболее крупных научных организациях  разработки по проблемам риторического  мастерства и культуры речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Риторика — классическая наука о целесообразном и уместном слове — востребована в наши дни  как инструмент управления и благоустройства  жизни общества, формирования личности через слово.

Риторика учит думать, воспитывает  чувство слова, формирует вкус, устанавливает  цельность мироощущения. Через советы и рекомендации, глубокомысленные и  выразительные тексты, риторическое образование диктует стиль мысли  и жизни современному обществу, давая  человеку уверенность в сегодняшнем  и завтрашнем бытии.

Риторика – наука об ораторском искусстве и красноречии. Языковые особенности устного публичного выступления, сближая риторику с  поэтикой, предполагают использование  в риторическом произведении приемов, рассчитанных на убеждение слушателя, его экспрессивную обработку. Обучение публичной (ораторской) речи предусматривает  формирование различных умений (лингвистических, логических, психологических и др.), направленных на развитие риторической компетенции учащихся, т.е. способности  и готовности осуществлять эффективное  общение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Аннушкин, В. И. История русской риторики: хрестоматия [Текст] / В. И. Аннушкин. – М.: Проспект, 2008. – 298 с.

2. Волков, А. А. Основы риторики [Текст] / А. А. Волков. – М.:Юнити, 2009. – 296 с.

3. Безменова, Н. А. Очерки по теории  и истории риторики [Текст] / Н. А. Безменова. – М.: Юрайт, 2008. – 312 с.

4.  Ивин, А. А. Искусство правильно мыслить [Текст] / А. А. Ивин. – М.: Проспект, 2009. – 289 с.

5.  Михневич, А. Е. Ораторское искусство лектора [Текст] / А. Е. Михневич. – М.: Юрайт, 2004. – 219 с.

6.  Павлова, Л. Г. Спор, дискуссия, полемика [Текст] / Л. Г. Павлова. – М.: Проспект, 2009. – 312 с.

7.  Рождественский, Ю.В. Теория риторики[Текст] / Ю. В. Рождественский. – М.:Юнити, 2009. – 398 с.

8.  Русская риторика: хрестоматия [Текст] / Сост. Л. К. Граудина. -  М.:Проспект, 1996. – 418 с.

 


Информация о работе История риторики как науки