Искусство полемики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 11:08, реферат

Описание

Целью данной работы является раскрытие вопросов полемического мастерства, которое включает в себя понимание сущности полемики, её отличительных особенностей, соблюдение основных требований культуры полемики, умение доказывать выдвинутое положение и опровергать мнение оппонента, использование полемических приемов, умение противостоять уловкам противника.

Содержание

Введение

I. Сущность полемики

1. 1 Отличие полемики от других разновидностей диалога

1.2 Цели полемики

1.3 Типы полемики

1.4 Общие принципы полемики


II. Искусство полемики

2.1 Речевое поведение во время полемики

2.2 Стратегия и тактика полемики

Заключение

Библиография

Работа состоит из  1 файл

Искусство полемики.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

     Необозримы нюансы психологических состояний партнеров. Полемика тем и отличается от мирного обмена мнениями, что даже в благородном своем варианте является все же интеллектуальной дуэлью. Испуганный, растревоженный, раздосадованный спорщик - уже не соперник. Мысль нервного человека разрывается на все менее связанные куски, логика уступает место эмоциям, доводы - лозунгам и обидным выпадам в сторону оппонента.

     Разгоряченный, а тем более разъяренный полемист утрачивает значительную часть своей интеллектуальной мощи. Вместо последовательных, убедительных построений - обрывки мыслей, фрагменты идей, связанных уже не логикой, а громкостью голоса, оскорбительными нападками на собеседника.

     Позже, успокоившись, вновь и вновь мысленно проигрывая весь ход словесного поединка, такой полемист с сожалением припоминает упущенные им возможности: сокрушительные доводы, остроумные реплики.

     Не следует думать, что этот словесный поединок - последний, самый главный в жизни. Необходимо всегда сохранять выдержку, собственное достоинство, быть хладнокровным.

     Помнить о принципе «выдержка и хладнокровие» следует при встрече с косноязычием, неумением ясно и определенно выражать свои мысли. Важен он и в словесной дуэли с полемистами, сознательно и многократно использующими такие приемы, как переспрашивание, повторы, перебивание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Искусство полемики

     2.1 Речевое поведение во время полемики 

      Поведение спорящих, их манера дискутировать имеют большое значение и, конечно, влияют на успех обсуждения. Знание и понимание особенностей манеры спорить, умение вовремя уловить изменения в поведении своих оппонентов, понять, чем они вызваны, позволяют лучше ориентироваться в споре и находить более правильные решения, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре. Поведение во время полемики в значительной степени определяется целями и задачами, которые они преследуют в споре, личными интересами.

     Поведение в споре зависит и от того, с каким противником приходится иметь дело. Если противник сильный, т.е. человек компетентный, хорошо знающий предмет спора, уверенный в себе, пользующийся уважением и авторитетом, логично рассуждающий, владеющий полемическими навыками и умениями, то участник спора более собран, напряжен, пытается сам вникнуть в суть высказываний оппонента, в большей мере готов к обороне. Со слабым противником, недостаточно глубоко разбирающимся в предмете обсуждения, нерешительным, застенчивым, не имеющим опыта в спорах, участник спора ведет себя иначе. Он требует пояснений и дополнительных доводов, чтобы убедиться, не случайно ли оппонент оказался прав, ставит под сомнение его высказывания, при этом чувствует в себе больше уверенности, независимости, решительности.

     Спорящим далеко не безразлично, кто наблюдает за спором: кто является свидетелем их победы или поражения. Поэтому в присутствии одних они ведут себя более сдержанно, корректно, с другими они раскованны и свободны, на третьих – просто не обращают внимание. Нередко поведение спорщиков меняется в зависимости от реакции присутствующих. Поэтому хорошо, когда в споре участвуют люди, присутствие которых может сдержать слишком горячих, а порой и недобросовестных спорщиков. Важно, чтобы во время спора была создана такая обстановка, которая не позволяла бы отдельным спорщикам вести себя высокомерно, с апломбом.

     Поведение спорящих во многом определяется их индивидуальными особенностями, свойствами темперамента, чертами характера. Диоген Лаэртский рассказывает, что Сократ в спорах был сильнее своих оппонентов, поэтому его нередко колотили и таскали за волосы, а еще того чаще осмеивали и поносили. Но он принимал все это, не противясь. Однажды даже он получил пинок, но и это стерпел, а когда кто-то удивился его терпению, Сократ ответил: «Если бы меня лягнул осел, разве стал  бы я подавать на него в суд?».

     На поведение спорящих в определенной мере влияют национальные обычаи и культурные традиции народа. Например, церемониальность, правила речевого общения не позволяют японцам спорить горячо. Это считается непристойным и грубым. Японцы, какой бы пост они не занимали, остерегаются противопоставлять себя другим, боясь оказаться в изоляции, стараются не довести спор до открытого столкновения противоположных  взглядов. Дискуссии у них длятся долго, так как каждый участник излагает шаг за шагом свою позицию, по ходу видоизменяя ее с учетом высказывания других. Цель их дебатов состоит в том, чтобы выяснить различие во мнениях и постепенно привести всех к общему согласию.

     Характерной особенностью речевого поведения во время полемики являются мимика, поза, движение, жест. Наряду с характерными особенностями речи, позой, жестами и мимикой в поведении участников спора значительное место занимают так называемые экспрессивные движения, которые обычно участниками спора не осознаются, однако прекрасно воспринимаются оппонентами. Так, чрезмерно высокий, пронзительный или дрожащий голос часто расценивается как признак беспокойства. Неожиданные спазмы, изменение скорости и ритма речи, стилистически неоправданные паузы, разрыв слов, форсирование звука, нервный смех, прерывистое дыхание, все это является симптомами напряженного состояния оппонентов. В целом кинетические системы коммуникации во многом определяют характер спора. 

2.2 Стратегия и тактика полемики 

     В зависимости от цели, которую ставит перед собой тот или иной участник спора различают следующие виды полемических стратегий: стратегия истины, убеждения, победы, процесса.

    Стратегия истины нацеливает участника спора на дискуссионное поведение поиска истины, для проверки какой-либо мысли и идеи, для ее обоснования. Чтобы найти правильное решение, участники спора сопоставляют самые разные точки зрения на ту или иную проблему. Стратегия истины характеризуется следующей формой полемического поведения. Участники спора защищают какую-либо мысль от нападений, чтобы узнать, какие могут быть возражения против этой мысли, или, напротив, нападают на положение, высказанное оппонентом, чтобы выяснить, какие есть аргументы в его пользу. В таком споре тщательно подбираются и анализируются доводы, взвешенно оцениваются позиции и взгляды противоположной стороны, то есть, по существу, ведется совместное расследование истины.

     Стратегия убеждения нацеливает участника спора на убеждение противника в том, в чем он сам глубоко убежден. Но это не всегда является его истинным убеждением. Порой он уверяет оппонента только лишь потому, что так надо по долгу службы, в силу каких-либо обстоятельств. Сам он вовсе не верит в истину того, что защищает, или в ложность того, на что нападает.

     Стратегия победы нацеливает участников спора на конечный результат, целью которого является победа  любой ценой. Причем полемисты добиваются по разным мотивам. Одни считают, что отстаивают правое дело, защищают общественные интересы. Они убеждены в своей правоте и до конца остаются на своих принципиальных позициях. Другим победа нужна для самоутверждения. Поэтому им очень важны успех в споре, высокая оценка окружающих, признание своих интеллектуальных способностей, ораторских данных, немаловажную роль при этом играет слава непобедимого полемиста. Третьи просто любят побеждать. В приемах и средствах для одержания победы они не стесняются.

     Стратегия процесса ориентирует участников спора на его проведение ради самого спора. Это своего рода «искусство ради искусства», спортивный азарт. Для таких спорщиков безразлично, о чем спорить, с кем спорить, зачем спорить. Им важно блеснуть красноречием, доказать что белое – черное, а черное – белое. Если оппонент отрицает какое-либо положение, то участник спора, ориентированный на стратегию процесса, обязательно начнет его защищать. Эта стратегия наиболее характерна для молодежи.

     Тактика спора включает в себя полемические приемы и уловки в споре. К полемическим приемам относятся:

1. Критика аргументов, которая основывается на опровержении ложного тезиса оппонента достоверными фактами.

2. Принцип «бить врага его оружием» основан на использовании слов, принципов и доводов оппонента против него же.

3. Прием «сведение к абсурду» в сочетании с приемом иронии и сарказма приводит утверждение оппонента к абсурдному результату.

3. «Довод к человеку» - это разновидность подмены тезиса, когда вместо обсуждения по существу того или иного соображения начинают оценивать достоинства или недостатки человека, выдвинувшего это соображение.

4. «Возвратный удар» (прием бумеранга) - это когда в споре реплика или аргумент обращается против того, кто его высказал.

5. Подхват реплики - это заострение полемического спора на вновь открывшимся аргументе оппонента.

6. Опровержение демонстрации основано на выявление того, что тезис оппонента логически не вытекает из его аргументов.

7. Атака вопросами – это прием, который основан на перехвате инициативы в постановке вопроса с целью сделать положение оппонента затруднительным, заставить его защищаться, оправдываться, тем самым создать для атакующего наиболее благоприятные условия для спора.

К уловкам  в полемике относятся:

1. Ставка на ложный стыд использует боязнь оппонента дискредитировать себя в глазах окружающих. Как правило, один из участников спора вводит утверждение, якобы общеизвестное, но не известное оппоненту и утверждает его значимость. При этом оппонент, чувствуя свою неуверенность, вынужден соглашаться с сомнительным утверждением.

2. «Подмазывание аргумента». Прием основан на применении откровенно льстивых комплиментов оппоненту.

3. Ссылки на возраст, образование, положение характеризуются такими высказываниями: «Доживите до моих лет, тогда и судите»; «Сначала получите диплом, потом и поговорим»; «Займете мое место, тогда и рассуждать будите», которые дезавуируют некомпетентность оппонента.

4. Увод разговора в другую сторону применяется тогда, когда один из участников обсуждения затрудняется подобрать необходимый аргумент, пытается уйти от поражения или сделать его не столь заметным.

5. Самоуверенный тон характеризуется безапелляционностью и решительностью участника спора, говорящего с апломбом, внушительным голосом.

6. Обструкция – намеренный срыв спора, который относится к грубым «механическим» уловкам, при которых перебивают противника, не дают ему говорить, явно показывают свое нежелание слушать оппонента – зажимают уши. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Таким образом, в данной работе  раскрыты вопросов полемического мастерства, которое включает в себя понимание сущности полемики, её отличительных особенностей, соблюдение основных требований культуры полемики, умение доказывать выдвинутое положение и опровергать мнение оппонента, использование полемических приемов, умение противостоять уловкам противника. Цели работы достигнуты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЯ 

1. Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка: практ. справочник. Около 11 000 синоним. рядов / З.Е. Александрова. – М.: Рус. яз, 1993. – 495 стр. 

2. Введенская, Л.А. Деловая риторика / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов н/Дону: МарТ, 2000. – 512 стр. 

3. Введенская, Л.А.  Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: Феникс, 2000. – 544 стр. 

4. Зарецкая, Е.Н.  Риторика: теория и практика речевой коммуникации / Е.Н. Зарецкая. – М: Дело, 2001. -  480 стр. 

5. Ожегов, С.Н.  Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеолог. выражений / С.Н. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М: Азбуковник, 1999. – 944 стр. 

6. Культура русской  речи: Энц. словарь – справочник / под общ. рук. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева,  - 2-е изд., испр. – М: Флинта; Наука, 2007. – 840 стр. 

7. Скорлуповская, Е.В. Толковый словарь современной лексики русского языка / Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. – М.: Ирисъ; Новая волна, 2003. – 592 с.

Информация о работе Искусство полемики