Голос, его основные характеристики, взаимосвязь голоса и дыхания

Автор работы: Артур Автономов, 18 Июня 2010 в 17:16, реферат

Описание

Для телезрителей голос - неотъемлемая часть тележурналиста. Даже непосвященный слушатель может более или менее правильно определить характер говорящего: искренен ли он, ясно ли мыслит, тверды ли его убеждения или он глуп, туповат, неуверен в себе; для этого нужно слушать не столько слова, которые вы произносите, сколько ваш голос. Анализируя свой голос или слушая других, можно понять, как отражается в нем умственное, физическое и эмоциональное состояние. Если журналист уравновешен, его голос звучит полно, непринужденно, хорошо резонирует и заражает других хорошим настроением. И наоборот - если человек угнетен, подавлен, мрачен или болен, голос, естественно, это выдает. Он застревает в горле, падает, вот-вот сорвется; человек говорит монотонно или все тише и тише. Из-за нервного напряжения голос может подняться выше обычного, и интонация станет неестественной. Голос неодинаков в разное время дня. Утром, после сна, он не в лучшей форме. Вещание ранним утром - сущая мука; говоришь как сквозь мокрую губку, а нос зажат прищепкой для белья.

Содержание

Введение……………………………………………………………… 3
Голос. Его основные характеристики……………………………… 3
Естественный голос — где его найти?................................................ 5
Как научиться голосом притягивать к себе людей………………… 6
Дыхание……………………………………………………………… 9
Контроль дыхания……………………………………………………. 11
Упражнения по глубокому дыханию………………………………… 11
Заключение. Гигиена голоса…………………………………………. 13
Список используемой литературы………………………………….. 15

Работа состоит из  1 файл

Риторика.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

ВЛАДИМИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ

     НА  ТЕМУ:

     ГОЛОС, ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. ВЗАИМОСВЯЗЬ  ГОЛОСА И ДЫХАНИЯ 
 
 
 
 
 
 

     Выполнил: Автономов А. С.

     Гр. ЗАТу - 108

     Проверил:                              . 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Владимир  2010 г.

      Содержание: 

      Введение……………………………………………………………… 3

      Голос. Его основные характеристики……………………………… 3

      Естественный  голос — где его найти?................................................ 5

      Как научиться голосом притягивать  к себе людей………………… 6

      Дыхание……………………………………………………………… 9

      Контроль  дыхания……………………………………………………. 11

      Упражнения  по глубокому дыханию………………………………… 11

      Заключение. Гигиена голоса…………………………………………. 13

      Список  используемой литературы………………………………….. 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       

      ВВЕДЕНИЕ 

      Для телезрителей голос - неотъемлемая часть тележурналиста. Даже непосвященный слушатель может более или менее правильно определить характер говорящего: искренен ли он, ясно ли мыслит, тверды ли его убеждения или он глуп, туповат, неуверен в себе; для этого нужно слушать не столько слова, которые вы произносите, сколько ваш голос. Анализируя свой голос или слушая других, можно понять, как отражается в нем умственное, физическое и эмоциональное состояние. Если журналист уравновешен, его голос звучит полно, непринужденно, хорошо резонирует и заражает других хорошим настроением. И наоборот - если человек угнетен, подавлен, мрачен или болен,  голос, естественно, это выдает. Он застревает в горле, падает, вот-вот сорвется; человек говорит монотонно или все тише и тише. Из-за нервного напряжения голос может подняться выше обычного, и интонация станет неестественной. Голос неодинаков в разное время дня. Утром, после сна, он не в лучшей форме. Вещание ранним утром - сущая мука; говоришь как сквозь мокрую губку, а нос зажат прищепкой для белья.

      К середине дня голос достигает  наивысшего подъема. Потом человек  все больше устает, и это сказывается. Приходится стараться; иногда именно поэтому голос звучит напряженно. Если слушать диктора весь день, легко понять, что я имею в виду. 
 

      ГОЛОС. ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. 

      Здесь можно выделить две группы факторов: а) коммуникативные особенности - диапазон, резонанс, темп и манера управления речью; б) вокальные переменные - интенсивность, высота, протяженность.

      Когда в речи используется спектр звуков от высоких до низких тонов, говорят  о широком диапазоне голоса. Если же речь изобилует каким-то одним тоном, - это узкий диапазон. Такая речь (преимущественно средних тонов) называется монотонной. Аудитория воспринимает эту речь с неохотой, и журналистов, которые так говорят, относит к категории сухарей, твердокожих, бездушных. Дело здесь заключается в том, что монотонная речь, действующая на какой-то ограниченный спектр слуха, вызывает у людей неприятное ощущение и вскоре их утомляет. Отсюда и мрачные краски восприятия.

      Как же избежать монотонности?                      

      Изучение  различных видов выразительной  речи помогает журналисту выбрать то, что нужно. Можно подчеркнуть слово  не только усилием голоса. Можно кроме того:

      1) понизить голос;

      2) сделать его звучнее;

      3) регулировать интонацию (меняя  обычный ритм и тон),

      4) регулировать высоту,

      5) удлинять начальные звуки ударных  слогов;

      6) использовать паузы либо перед, либо после слова, которое вы хотите подчеркнуть; 

      Любой из этих приемов пригодится в подходящий момент. К тому же возможно бесконечное  число комбинаций. Однако каждый может  быть использован и правильно  и неправильно. Журналисту нельзя останавливаться на достигнутом - ведь в его распоряжении бесконечное множество речевых вариаций.

      Резонанс - это проявление в голосе таких характеристик как сиплость, шипение, «рокот», «раскаты» и т. д. Униженная личность и подчиненное положение в жизни обычно согласуется со слабым резонансом, властная натура развивает в своем голосе раскатистость и металлический оттенок. Таковы стереотипы жизненной коммуникации. И поскольку это стереотипы, т. е. неосознанные шаблоны восприятия, то реальное положение вещей может и не совпадать с тем, что воспринимается. Но до этого слушающему нет никакого дела, он воспринимает говорящего так, как принято в его культуре.

      Темп  связан со скоростью речи: быстрая, средняя, замедленная. У каждого человека свой вполне определенный темп речи. Слушающие же склонны относить говорящих быстро к сообразительным, а говорящих медленно - к тугодумам. Однако людей с очень быстрым темпом речи слушающие все же относят к болтунам. Аудитории больше импонирует журналист со средним темпом говорения: такой темп ассоциируется с логикой, разумной осмотрительностью, деловитостью.

      Манера  управления речью выступает в  трех аспектах: а) манипуляция губами: б) артикуляция; в) ритм.

      Манипуляция придаст речи плавность, или наоборот - скачкообразность;

      Артикуляция проявляется в виде напряженности или свободного продуцирования звукового потока;

      Ритм - это размеренное или прыгающее течение речи. Людям нравится плавная, ненапряженная и размеренная речь. Всякая другая манера речи обычно не привлекает, а речь скачкообразная, напряженная и прыгающая—вызывает утомление, несомненно, отталкивает.

      Вокальные данные говорящего также делают свое дело. Так, интенсивность: громкая или тихая речь может свидетельствовать о степени его эмоционального состояния. Нередко высокая степень напряженности (например, негодование) выражается криком, а начальная стадия перехода в напряжение - шепотом. При этом, в первом случае высказывание осуществляется на высоких тонах при заглатывании концовок фраз, а во втором, - на низких с необычной растяжкой слов. Так поступают обычно европейцы. На Востоке же делают все наоборот, при раздражении переходят на шепот и отчетливо произносят все звуки, а при легком волнении могут вскрикивать и чрезмерно затягивать концовки. 

      ЕСТЕСТВЕННЫЙ  ГОЛОС — ГДЕ  ЕГО НАЙТИ? 

      Какой же он — естественный голос? Включите магнитофон, возьмите какой-нибудь журнал и найдите статью на знакомую тему. Несколько раз прочтите небольшой  отрывок из этой статьи, чтобы понять главную мысль. После этого:

      1. Сядьте поудобнее, несколько раз  глубоко вздохните.

      2. Закройте глаза и медленно  опишите головой круг, чтобы расслабились  мышцы.

      3. Теперь, когда вы расслабились, начинайте  читать. Не торопитесь, читайте спокойно  и дышите как можно глубже.

      4. В конце каждого предложения  и каждого абзаца делайте паузы, чтобы восстановить дыхание. Четко произносите каждое слово.

      Прослушайте запись. Если вы правильно выполнили  все инструкции, вы услышите, как  звучит ваш голос, когда вы спокойны. Эмоции могут заставить голос  звучать немного выше. Это практически незаметно у мужчин, но женский голос от этого звучит неприятно и раздражающе.

      Если  вам кажется, что ваш голос  все-таки слишком высок, расслабьтесь еще раз и на несколько секунд сосредоточьтесь на мысли, каким  низким и спокойным может быть ваш голос. Представьте себе, что низкий голос приходит откуда-то извне и проходит через вас. Прочитайте текст еще раз. Вы увидите, что голос стал ниже. В течение нескольких недель обращайте внимание на свой голос, когда говорите. Повторяйте про себя «низкий», "спокойный". Вскоре тембр вашего голоса изменится и станет ниже. 

      КАК НАУЧИТЬСЯ ГОЛОСОМ  ПРИТЯГИВАТЬ К  СЕБЕ ЛЮДЕЙ. 

        «Важно не что говорить, а как  говорить», и это правда. Если  ваш голос не убеждает, то и  вы — тем более.

      Спору нет, у человека только один голос. Но ведь можно взять его за основу и поработать над ним, а уж успехи  не заставят себя ждать!

      Голос, который не устраивает аудиторию, нуждается  в улучшении. Проблем с голосом  столько же, сколько голосов —  невнятный голос, бесцветный, холодный или грубый, отрывистый, нервный или запинающийся. Бывают голоса, своей монотонностью навевающие сон. Бывают голоса властные и напористые, которые раздражают слушателя. Бывают сладкие голоса, обволакивающие и удушающие человека. Все эти проблемы нужно исправлять. Можно  предложить несколько советов, которые помогут успешнее использовать голос в журналистике.

      1. Слушайте, как говорят другие, и  слушайте, как говорите вы. Если  у кого-то приятный голос, попробуйте  определить, чем он вам нравится, и постарайтесь перенять его  положительные свойства. Слушайте свой голос, чтобы определить его недостатки. С помощью магнитофона можно узнать, каким ваш голос слышат окружающие. Закройте уши ладонями «лодочкой» и скажите что-нибудь вслух. Голос будет идти как будто с пленки, и вы сможете услышать его «ее стороны».

      2. Дайте голосу возможность нормально  звучать.  У вас сломалась машина? Конечно, вы сразу вызвали механика. А если что-то не так с  вашим голосом, нужно «исправить»  губы, зубы, горло, носовые пазухи. Обратитесь к врачу. Больное  горло, например, поставит крест на вашей карьере.

      3. Расслабьтесь, голос должен идти  свободно. Чтобы добиться успеха, нужно расслабить шейные, челюстные  и лицевые мышцы. А значит, нужно  расслабиться полностью. Напряжение  проявляется в зажатом, неестественном  тоне голоса. Если вы чувствуете, что мышцы напряжены, отдохните. Разведите руки в стороны, глубоко зевните. Это снимает напряжение. Чтобы лицевые мышцы расслабились, протолкните воздух сквозь сжатые губы. Растяните звук "ух" в "у-у-у-у-х-х". Постепенно открывайте рот, пока его уголки не растянутся. Во время упражнений расслабьте мускулы. Повторите упражнение несколько раз, пока не добьетесь чистого полного звука «ух» без напряжения лицевых и шейных мышц. Теперь зевните, чтобы расслабить все мышцы зоны.

      4. Дышите правильно. Механизм воспроизведения голоса — как духовой инструмент. Воздух проходит из легких сквозь мембраны в горле (голосовые связки) и несет дальше их вибрации. Проходя через рот, вибрации превращаются в звук — в голос. Мало воздуха — звук получается тонкий и высокий. Много воздуха, грубый крик. Положите обе руки на живот на уровне пояса. Кашляните или глубоко вдохните. Вы почувствуете движение по всему телу. Такие упражнения помогут научиться правильно дышать. Перед тем как говорить, глубоко вздохните. Это даст хороший заряд воздуха.

      5. Внимание: высота звука. Вам, наверное, приходилось слышать: "У этого  человека голос с резонансом". Это означает, что у такого  голоса глубокий, богатый, полный  тон. Можно сравнить голос с  музыкальным инструментом. Для успешного выступления нужно два фактора: настроенный инструмент и хороший музыкант. Ваше горло — неплохой инструмент, так научитесь владеть им, станьте музыкантом. Чтобы добиться наибольшего эффекта от вашего голосового аппарата, проделывайте следующее: сомкните губы и попробуйте "промурлыкать" любимую песенку. Сначала тихо, а потом — громко. Вы почувствуете некоторую вибрацию в области ушей, резонирующую вашему мычанию. Это развивает голосовые связки. Теперь откройте рот. Вы чувствуете вибрацию в носу, щеках, губах и груди. Это хорошее упражнение, оно помогает научиться управлять шейными мышцами.

      6. Важно не количество, а качество. Некоторые журналисты делают  одну и ту же ошибку —  они много говорят. Слушатель  устает, начинает скучать, и, скорее  всего, он выключит телевизор или радиоприемник. Не думайте, что чем больше вы говорите, и чем больше скажете, тем сильнее вы убедите слушателя. Это опасное заблуждение.

Информация о работе Голос, его основные характеристики, взаимосвязь голоса и дыхания