Доклад по риторике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:34, доклад

Описание

Вопросы, термины,понятия

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 76.00 Кб (Скачать документ)

     Таким  образом, морфология – очень  важный раздел науки о языке. 
 
 
 

риант 1. Антон  с Кириллом спорят о том, нужны  ли знаки препинания. Я, как и Антон, считаю, что без знаков препинания обойтись невозможно. Попробую это доказать. 

Вариант 2. Вопрос о роли знаков препинания в письменной речи и о необходимости знания правил пунктуации, волнующий Антона и Кирилла, возникал и среди моих одноклассников. Мнения наши тоже разделились. Некоторые ребята, в основном те, у кого трудности с русским языком, считают, как и Кирилл, что без запятых, тире и прочих знаков можно запросто обойтись, потому что «и так всё понятно». Другие же, наоборот, уверены, как и Антон, в их необходимости. И действительно, трудно не согласиться с Антоном, ведь у знаков препинания такие важные функции! Рассмотрим их. 

Вариант 3. Можно  ли представить письменную речь без  знаков препинания? Так ли нужны  нам эти непонятные палочки, точечки, крючочки?.. А может быть, вполне возможно обойтись без них? Облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Попробуем разобраться в этих вопросах. 
 

Вариант 4. Риторические вопросы – это вопросы, не требующие  ответа. Зачем же они нужны? Давайте  разберёмся. 

Обратите внимание на то, какой фразой завершается каждое вступление и тем самым осуществляется переход ко второй части сочинения. 

6. Как писать  основную часть? 

Основная часть  вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. 

В основной части вы должны назвать не менее двух функций (или доказательств) указанного лингвистического понятия и привести минимум по одному примеру на каждую функцию (доказательство). См. критерий С1К1. 

Помните, что  функции должны быть разные! Например, ТИРЕ имеет две функции: оно используется для разделения членов предложения и для выделения. 

Рассказывая о  функциях лингвистического понятия, можно  использовать такие вводные слова, как во-первых, во-вторых, в-третьих  и т.д. (не забудьте выделять их запятой!) Но можно обойтись и без них. 

Перед началом  работы над этой частью сочинения  рекомендую (на примере темы сочинения  из ДЕМО-2011): 

1. сначала вспомнить,  в каких случаях употребляется  тире в предложении; 
 

2. потом ещё  раз перечитать текст и выбрать  те предложения (слова, выражения), с помощью которых вы сможете проиллюстрировать указанные функции. Эти предложения (слова, выражения) вы будете использовать в своём сочинении в качестве примеров. 

Только после  этого можно приступать к оформлению основной части сочинения. 

7. Как оформлять  примеры в сочинении? 

Во-первых, помните  о требованиях к примерам (см. критерий С1К2): 

• примеров должно быть не менее 2;  

• примеры должны быть из указанного текста; 

• примеры должны иллюстрировать разные функции лингвистического понятия;  

• каждый пример должен соответствовать указанной  функции;

• пример без  указания на функцию не учитывается.  

Во-вторых, оформлять  примеры в сочинении можно 3-мя способами: 

1) цитировать  предложение (если оно не очень  длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью.

Например: В предложении 27 тире реализует значение противоположности: «Столько лет смотрел на картину  – не догадался».  

Или предложение  заключается в скобки.

Например: Так, в  предложении 19 точка выражает интонацию законченного утвердительного высказывания (Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек). 

В некоторых  случаях цитировать можно не всё  предложение, а часть его, ставя  на месте пропущенных слов многоточие.

Например: Мне  кажется, что контекстуальными будут  антонимы в предложении №6: "…сказка  заставляет…тревожиться, радоваться". 

2) указывать  номера предложений без цитирования  (это делается в том случае, если предложение очень длинное).

Например: Обратим  внимание на предложение 22. В конце  предложения поставлен вопросительный знак. Или В тексте имеются парные знаки препинания: кавычки (предложение  № 1), запятые (предложения № 1,15) и  скобки (предложения № 16). 

3) для того  чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

• Чтобы подтвердить  сказанное, обратимся к … предложению  текста.

• Проиллюстрировать  названную функцию знаков препинания можно на примере …. предложения  текста.

• Пример использования запятой в … функции можно найти в предложении … .

• Справедливость этого вывода можно доказать на примере  … предложения, в котором автор  использует … .

• В подтверждение  собственных выводов приведу  пример из … предложения прочитанного мною текста.

• Рассмотрим …  предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод  о том, что … .  

Советую также  в основной части упомянуть фамилию  автора текста, из которого вы берёте предложения  для цитирования. 

Например, так: Орфография нужна, чтобы любой правильно понимал значение прочитанного слова. Так, например, в тексте М.Пришвина слово "пора" (предложение № 16) можно написать так, как мы его слышим: "пара".  

8. О чём писать  в заключении? 

Заключение так  же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. 

Заключение должно представлять собой вывод о справедливости высказывания героя иллюстрации  о сущности языкового явления. 

В начале заключения можно использовать следующие вводные  слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу и т.д.

 Помните,  что они выделяются запятой! 

А также выражения: я думаю, я считаю, по моему мнению, по-моему, на мой взгляд, я убеждён, я уверен в том, что…и т.д. 

Рассмотрим несколько  образцов заключения: 

Образец 1. Значит, не только слова, вошедшие в текст, помогают автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Так что без пунктуации никак не обойтись, особенно человеку, который хочет точно и глубоко передавать свои мысли и понимать мысли других. 
 

Образец 2. Да, без  знаков препинания обойтись нельзя. Надеюсь, что теперь и Кирилл так думает. 
 

Образец 3. Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки  препинания с нотными знаками: они  руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания. 
 

Образец 4. Я считаю, что без знаков препинания на письме обойтись невозможно. Они необходимы, потому что без них любой текст  становится непонятным. Поэтому прав Антон. 
 

Образец 5. Итак, выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом. 
 

Образец 6. Я убеждён, что орфография не враг нам, а друг: она помогает правильно, точно передавать мысли. А мы и учим эти правила  для того, чтобы облегчить понимание наших мыслей другим. Без орфографии современному человеку не обойтись! 

9. Сколько абзацев  должно быть в сочинении? 

Абзацное членение текста – это одно из важных условий  при написании сочинения на лингвистическую  тему (критерий С2К3).  

Помните: сочинение  должно иметь не менее 4 –х абзацев:  

• 1 абзац –  тезис,

• 2 абзац - функция  или довод №1 с примером или  примерами,

• 3 абзац - функция  или довод №2 с примером или  примерами,

• 4 абзац –  вывод.  

10. Каким должен  быть объём сочинения? 

Развивайте мысль  так, чтобы объем сочинения был  не менее 50 слов.  

Хочу заметить, что выпускнику, умеющему рассуждать и излагать свои мысли, уложиться  в 50 слов будет сложно! Таким ученикам объём сочинения можно увеличить ориентировочно до 250 слов.  

При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы – это отдельные  слова, которые тоже нужно считать.

 Слова, которые  пишутся через дефис, считаются,  как одно слово. 

11. Про почерк 

Помните, что  задание С1(изложение) и С2(сочинение) будет проверять экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда и чтобы у него не возникало вопросов: какая в слове буква – О или А и т.п. 
 
 

ЗАПЯТАЯ 

Функция №1 –  РАЗДЕЛЕНИЕ 

Запятая разделяет:

1. однородные  члены предложения;

2. части сложного  предложения;

3. прямую речь, стоящую перед словами автора. 

Функция №2 –  ВЫДЕЛЕНИЕ 

Запятая или  две запятые выделяют:

1. обособленные  члены предложения

2. уточняющие, поясняющие  и присоединительные члены предложения;

3. сравнительные  обороты;

4. вводные конструкции;

5. обращения;

6. междометия;

7. утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные  слова;

8. придаточные  части сложноподчинённого предложения. 

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ 

Функция №1 –  РАЗДЕЛЕНИЕ 

Точка с запятой  разделяет:

1. однородные  члены предложения;

2. части сложного  предложения. 

ТИРЕ 

Функция №1 –  РАЗДЕЛЕНИЕ 

Тире разделяет:

1. подлежащее  и сказуемое при отсутствии  связки;

2. слова при пропуске одного из членов предложения;

3. обобщающее  слово, стоящее после однородных  членов предложения;

4. части бессоюзного  сложного предложения;

5. прямую речь  и слова автора;

6. реплики диалога. 

Функция №2 –  ВЫДЕЛЕНИЕ 

Два тире выделяют:

1. распространённые  приложения;

2. вставные предложения;

3. слова автора, находящиеся внутри прямой речи. 

ДВОЕТОЧИЕ 

Функция №1 –  РАЗДЕЛЕНИЕ 

Двоеточие разделяет:

1. обобщающее  слово и однородные члены, стоящие  после него;

2. части бессоюзного  сложного предложения;

3. прямую речь  и слова автора. 

СКОБКИ 

Функция №1 –  ВЫДЕЛЕНИЕ 

Скобки выделяют:

1. вставные предложения 

Про скобки материал есть также ЗДЕСЬ 

КАВЫЧКИ 

Функция №1 –  ВЫДЕЛЕНИЕ 

Информация о работе Доклад по риторике