Дидактические игры и упражнения для развития познавательной деятельности детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 19:25, реферат

Описание

Вот родился малыш, чудо природы. Он начинает расти и познавать мир и одно их серьезных заблуждений – пренебрежительное отношение к раннему возрасту. Считается, что развитие личности и психики ребенка начинается после 3-х лет, поэтому его надо учить всему после 3-х. Но это не так. У этого возраста много возможностей.Вот характеристика детей раннего возраста:
они очень любознательны;,
активны (уже лежа в коляске, кроватке) обследуют окружающий мир, инициативны;
по отношению к старшим – стреляться привлечь их к своим действиям (вспомните еще в пеленках они кряхтят, плачут – зовут взрослых, а подрастут - зовут играть, тянут за руку взрослого посмотреть, то что их привлекает);

Работа состоит из  1 файл

palkina-didigryiopyitrabotyi.doc

— 61.00 Кб (Скачать документ)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский  сад № 36» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Дидактические  игры и упражнения для развития познавательной деятельности детей 

раннего возраста» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Опыт  работы 2000-2001гг.

Воспитатель: Палкина Т.М.

 

      Вот родился малыш, чудо природы. Он начинает расти и познавать мир и одно их серьезных заблуждений – пренебрежительное отношение к раннему возрасту. Считается, что развитие личности и психики ребенка начинается после 3-х лет, поэтому его надо учить всему после 3-х. Но это не так. У этого возраста много возможностей.

      Вот характеристика детей раннего возраста:

  • они очень любознательны;,
  • активны (уже лежа в коляске, кроватке) обследуют окружающий мир, инициативны;
  • по отношению к старшим – стреляться привлечь их к своим действиям (вспомните еще в пеленках они кряхтят, плачут – зовут взрослых, а подрастут - зовут играть, тянут за руку взрослого посмотреть, то что их привлекает);
  • легко и охотно принимают показанные им образцы действий (например, как копать песок совочком, строить из строительного материала и т.д);
  • чувствительны к оценке взрослого, только различают похвалу и наказание;
  • доверчивы;
  • открыты и эмоциональны (затихают  когда, я ничего не говоря, смотрю на них сердитым взглядом; если ребенок видит, что я улыбаюсь, то в ответ получаю доверчивую улыбку);
  • активно учатся говорить, привлекая внимание к себе, некоторые взахлёб пытаются что-то мне рассказать или сказать.

      Этот  возраст очень активно приобретает: знания, умения, осмысляет окружающий мир, если мы, взрослые, будем не только рядом, но и вместе, то дети этого возраста смогут много показать, многому научиться.

      Я много лет работаю с этим возрастом. Сколько радости приносят мне и малышу совместные игры. Если цель поставленная взрослым достигнута, похвала взрослого воодушевляет малыша на  дальнейшие действия. 

      Сегодня пойдет вопрос о дидактических играх  в жизни и познавательной деятельности малышей раннего возраста. «Великая дидактика» - или как всех учить  всему.

      Дидактические игры одно из средств воспитания и  обучения детей дошкольного возраста.  В программе говориться: с помощью дидактически игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы  (любознательность, понимание, взаимосвязи простейших явлений и т.д.). Он использует игру как средство развития: мышления, речи, воображение, памяти, расширяет и закрепляет представления об окружающем.

      Большое значение дид/игры имеют для детей, которые учатся говорить и для более углубленного развития речи. Я вводила дид/игры в занятия и повседневную жизнь ребят, выявляя, анализируя, закрепляя и вводя новые занятия.

      Из  этого я выделила 3основные вида игр:

      1 – игры с предметами, игровым  материалом

      2 – настольно – печатные

      3 – словесные

      отсюда  и вытекают задачи, которые поставила  перед собой. 

    1. Знакомить со свойствами предметов и их признаками:
    • цветом – 6 основных цветов;
    • форме: кубик, кирпичик, пластина, шар, кольцо, кружок, овал, призма, величиной: большой, маленький,  и промежуточный;
    • качеству: мягки - твердый, горячий – холодный, тонет – не тонет, легкий – тяжелый, кислый – сладкий и д.р.                                                  
 

    2.Подводить  детей к обобщению не только по внешним признакам (цвету, величине…), но и по смыслу (найти две игрушки: 2 яблока, 2 цветка…) и классификации (установление связей – Например: что растет в огороде? Что растет в лесу? …). Развивать мыслительную деятельность и учить усидчивости во время игр настолько-печатных, умению  обращения с картинками, лото, домино, парные картинки. 

    1. Развивать речь – обогащать словарь, произносить звукоподражательные слова, употреблять в речи предложения.
 

      Работу  начала с оценки уровня знаний и  умений поступающих детей в соответствии с их возрастом и .исходя из этого, ставятся последующие задачи. Для этого брала такие игры как: «Найди такой же» - на цвет , «Дай мне большую машинку..» , «Протолкни предмет в отверстие  - на величину, «Прокати шарик», «Поставь кубик на кубик»… За многолетнюю работу систематически выявляется – что с формой и цветом родители не знакомят детей и они это не знают. С величиной немного легче, некоторые дети знакомы с этим понятием. Для знакомства с цветом, размером, величиной предлагала такие игры: «Найди такой же и принеси», «Собери пирамидку»,  «Прокати такой же шарик», «Найди свое место». Для знакомства с формой использовала игры: «Найди пару» и через игры со строительным материалом «Построим большой и маленький стул» и т.д.

      Знакомство  с этими свойствами и закрепление  полученной информации происходит на прогулке, в повседневной жизни: Найди  большой и маленький камушек (цветок и д.р). «Давай посадим большую куколку за большой стол, а маленькую за маленький», «Прокати красный мяч под варотики, а желтый в колечко – обруч», «Куколку в   желтом платье умоем, а маленькую куклу прокатим в машинке».

      Эти свойства предметов закреплялись и через другие  занятия: например, рисование – «Ночной город», где дети рисовали свет в окнах желтого и белого цветов; в лепке – «Угости медведей – «печенье» большое большому медведю, маленькое печенье – маленькому медведю. Для закрепления формы проводила игры: «Собери пирамидки из шаров, колечек, кубиков», «Подбери крышечку по форме». Наблюдая за детьми выявила что занятия по изучению цвета – оказались очень трудными . Поэтому пришлось сделать дополнительные нестандартные игрушки к играм: «Поймай рыбку»(можно по цвету и форме), «Спрячь цветок от дождя на полянке», «Подбери солдата по цвету поля», «Сделаем дорожку определенного цвета».

      Для того чтобы сохранить интерес  к таким играм, ввела понятия  по полу «девочка», «мальчик». Сделала флажки по цвету, форме – было дано задание. Например: Настя дай флажки красного цвета мальчикам, флажки желтого цвета девочкам. Затем в задание вводятся мальчик, Кирилл, раздай пожалуйста флажки квадратные девочкам, а мальчикам флажки круглые. Этим детям был дан образец исполнения поручения, они сначала нерешительно, но затем более уверенно выполняли задание..

      Большой популярностью у  детей пользуются дид игры с предметами – орудиями, их используют для знакомства с цветом, формой. Они развивают мышцы рук и кисти, глазомер, ловкость, через эти игры дети знакомятся со свойствами воды и предметов: снега: «Вылови сачком шарик», «Накорми куклу Вову ложкой», «Испеки пирожок» - сухой и мокрый песок с использованием совочка, ведер, формочек. «Забей гвоздь» - использование лопатки и деревянных колышков, а для действия с плоскостной лопаткой игра «Обед для зайки» - муляжи капусты, моркови надо было перевернуть плоской лопаточкой.

      В этом возрасте дети еще многому подражают. Каждому хочется подействовать, поэтому уделяю внимание каждому, не сержусь. Стараюсь привлечь мало активных или вновь поступивших детей: Алёнушка, Катенька, возьмите удочку и будем ловить рыбку. Девочки очень нерешительны, долго присматриваются, но все же решаются  подойти. У них хорошо получаются игры с пирамидками или игры за столом и только в индивидуально – свободное время. Чтобы не пропал интерес и вызвать контакт с малышом иногда использую приемы «Ошибки в названии»: Беру в руки мяч и говорю детям - ой, какой красивый медведь! – активные  дети сражу поправляют: «Нет, это не медведь – это мяч!». Или использую прием «Помоги» - для замкнутых детей, привлекая их внимание к поиску маленькой игрушки в кармане у себя. Такой способ помог развеселить Настю Бирюкову и Юлю Смирнову. При повторном анализе через 6 мес. появились сдвиги у Макара, Юры, Кирилла. Они стали принимать участие в занятиях, уверенно находить нужные цвета, величину, появились сдвиги в речи.

      Настя, Никита, Андрей, Кирилл, хорошо ориентируются в цвете, знают черный и белый цвета, величину, уверены в формах – все обговаривают, немного хуже у Сашеньки, Юли П, Данила, Насти Большаковой, Насти Е., - они немного путаются в цвете, думают прежде чем ответить какая форма.

      Сдвиги  получились еще за счет индивидуального  общения через дидактические игры с куклой. Она была специально сшита из мягких материалов, ее можно было обнять, согнуть, эта кукла могла пожалеть ребенка, успокоить его. Кукла после введения ее в группу была оставлена для игры с детьми. Особенно это понравилось Максиму и Данилу.

        Различные дид/игры проводились и на улице, конечно меньше, но эти игры смотрятся интересней и требуют немалой подготовки. Например на качество: сухой – мокрый – с песком, дует не дует – с ветром, чистый – грязный, холодная –горячая. «Сделаем пирожок большой и маленький», « Собери листочки желтые». Особенно нравились игры: «Нарисуй палочкой на сухом/сыром песке». Во время проведения таких игр мы много говорили, я спрашивала что нарисовали дети, они словами выражали просьбу сто-то дорисовать или нарисовать. Потихоньку включалась уже большая часть группы. Дети еще малы и присутствие взрослого необходимо.

      Чтобы я не делала, чем бы не занималась, любопытство детей всегда их удерживает радом. Стараюсь всегда отвечать на вопросы  детей, выслушать их. Если хочу с  чем-нибудь познакомить или рассказать, надо малышей расположить к себе – это удивить, заинтересовать и через знакомые предметы, постепенно, не сильно усложняя преподнести что-то новое, незнакомое. Главное, чтобы был отклик. Вот так, шаг за шагом мы познаем все окружающее. Например, настолько – печатные игры.

      Порой правила игры понимаются не сразу, они  требуют мыслительной нагрузки –  на обобщение: «На чем ездят»,  «Подбери предмет по цвету», «У кого перья», «Много-один». Легче воспринимает такие игры Никита, Настя, Кирилл, через  этих детей я уже рассказываю о правилах игр другим. Дети легче видят пример игры на своих сверстниках  и хорошо воспринимают.

      Встречаются такие дети как Андрей - очень  застенчивые, стеснительные, а вот  Саша очень капризная, Данил очень  подвижный – здесь я уже  учитываю индивидуальность, настроение и здоровье детей на данное время – такой уж у нас возраст.

      Данилу  даю задание посложней, и несколько  раз поручаю, требую, чтобы он все рассказал, а вот Андрею нужна ласка словами, Сашу увлекая сюрпризностью.

      Такие разные дети. Выбор игр настолько печатных не велик для этого возраста, но и они дают много и учат отвечать на вопросы, говорить, действовать. Игры с картинками развивают мышление - «Домино», «Лото детское», «Лото овощное», игры с кубиками,  решалочками «Закрой окошко», «Застегни», «Вышивание», «Шнуровки». Эти игры интересны тем, что их можно усложнять, варьировать. Так с картинками – малайка. Сначала складываем картинку из двух частей, затем из трех. После чего картинки из 6-8 частей – мозаика. Ввожу игру «сложи картинку из кубиков» на кубиках клею картинку сюжет из сказки. Эта игра  заинтересовала Сашу, Настю, Данила, Юля пока не справляется так как ей не хватает усидчивости, но надеюсь, заинтересовать ее и других детей. Играть в эту игру начали с предметов, затем перешли на животных, и только после этого сюжет.

      Лото  на закрепление цвета, малышу дают карточку куда он должен собирать все вещи и предметы одного цвета.

      В настольно – печатные  игры можно играть только если у малыша накоплен опыт. Например: «Покорми животных (кто что ест: заяц – капусту, корова – траву, белка – орешки), «Помоги найти дом» - корове, лисе, козе, волку и т.д. дикие и домашние животные.

      Лото  на классификацию, овощи, посуда, транспорт, мебель помогают детям объединять предметы под одним названием.

      Для настольно – печатных игр использую игры с застежками, различными шнуровками и сюжетами: «Дождь идет», «Дорожка для зайки», вышивание – где дети должны засунуть в отверстие веревочки, шнурки. Застежками играют более усидчивые дети  - Кирилл, Настя, Лиза, Настя, Юра: застегни жука, кошку с мячиком, грузовик; что нашли в лесу. Все большие дети овладевают умением расстегивать, а вот застегивать не все. Параллельно проводится много дид/игр  - словесных. В которых непосредственно учимся говорить.

      Игры  «На чем играет зайка», «Веселый петрушка» - на слуховое восприятие, прислушиваются и называют что звучит. «Угадай кто это», «Как зовут маму?» - на звукоподражание, «Магазин» - купи такой же, «Что за птица», «Угадай что спрятала» и т.д. Очень важно знакомство с играми проводить поэтапно. Так сначала объясняются правила игры, какие действия надо производить. Затем дети овладевают умениями. После усвоения игры, я ее усложняю. Словесные дид/игры провожу на занятиях, прогулках и в подвижных играх - во всех режимных моментах. Использую разнообразные формы, стараюсь проводить игры систематически и целенаправленно. Так  знакомство с животными и птицами проходили через игры « Как собачка бегает и лает, а козлик бодается», «Как петушок поет и ходит, а уточка плавает и крякает», «Угадай что по голосу», «Скажи как поет петушок, фыркает еж», «Как зовет корова теленка, а курочка цыпленка»

Информация о работе Дидактические игры и упражнения для развития познавательной деятельности детей раннего возраста