Античная риторика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:37, реферат

Описание

По словам Диогена Лаэртского, Аристотель приписывал изобретение риторики пифагорейцу Эмпедоклу, сочинение которого неизвестно нам даже по имени. Из текстов самого Аристотеля и из других источников известно, что первый трактат по риторике принадлежал ученику Эмпедокла Кораксу, любимцу сиракузского тирана Гиерона I, политическому оратору и адвокату (судебному оратору). Он сформулировал не лишённое интереса определение красноречия: «красноречие есть работница убеждения (др.-греч. πειθοῦς δημιουργός)». Он первый делает попытку установить чёткое деление ораторской речи на части: вступление (προοίμιον), предложение (κατάστασις), изложение (διήγησις), доказательство или борьба (ἀγῶν), падение (παρέκβασις) и заключение. Он же высказал положение, что главная цель оратора — не раскрытие истины, но чёткость и убедительность при помощи вероятного (εἰκός), для чего чрезвычайно полезны всякие софизмы.

Работа состоит из  1 файл

Античная риторика.docx

— 54.14 Кб (Скачать документ)

Аналогично и развитие риторики в Англии и Германии в течение всего XVIII века.

[править]Риторика в XIX и XX веке


В таком виде риторика оставалась частью гуманитарного образования  во всех европейских странах вплоть до XIX века. Развитие политического и других видов красноречия и романтической литературы приводит к упразднению условных правил ораторского искусства. Традиционно наиболее значимая часть — учение о словесном выражении — растворилась в стилистике как части теории литературы, а остальные разделы потеряли практическое значение. Именно тогда слово «риторика» приобрело одиозный оттенок напыщенного пустословия.

Слово риторика применялось для  вновь создаваемых дисциплин — теории прозы (преимущественно художественной прозы — XIX век, немецкая филология), стилистики(XX век, французская филология), теории аргументации (XX век, бельгийский философ Х. Перельман)

[править]Риторика в России Нового времени

В России, в допетровский период развития литературы, риторика могла иметь  применение лишь в области духовного  красноречия, и число её памятников совершенно ничтожно: мы имеем некоторые  стилистические замечания в «Изборнике» Святослава, трактат XVI века: «Речь тонкословия греческого»[6] и «Науку о сложении проповедей» Иоанникия Голятовского.

Систематическое преподавание риторики начинается в юго-западных духовных школах с XVII века, причём учебники — всегда латинские, так что оригинальной обработки в них искать не приходится. Первым серьёзным русским трудом является Краткое руководство к красноречию Ломоносова («Риторика» Ломоносова, 1748), составленная на основании классических авторов и западноевропейских руководств и дающая в подтверждение общих положений ряд примеров на русском языке — примеров, извлеченных частью из сочинений новых европейских писателей. Ломоносов же, в своём «Рассуждении о пользе книг церковных», применяет к русскому языку западную теорию трёх стилей. Ввиду того, что область красноречия в России ограничивалась почти исключительно церковной проповедью, риторика здесь почти всегда совпадала с гомилетикой. По светской риторике в России было создано очень мало работ, да и те не отличались самостоятельностью, как, например, руководстваН. Ф. Кошанского. Научная разработка риторики в том смысле, как она понимается на Западе, в России не начиналась по крайней мере до XX века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция (лат. lectio — чтение) — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.

Термин "лекция" имеет  несколько значений: 
1. мн.ч. Отпечатанный курс публичных чтений, а также записи по какому-либо предмету преподавания. 
2. Устное изложение предмета преподавателем, а также публичное чтение на какую-либо тему. 
3. Разновидность учебного занятия, состоящее в устном изложении предмета преподавателем.

В третьем значении термин "лекция" употребляется в следующем контексте:

  • это разновидность групповых учебных занятий в типологии учебных занятий М.А. Мкртчяна;
  • элемент лекционно-семинарской системы обучения, практикуемой преимущественно в высшей школе (где эта форма является основной в процессе обучения).

Во втором значении лекция может рассматриваться методом обучения, относящимся к словесным методам обучения и может применяться в разных системах обучения, например в классно-урочной системе обучения в старших классах средней школы.

 
В средней школе лекции обычно практикуются при изложении нового довольно объёмного  и достаточно сложного материала  с использованием приёмов активизации  учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе приучения их к  конспектированию излагаемого материала.

Механизм восприятия лекции выглядит следующим образом: воспринимается информация, затем в сознании происходит её анализ, после чего информация снова  выражается словами (в виде конспекта  лекции). Конспект является уже продуктом  мышления учащегося, что требует  от него значительного умственного  напряжения. Кроме того, на протяжении лекции возбуждаются одни и те же участки  коры головного мозга, в результате чего уровень восприятия может понизиться.

Умение слушать и конспектировать  лекцию вырабатывается постепенно. Материал лекции закрепляется на семинарах.

Содержание  

[убрать] 

  • 1 Дидактические и воспитательные цели лекции
    • 1.1 Требования к лекциям
    • 1.2 Преимущества
    • 1.3 Недостатки
    • 1.4 Структура лекции в ВУЗе
      • 1.4.1 Работа после лекции
  • 2 См. также

    [править]Дидактические и воспитательные цели лекции


    • дать обучающимся современные, целостные, взаимосвязанные знания, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конкретной теме;
    • обеспечить в процессе лекции творческую работу студентов совместно с преподавателем;
    • воспитывать у студентов профессионально-деловые качества, любовь к предмету, и развивать у них самостоятельное творческое мышление.

    [править]Требования к лекциям

    Каждая лекция в ВУЗ-е должна:

    • иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);
    • иметь твердый теоретический и методический стержень, важную проблему;
    • иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;
    • быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь четко выраженную связь с практикой;
    • быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед обучающимися вопросы для размышления;
    • обладать силой логической аргументации и вызывать у студентов необходимый интерес, давать направление для самостоятельной работы;
    • находиться на современном уровне развития науки и техники, содержать прогноз их развития на ближайшие годы;
    • отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);
    • быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;
    • излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий;
    • быть доступной для восприятия данной аудиторией.

    [править]Преимущества

    • Один человек-лектор может транслировать информацию на любое, сколь угодно большое, число людей.

    [править]Недостатки

    • Отсутствие обратной связи,
    • усреднённость уровня сложности контента лекции,
    • возможность для разной степени включённости слушателей лекции.

    [править]Структура лекции в ВУЗе

    Учебная лекция в вузе должна иметь четкую и строгую структуру. Исторически сложилось так, что  лекция, как правило, состоит из трех частей: вступления (введения), изложения  и заключения.

    • Вступление (введение) определяет тему, план и цель лекции. Оно призвано заинтересовать и настроить аудиторию, сообщить, в чём заключается предмет лекции и её актуальность, основная идея (проблема, центральный вопрос), связь с предыдущими и последующими занятиями, поставить её основные вопросы. Введение должно быть кратким и целенаправленным.
    • Изложение — основная часть лекции, в которой реализуется научное содержание темы, ставятся все узловые вопросы, приводится вся система доказательств с использованием наиболее целесообразных методических приемов. В ходе изложения применяются все формы и способы суждения, аргументации и доказательства. Каждое теоретическое положение должно быть обоснованно и доказано, приводимые формулировки и определения должны быть четкими, насыщенными глубоким содержанием. Все доказательства и разъяснения направлены на достижение поставленной цели, раскрытие основной идеи, содержания и научных выводов. Каждый учебный вопрос заканчивается краткими выводами, логически подводящими обучающихся к следующему вопросу лекции.

    Количество вопросов в  лекции — как правило, от двух до четырёх. Иногда отдельные вопросы делятся на подвопросы, облегчающие изложение и усвоение материала. Слишком дробное членение двухчасовой лекции или, наоборот, чрезмерно большие компоненты нежелательны в логическом и психолого-дидактическом отношении. Длительность её частей должна быть соразмерна с научным значением излагаемых проблем.

    • Заключение обобщает в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая её как целостное. В нём могут даваться рекомендации о порядке дальнейшего изучения основных вопросов лекции самостоятельно по указанной литературе. Все это составляет предмет обдумывания при разработке. Однако отдельные виды традиционных лекций (вводные, заключительные, установочные) имеют свои особенности в содержании и построении, которые необходимо учитывать при отработке плана лекции.

    [править]Работа после лекции

    Педагогическое мастерство, как и знания, складывается из мелких крупинок ежедневного опыта. Важно  не растерять эти крупицы, зафиксировать, учесть и сделать их своим достоянием. Прочитав лекцию, преподаватель сам  хорошо видит и чувствует её сильные  и слабые стороны: об этом он судит прежде всего по тому, как её приняла аудитория. Он помнит, какие её части и разделы слушались с интересом, в каких местах внимание ослабевало, какие объяснения были излишне детализированы или растянуты, а где слишком схематичны, где не хватало примеров или они были не совсем удачными. Рекомендуется все эти замечания сразу же записать и в дальнейшем использовать при работе над курсом.


    Информация о работе Античная риторика