Античная риторика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:54, контрольная работа

Описание

Античная риторика была не только школой красноречия, высокого ораторского искусства, но и сложной системой, состоящей из основ философии, лингвистики, логики и поэтики. Высокое совершенство красноречия было достигнуто благодаря усилиям софистов, профессиональных ораторов и учителей философии и риторики.

Содержание

Введение
1. Основные этапы развития античной риторики
2. Риторика софистов
3. Риторическое учение Аристотеля
4. Римская риторика
5. Итоги развития античной риторики
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

бизнес-риторика.docx

— 52.07 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

 

1. Основные этапы развития  античной риторики

 

2. Риторика софистов

 

3. Риторическое учение  Аристотеля

 

4. Римская риторика

 

5. Итоги развития античной  риторики

 

Заключение

 

Список литературы

 

Введение

 

Слово риторика первоначально означало ораторское искусство. Многие греческие города-государства, как Афины, управлялись демократически. Политические и судебные решения принимались голосованием на сходке, результаты которого определялись убедительностью публичных речей и впечатлением, которое оратор производил на собравшихся граждан. Убедительность речи зависела от ее логоса - силы доводов, приводившихся оратором, этоса - уместности речи, ее соответствия общепринятым обычаям и взглядам и филокалии (букв. благолепия - красоты) оратора и его речи, пафоса - эмоций (гнева, сострадания, мужества, милосердия и др.), возбуждаемых в публике словесным искусством оратора. В этих условиях в V-IV веках до Р.Х. сложилась профессия софистов - «знатоков, мастеров», платных учителей философии и ораторского искусства, которые обучали молодых людей технике аргументации и приемам воздействия словом.

Древняя Греция по справедливости считается родиной ораторского  искусства. "Царицей искусств" называли античные греки риторику, настолько сильным было ее влияние  на решение государственных дел, на формирование общественного мнения. Еще в III в. до н. э. в Греции, а немного  позже и в Риме стали формироваться  риторские школы, в которых молодежь, готовясь к государственной службе и общественной деятельности, изучала  риторику, логику, правоведение, философию, историю и литературу. Античные риторы владели не только искусством убеждения, но и умели своей речью доставлять слушателям удовольствие смелой и оригинальной мыслью, призывали их к добру, справедливости, выполнению гражданского, патриотического  долга.

Античная риторика была не только школой красноречия, высокого ораторского  искусства, но и сложной системой, состоящей из основ философии, лингвистики, логики и поэтики. Высокое совершенство красноречия было достигнуто благодаря  усилиям софистов, профессиональных ораторов и учителей философии и  риторики. Софисты блестяще владели  мастерством логических доказательств, искусством спора, исследовали философские  проблемы познания и старались сблизить философию с риторикой. Однако вскоре софистика в ущерб поиску искомой  истины стала злоупотреблять словесной  виртуозностью, преднамеренно нарушая  законы логики.

 

 

 

1. Основные этапы  развития античной риторики

 

История античной риторики насчитывает 800 лет - от первых сохранившихся  риторических трактатов Аристотеля и Анаксимена до знаменитого компендиума  античной риторической мысли, составленного  Квинтилианом.

Гаспарова, историю античной риторики вряд ли можно рассмотреть  как процесс по двум причинам: во-первых, сохранилось множество риторических сочинений (риторика преподавалась  в античной школе и требовала  многочисленных учебных пособий), посвященных  частным вопросам и противоречащих друг другу; во-вторых, на русский язык памятники античной риторики переводились неполно и несистематически, представление  о них можно составить лишь в самых общих чертах.

Вместе с тем представляется возможным и необходимым обозначить основные этапы становления фундаментальных  идей античной риторики.

Возникновение той или  иной идеи (науки) всегда исторически  подготовлено и обусловлено рядом  объективных и субъективных причин. Культ устной речи, словесного искусства  характерен уже для времени истоков  греческой цивилизации. В античной мифологии имеются два божества устного слова - Аполлон, бог поэтов, и Гермес Логий («Словесный»), бог  ораторов. Именно Гермес изобрел лиру, которую он подарил Аполлону, что  свидетельствует о более раннем происхождении ораторского искусства  по сравнению с искусством поэтическим. Гермес (в римской мифологии ему  соответствует Меркурий) - покровитель  торговли и красноречия. «…римлянин Гораций назовет два дара, с  помощью которых Гермес, этот «красноречивый внук Атланта» и «отец округленной  лиры», цивилизовал дикие нравы  первобытных людей: дар культивируемого  голоса и дар «чинной палестры». Дары эллинских богов - вокально-ораторская культура и физическая культура, хорошая  постановка голоса и хорошая тренировка мышц - это главные символы классической «калокагатии». Стоит подчеркнуть, что Гермес в мифах выполняет  функцию посредника между богами и людьми, между миром жизни  и миром смерти, и в этом проявляется  представление об основополагающей для человеческой цивилизации роли слова. Кроме того, известна одна из харит богиня Пейто («убеждение»), в  образе которой воплотилось представление  о магическом характере словесного искусства.

Культ устного слова отразился  и в речах гомеровских героев. Это было связано с публичным  характером жизни древних греков. И все же как расцвет ораторского  искусства, так и рождение риторики было обусловлено прежде всего мощной общественной потребностью.

Как справедливо подчеркивает В.И. Исаева, «риторика неотделима от типа организации древнегреческого общества, особенностей его управления. Не случайно феномен политического  красноречия практически отсутствовал в древневосточных деспотиях, где государственный строй исключал свободное состязание мнений».

Бурное развитие судебного  красноречия стимулировалось своеобразным характером древнегреческого судопроизводства, в котором отсутствовали процедуры  судебного следствия, разбирательства, а также такие привычные для  нас фигуры судебного процесса, как  обвинитель, защитник. Исход тяжбы  между истцом и ответчиком определялся  решением нескольких сот судей, чье  мнение полностью зависело от убедительности и красноречия соперников. В этой ситуации многократно возрастала цена человеческого слова, приемы же ораторского  искусства, обеспечивающие превосходство  одной из сторон, становились предметом  пристального внимания и изучения.

Позднее возникло торжественное  красноречие, которое также получило широкое развитие именно благодаря  публичному характеру жизни древних  греков: пышные чествования наиболее отважных воинов, знаменитых спортсменов, прославленных актеров были непременным  атрибутом античной культуры.

Разносторонняя общественная потребность в результативном словесном  высказывании подкреплялась и культурологическим фактором - принципом состязательности, присущим греческой культуре. Для  древних греков было характерно стремление привнести дух борьбы, соревнования, игры во все сферы жизни и быта; нацеленность на победу, на совершенство и совершенствование - важнейшее  слагаемое личности. По словам Аристотеля, «соревнование «как ревностное желание  сравняться» есть нечто хорошее  и бывает у людей хороших. …  Такими бывают люди молодые и люди, обладающие величием души, а также  люди, владеющие такими благами, которые  достойны мужей, пользующихся уважением; к числу этих благ принадлежит  богатство, обилие друзей, власть и  другие тому подобные блага… Если чувство  соревнования проявляется по отношению  к благам, пользующимся уважением, то сюда необходимо нужно относить добродетели  и все то, с помощью чего можно  приносить пользу и оказывать  благодеяния другим людям…». Состязания, в которых мог проявить себя человек  агонистичный, присущи греческому спорту, театру, они породили форму публичных  философских прений. «Все, что только можно было, пронизывает дух агонистики: все полно состязания, от самого низменного и шутливого состязания в скорости выпивания кружки до самого серьезного и возвышенного состязания в красоте созданных поэм и  рожденных детей».

Таким образом, развитая общественная потребность, а также фундаментальные  особенности греческой культуры и греческого менталитета предопределили появление риторики - науки о правилах ораторского искусства. В ситуации, когда зачастую только сила и убедительность красноречия предопределяли исход  дела и соответственно судьбу человека, а иногда и целого народа, возникает  стремление выявить секреты, обеспечивающие действенность человеческого слова.

Именно в этой ситуации культурного «взрыва», порожденного совокупностью общественно-исторических, философских и культурных причин, в V веке до н.э. в Греции возникают  первые риторики.

 

2. Риторика софистов

 

«Естественный разрыв между  малым числом тех, кто от природы  одарен даром слова, и потребностью общества в лицах, умеющих говорить перед толпой, восполнялся в классической Греции двумя путями: обучением ораторскому  мастерству и сочинением речей для  клиентов, которые заучивали купленную  речь и произносили ее перед судом  от своего имени. В том и другом случае ораторское выступление из импровизации превращалось в работу, подчиненную  определенным нормам и правилам».

Согласно Аристотелю, первым изобрел риторику Эмпедокл из Акраганта  в Сицилии, крупный философ VI-V вв. до н.э., который был учителем Горгия. Первыми риторами считаются полумифические Корак(с) и Тисий, имена которых  известны благодаря Платону и  Аристотелю. Жители Сиракуз, учитель  и ученик, они открыли первые риторические школы и составили первые руководства  по написанию судебных речей. Учебник  Корака стал известным во всей Греции. Впоследствии Тисий переселился  в Афины, где стал преподавать  красноречие. Сюда же последовал и Горгий из Леонтин.

То обстоятельство, что  риторика возникла именно в Сицилии, по мнению С.Меликовой-Толстой, объясняется  соседством философской школы элеатов: «Элеаты, поставившие на место знания о мире мнение (докса) и разорвавшие  казавшуюся до тех пор естественной, самой природой установленной связь  между словом и вещью, сделав вместо этого слово лишь условным обозначением вещи, произвели тот идеологический переворот, в котором и надо искать мировоззренческий корень риторики».

В это время в Греции складывается новая система образования  и воспитания гражданина полиса. Ее стали осуществлять софисты, странствующие  учителя философии и красноречия. Слово «софист» первоначально означало «способный стать мастером», «мастер», затем «учитель мудрости», потому что  софисты брались каждого научить  секретам ораторского мастерства. Так, в V-IV вв. до н.э. складывается софистика - духовно-воспитательное и философское  учение, основанное на принципах субъективизма («Человек есть мера всех вещей, существующих - в том, что они существуют, несуществующих - в том, что они не существуют»), отрицания закономерности во всем («Что каждому кажется, то для него и  есть действительность») и релятивизма («О всяком деле может быть высказано  два совершенно противоположных  мнения»). Софисты в принципе отрицали возможность истинного знания, утверждая, что существуют только мнения - различные, взаимоисключающие, множественные. Основополагающие принципы софистики были сформулированы выдающимся философом Протагором (481-411 до н.э.).

Гуманистический смысл этой философии бесспорен: софисты в  центр мира поставили человека познающего и сомневающегося, выступив против авторитетного мифологического  сознания, основывавшегося на признании  незыблемости традиционных постулатов. В противовес ему софисты выдвинули  требование доказывать все.

Бесспорна и демократичность  софистики: «Демократическим было, прежде всего, само предложение научить  любого желающего всем доступным  знаниям и этим сделать его  совершенным человеком… Демократический  образ мыслей лежал и в основе тех представлений о знании, с  которыми выступали софисты: в основе учения об относительности истины. Как в свободном государстве  всякий человек имеет право судить о государственных делах и  требовать, чтобы с ним считались, так и о любом предмете всякий человек вправе иметь свое мнение, и оно имеет столько же прав на существование, как и любое  другое».

Распространившееся позднее  мнение о софисте как о ловком обманщике и о софистике как  о системе приемов ложного  убеждения и ложного красноречия  справедливо лишь отчасти. Действительно, софисты в своей ораторской практике довели до предела основные постулаты  философии Протагора, однако даже в  их крайностях содержались идеи, которые  стимулировали впоследствии развитие философии и риторики.

В самом деле, если справедливо  то, что может быть доказана любая  мысль, независимо от ее объективного смысла, возникает вопрос о приемах  такого доказательства и соответственно интерес к проблемам риторики. Софисты признавали огромное значение слову, которое в их интерпретации  сродни колдовству, магии, чарованию. «Чарование духа и обман мысли» видел в  слове Горгий. Фрасимах же сравнивал  искусство слова с волшебным  заговором.

Такая оценка возможностей человеческого слова основывалась на наблюдениях софистов над психологией  толпы (аудитории), которая поддается  манипулированию и легко меняет свои мнения. Для софистов характерен интерес к адресату ораторского  искусства и к акту восприятия.

Основным теоретиком риторики среди софистов был Горгий, который  создал иллюзионистскую теорию искусства, в том числе и искусства  красноречия. Риторика в таком понимании  сродни словесной игре и потому это  удобный инструмент гражданского управления, точнее - манипулирования: «искусство убеждать [людей] много выше всех искусств, т.к. оно делает всех своими рабами по доброй воле, а не по принуждению». Именно софисты выделили в природе человека два начала: с одной стороны, природное - постоянное, неизменное, с другой стороны - привнесенное обычаями, привычками, являющее собой изменчивую условность и подверженное воздействию извне. Горгий утверждал, что человеческое знание по своей сути является ложным, неполным и условным «мнением», а не истиной.

Информация о работе Античная риторика