Взаимное влияние людей в процессе межличностного отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:34, контрольная работа

Описание

В подавляющем числе случаев межличностное взаимодействие людей, обозначаемое как общение, почти всегда оказывается вплетенным в деятельность и выступает условием ее выполнения. Так, без общения людей друг с другом не может быть коллективного труда, учения, искусства, игры, функционирования средств массовой информации. При этом вид деятельности, которую общение обслуживает, неизменно налагает свою печать на содержание, форму, течение всего процесса общения, между исполнителями этой деятельности.

Содержание

Введение ……......................................................................................... 3 стр.

Взаимное влияние людей в процессе межличностного отношения……………………………………………………………5 стр.
Цели влияния………………………………………………….……7 стр.
Виды влияния………………………………………………………9 стр.

Заключение………………………………………………………………15 стр.
Список использованной литературы………………………………….16 стр.

Работа состоит из  1 файл

этика.docx

— 544.39 Кб (Скачать документ)

 

 

Содержание

 

Введение ……......................................................................................... 3 стр.

 

  1. Взаимное влияние людей в процессе межличностного отношения……………………………………………………………5 стр.
  2. Цели влияния………………………………………………….……7 стр.
  3. Виды влияния………………………………………………………9 стр.

 

Заключение………………………………………………………………15 стр.

Список использованной литературы………………………………….16 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. В настоящее время, когда идёт активная перестройка всех сфер общества, остро ощущается потребность  в людях, умеющих создавать психологический  климат в коллективе, способных аналитически мыслить, умеющих слушать и говорить с людьми. Многогранность межличностных  отношений превращает их в объект комплексного изучения: взаимоотношения  между людьми носит избирательный  характер, которые определяются потребностями  человека. Современные исследования показывают необходимость изучения влияния межличностных отношений  на формирование многих важных характеристик  психических процессов, состояний  и свойств на протяжении всей жизни  человека.

В подавляющем числе  случаев межличностное взаимодействие людей, обозначаемое как общение, почти  всегда оказывается вплетенным в  деятельность и выступает условием ее выполнения. Так, без общения людей  друг с другом не может быть коллективного  труда, учения, искусства, игры, функционирования средств массовой информации. При  этом вид деятельности, которую общение  обслуживает, неизменно налагает свою печать на содержание, форму, течение  всего процесса общения, между исполнителями этой деятельности.

Межличностное общение  не только необходимый компонент  деятельности, осуществление которой  предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие  нормального функционирования общности людей.

При сравнении характера  межличностного общения в разных объединениях людей бросается в  глаза наличие сходства и различия. Сходство выступает в том, что  общение оказывается необходимым  условием их бытия, фактором, от которого зависит успешное решение стоящих  перед ним задач, их движение вперед. Вместе с тем каждая общность характеризуется преобладающим в ней видом деятельности. Так, для учебной группы такой деятельностью будет овладение знаниями, умениями и навыками, спортивной команды - выступление, рассчитанное на достижение запланированного результата в соревнованиях, для семьи - воспитание детей, обеспечение бытовых условий жизни, организация досуга и др. Поэтому в каждом типе общностей четко просматривается преобладающий вид межличностного общения, обеспечивающий главную для этой общности деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Взаимное влияние людей в процессе межличностного отношения

Психологическое влияние  – это воздействие на психическое  состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью психологических  средств: вербальных, паралингвистических  или невербальных.

Вербальный означает словесный. Вербальные средства воздействия –  это слова.

Паралингвистический означает связанный с речью, окружающий речь, но не являющийся самой речью. Например, громкость или быстрота речи, артикуляция, интонации, паузы в речи, смешки, зевки, всхлипывания, фырканье, покашливание, присвистывание, прищелкивание языком, подражание звукам животных и др. Эти сигналы могут изменять действие произносимых слов, в одних случаях усиливая или ослабляя его, а в других – изменяя их смысл. Если человек говорит: «Обещаю, что обязательно это сделаю!» с уверенной и искренней интонацией в голосе, то мы ему верим. Однако если он говорит это «скучающим» тоном, фыркает, подчеркнуто всхлипывает или нечаянно зевает – мы склонны усомниться в искренности обещания.

Невербальный означает несловесный. К невербальным средствам общения  относятся взаимное расположение собеседников в пространстве, например расстояние между ними, их перемещения и движения в этом пространстве, их позы, жесты, мимика, направление взгляда, прикосновения  друг к другу, а также зрительные, слуховые и иногда обонятельные сигналы, которые один человек вольно или  невольно передает другому параллельно  с речью. Внешность человека, шум, который он производит, запах духов  – все это также невербальные сигналы. Невербальные сигналы тоже могут усиливать действие слов, ослаблять  его или совершенно изменять их смысл. Например, если человек поворачивается к двери и, стоя спиной к собеседникам, произносит: «Очень рад был с вами познакомиться», то это может вызвать  недоумение или недоверие.

Парадокс состоит в  том, что большинство людей, готовясь повлиять на чье-либо решение или  отношение, думают прежде всего о словах, которые они скажут. Между тем правильнее было бы думать прежде всего о том, как произнести слова и какими действиями их сопровождать. По известной американской формуле Меграбяна, при первой встрече каждый из нас на 55 % верит невербальным сигналам другого человека, на 38 % – паралингвистическим и лишь на 7 % – содержанию речи. При последующих встречах это соотношение может измениться, однако значение невербальных и паралингвистических сигналов не стоит недооценивать.

Инициатор влияния – тот  из партнеров, который первым предпринимает  попытку влияния любым из известных (или неизвестных) способов.

Адресат влияния – тот  из партнеров, к которому обращена первая попытка влияния. При дальнейшем взаимодействии инициатива может переходить от одного партнера к другому в  попытках взаимного влияния, но всякий раз тот, кто первым начал серию  взаимодействий, будет называться инициатором, а тот, кто первым испытал его  влияние, – адресатом.

В процессе межличностного общения происходит постоянное взаимное влияние людей друг на друга, так  что в большинстве случаев  человек одновременно является и  инициатором, и адресатом влияния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Цели влияния

 

Влияние в межличностном  общении нацелено на удовлетворение своих мотивов и потребностей с помощью других людей или  через их посредство. Когда воспитатель  пытается привить своим подопечным определенные способы поведения, например привычку говорить правду или доводить начатое дело до конца, он делает это не только потому, что считает эти привычки необходимыми, но также и потому, что испытывает потребность формировать у молодых людей такие привычки, вообще формировать других людей. Когда руководитель добивается от подчиненных решения важной задачи или достижения цели, он не только достигает какого-то социально значимого результата, но реализует собственную потребность добиваться успеха (избегать неудачи, избегать неопределенности и т. п.).

Во многих случаях влияние  может быть направлено прежде всего на удовлетворение личных потребностей, хотя совершается оно под видом пользы для дела, для общества, для других людей и т. п. Например, учитель может использовать предоставленную ему возможность влияния для того, чтобы удовлетворить потребность в ощущении собственной силы, самоутвердиться за счет своих учеников, испытать чувство удовлетворения от того, что они вынуждены подчиняться его требованиям, возможно, даже справедливым. Руководитель может удовлетворять свою потребность добиться одобрения вышестоящего начальника или потребность выместить на других свою неудовлетворенность, озлобление жизнью, поэтому под маской критики или непосильных требований будет унижать или оскорблять своих подчиненных. Родители могут стремиться удовлетворить свою потребность в отдыхе и покое, когда требуют от своих детей самостоятельности или выдержки, и т. п.

Каждый из нас может  пытаться влиять на других, чтобы удовлетворить  потребности, никак прямо не связанные  с учебными, воспитательными или  профессиональными задачами. Однако для многих людей свойственно считать (или, по крайней мере, объявлять) цели своего влияния на других благородными, т. е. продиктованными интересами дела, общества, развития, творчества и т. д. Цели, связанные с иными потребностями, зачастую не осознаются или тщательно скрываются. Между тем эти цели тоже необязательно «неблагородны». Они могут быть связаны со вполне оправданными человеческими потребностями в сочувствии, внимании, принятии другими людьми, одобрении, психологическом комфорте, одиночестве, безопасности, подтверждении собственной значимости и силы и др.

Современному человеку важно  осознать истинные цели своего влияния  на других для того, чтобы не пытаться воздействовать на других неконструктивными  способами, прикрываясь интересами дела или общества. Осознав свои цели, можно решить, насколько они  достойны того, чтобы мы стремились их реализовать, а затем найти  конструктивные способы получения  помощи и поддержки других людей  для их осуществления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды влияния

 

Формула взаимного влияния  может быть выражена через понятие  дистанции власти:

Дистанция власти = Влияние  начальника на подчиненного – Влияние  подчиненного на начальника

Эта формула была открыта  американским ученым Гердом Хофштеде при исследовании различий национальных культур: в тех странах где руководители имеют значительно большие возможности влияния, чем остальные люди, дистанция власти большая. И наоборот, в тех странах, где люди могут влиять на общие решения, даже если они не являются руководителями, дистанция власти малая. Россия считается страной с большой дистанцией власти. Поэтому по отношению к молодому человеку, который не является руководителем, на первый взгляд справедливой будет схема, представленная на рис 1,

 

 

Рис 1. Схема взаимовлияния людей с разными полномочиями

 

Преподаватели, учителя, разного  рода руководители влияют на молодого человека со всех сторон, в то время  как его влияние на них весьма незначительно. На рисунке относительная  сила влияния показана величиной  соответствующих кружков.

 

Однако в действительности дело обстоит не так, как это изображено на рис. Эта схема описывает лишь тот прямой, подчиняющий вид влияния, который принято обозначать термином «принуждение» (см. табл. ). Между тем существует целый спектр разнообразных видов влияния, которые могут быть использованы в обход принуждению или в противовес ему.

 

Таблица Виды психологического влияния

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Большая часть из представленных в табл. видов влияния может быть использована независимо от дистанции власти. Вовсе не обязательно обладать официальными властными полномочиями или казаться авторитетной фигурой, для того чтобы влиять на других людей. Более того, некоторые виды влияния более эффективно используются как раз теми людьми, кто не только не обладает властными полномочиями, но и внешне кажется человеком неавторитетным. К числу таких видов влияния относятся просьба, формирование благосклонности, деструктивная критика, игнорирование, манипуляция.

В сущности, более точно, чем на рис. 1, отражает взаимное влияние в межличностном общении схема, представленная на рис. 2.

 

Рис. 2. Схема взаимного влияния в межличностном общении

 

Результативность влияния  во многом определяется тем, насколько  умело инициатором были использованы соответствующие средства – как  вербальные, так и паралингвистические  и невербальные, например темп и  ритм речи, интонация, организация пространства, взгляд, оформление внешности и др. (см. третий столбец в табл. ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В отечественной  психологической науке накоплен значительный опыт по изучению проблемы межличностных отношений.

Анализ современной  психологической литературы свидетельствует  об интересе исследователей к проблеме межличностных отношений. Это связано с их значимостью в жизни и деятельности общества, в формировании личности. Актуальность проблемы взаимного влияния людей в процессе межличностных отношений обосновывается происходящими социально-экономическими процессами в современном обществе, необходимостью развития творческой индивидуальности человека.

Межличностные отношения  являются важнейшим элементом структуры  коллектива и позволяют судить об успешности его функционирования.

Анализ литературы показал, что исследованы многие стороны темперамента и особенности  межличностных отношений. Проблема индивидуально типологических особенностей во взаимосвязи с содержательными  характеристиками менее изучена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Алехина И. Имидж и этикет делового человека. М., 2001.
  2. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание конфликт.- Новосибирск, 2004.
  3. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебное пособие.-2-е изд.-М.: ИНФРА-М, 2001.259с.
  4. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. М.,2001.
  5. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М. – МГУ, 1989
  6. Сидоренко Е.В., Хрящева Н.Ю. Межличностное общение // Психология: Учебник/ Под ред. А.А.Крылова. – М., Проспект, 1998.
  7. В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша «Межличностное общение» - Спб.: «Питер», 2001

Информация о работе Взаимное влияние людей в процессе межличностного отношения