Введение в этику. Понятие морали и ее сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:48, реферат

Описание

Изучение нравственных аспектов и проблемных сторон юридической деятельности необходимо каждому специалисту, тем более в современных условиях, когда назрела задача гуманизации общественной и государственной жизни, когда человек провозглашен Конституцией высшей ценностью и на первый план выдвигаются гарантии его прав и свобод. Деятельность человека в обществе связана с выполнением гражданского и профессионального долга, различного рода обязанностей, соблюдением общепринятых норм, правил, традиций, обычаев, одни из которых, например нормы морали и права, являются обязательными, а другие – неписаные нормы и правила – просто желательными.

Работа состоит из  1 файл

Введение в этику.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)

Введение в  этику. Понятие морали и ее сущность

...Этическое познание неизбежно стремится

к нравственному улучшению бытия.

Это не значит, конечно, что познающий  должен

воображать себя стоящим на нравственной высоте.

Но это значит, что он должен иметь нравственный опыт

 и через него добывать  себе свет, хотя бы луч света.

Н. А. Бердяев

 

Истинная этика начинается там,

 где перестают пользоваться  словами.

А. Швейцер

 

Изучение нравственных аспектов и  проблемных сторон юридической деятельности необходимо каждому специалисту, тем более в современных условиях, когда назрела задача гуманизации общественной и государственной жизни, когда человек провозглашен Конституцией высшей ценностью и на первый план выдвигаются гарантии его прав и свобод.  Деятельность человека в обществе связана с выполнением гражданского и профессионального долга, различного рода обязанностей, соблюдением общепринятых норм, правил, традиций, обычаев, одни из которых, например нормы морали и права, являются обязательными, а другие – неписаные нормы и правила – просто желательными.

Человек с этих позиций всегда оценивает  окружающих, а окружающие так или  иначе оценивают его. Эта двусторонняя взаимооценка и взаимозависимость  людей и получила свое выражение  в таких общеизвестных, важных для  каждого понятиях, как совесть, достоинство человека и его честь. Именно эти понятия фиксируют желательное и необходимое отношение всех людей друг к другу, к каждому конкретному человеку как к высшей ценности во всем окружающем нас мире.

Сегодня одним из актуальнейших является вопрос: останутся ли понятия «долг» и «честь» святыми в новой действительности? Увы, беда многих людей в том, что в силу разных причин они не научились отличать непреходящие ценности от сиюминутных выгод, а вечные истины – от скоротечных поветрий.

 

Изучение курса «Профессиональной  этики» поможет овладеть знаниями о  нравственной сущности юридической профессии, моральных требованиях к его представителям как с точки зрения профессиональной специфики, так и в общечеловеческом смысле. Изучение данного курса помимо познавательного значения имеет и конкретную практическую направленность – воспитание устойчивых убеждений, навыков и умений соблюдения норм морали и права юристами во всех служебных и жизненных ситуациях.

ТРЕБОВАНИЯ 

к структуре основных образовательных программ бакалавриата

 

Дисциплина «Профессиональная  этика» входит в базовую (обязательную часть) гуманитарного, социального и экономического цикла.

В результате изучения базовой  части цикла обучающийся должен  знать: основные этические понятия и категории, содержание и особенности  профессиональной этики в юридической деятельности;

возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста;

сущность профессионально-нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления;

понятие этикета, его роль в жизни общества, особенности этикета юриста, его основные нормы и функции;

уметь: оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения;

применять  нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях;

владеть:  навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали;

навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

по дисциплине «Профессиональная  этика»

 

№ п/п

 

 

Название тем

 

Кол-во часов

Из них часов:

лекция

практ.

занятие

сам.работа

1.

Морально-этические основы работы юристов

2

1

-

-

2.

Особенности этикета юриста

2

1

-

-

3.

Профессиональное общение юристов

2

-

2

-

4.

Профессиональная деформация личности юриста

2

2

-

-

 

Зачет

       
 

Итого:

16

4

2

2


 

СОДЕРЖАНИЕ  ТЕМ

Тема № 1. Морально-этические основы работы юристов

Мораль  ее функции и структура. Мораль и  право. Место морали в работе юриста  и профессиональная этика.

Тема № 2. Особенности этикета юриста

Понятие этикета, его роль в жизни общества, особенности этикета юриста, его основные нормы и функции.

Тема № 3. Профессиональное общение  юристов

Профессиональное  общение юристов. Возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста

Тема № 4. Профессиональная деформация личности юриста

Сущность профессионально-нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления.

 

 

 

 

 

 

 

Предмет профессиональной этики

Мораль (от латинского moralis – нравственный,   mores – нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений1.

Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений меду людьми в соответствии с принятыми в данном обществе  понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном.

Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регулятивную воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции1. Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.

Регулятивная  функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.

Воспитательная  функция морали состоит в том, что она участвует е формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

В структуре  морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и другое.

Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы  определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу социальной группе нравы.

В отличие от простых  обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности. Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К числу моральных  принципов относятся такие общие  начала нравственности, как гуманизм – признание человека высшей ценностью; альтруизм – бескорыстное служение ближнему; милосердие – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; единство принципов справедливости и законности. Примечательно, что в латинском языке – языке Древнего Рима – слово «закон» (jus) и «справедливость» (justitia) – одного корня и что сам термин «юстиция», охватывающий всю систему права, является собой воплощение одного из важнейших принципов – принципа справедливости.

Справедливость – понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия между практической ролью различных индивидов (соц. слоев, групп) в жизни общества и их соц.положением, между их правами и обязанностями, трудом и вознаграждением, заслугами и их общественным признанием, преступлением и наказанием. Законность - соответствие действий индивидов, социальных групп установленному в данном обществе правопорядку.

коллективизм – сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма – противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма – предпочтения собственных интересов интересам всех других.

Нравственные идеалы – понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества. Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Мораль и  право

Общеизвестно, что жизнь человека в обществе связана с определенной деятельностью, с выполнением разного рода обязанностей, соблюдением различных социальных норм, в системе которых важнейшую роль регулятора общественных отношений играют правовые и моральные нормы.

Нормы права устанавливают общепринятые правила поведения в различных сферах общественной жизни и являются обязательными для исполнения под страхом наказания. Право, по сравнению с моралью, является более жесткой формой регулирования общественных отношений. Оно предполагает насилие, физическое принуждение и является необходимым атрибутом всякой государственности. Любое неисполнение правовых норм влечет наступление юридической ответственности (уголовной, гражданско-правовой, административной и т.п.).

Нормы морали (сострадание, верность слову, помощь слабым, нуждающимся и др.) в отличие от правовых норм, являются желательными к исполнению. Их невыполнение влечет наступление моральной ответственности.

Чем выше нравственный уровень общества, тем меньше надобности в строгих нормах права. И наоборот, когда общество переживает нравственный кризис, то в нем появляется много всевозможных законов и подзаконных правовых актов, с помощью которых государство пытается регулировать практически все отношения. Российское общество сегодня переживает именно такой кризис. Количество законов и подзаконных актов быстро растет, но получается так, что чем больше законов, тем больше беззакония и так называемого «правового беспредела». Очевидное бессилие закона объясняется всеобщей безответственностью и распущенностью, то есть безнравственностью общества. Закон исполняется там, где властвуют люди, кровно заинтересованные в порядке, справедливости, честности. Таким образом, среди множества кризисов, с которыми закономерно столкнулось современное российское общество, пожалуй, самый серьезный, имеющий крайне негативные проявления во всех других сферах общественной жизни – кризис моральный, духовный. К сожалению, в нашей реальности утвердился стереотип человека жестокого, равнодушного к страданиям других людей.  Соблюдение норм морали и права является неотъемлемой частью жизнедеятельности каждого человека. Но есть такие профессии, к которым общество особенно строго предъявляет определенные нравственные (профессионально-этические) требования (например, врачи, учителя). К их числу в полной мере относится и профессия юриста.

Информация о работе Введение в этику. Понятие морали и ее сущность