Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:05, контрольная работа

Описание

Под внутриличностным конфликтом понимается выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

Содержание

Введение 3
1. Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение 4 1.1 Личностные проблемы и суицидальное поведение 4 1.2 Самоубийство как деструктивный способ завершения внутриличностного конфликта 6 1.3 Психокоррекция суицидального поведения 8 2. Управление внутриличностными конфликтами 10 2.1.Условия предупреждения внутриличностных конфликтов 10 2.2. Механизмы разрешения внутриличностных конфликтов 12 2.2.1.Факторы конструктивного разрешения внутриличностных
конфликтов 12
2.2.2. Механизмы разрешения внутриличностных конфликтов 13
Выводы 16
Заключение 17
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

Конфликтология.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)
  • Преодоление внутриличностного конфликта зависит от глубинных мировоззренческих установок личности, содержания ее веры, от опыта преодоления себя.
  • Развитость волевых качеств способствует успешному преодолению человеком внутренних конфликтов. Воля составляет основу всей системы саморегуляции человека. В трудных ситуациях воля, как правило, приводит в соответствие внешние требования и внутренние желания. Если же воля развита недостаточно, побеждает то, что требует наименьшего сопротивления, а это не всегда приводит к успеху.
  • Способы разрешения конфликта, время, затрачиваемое на это у людей с разными типами темперамента, различны. Холерик решает все быстро, предпочитая поражение неопределенности. Меланхолик долго размышляет, взвешивает, прикидывает, не решаясь приступить к каким-либо действиям. Однако такой мучительный рефлексивный процесс не исключает возможности в корне изменить сложившуюся ситуацию. Свойства темперамента влияют на динамическую сторону решения внутри-личностных противоречий: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь.
  • На процесс разрешения внутриличностных противоречий оказывают влияние половозрастные особенности личности. С увеличением возраста внутриличностные противоречия обретают типичные для данного индивида формы разрешения. Периодически вспоминая прожитое, мы возвращаемся к критическим точкам, когда-то нарушившим размеренное течение бытия, по-новому их переосмысливаем, все более глубоко и обобщенно анализируем способы разрешения конфликтов, преодоления того, что казалось непреодолимым. Работа над своим прошлым, анализ собственной биографии — один из путей развития внутренней стабильности, цельности, гармоничности.

Различны способы выхода из конфликтов у мужчин и женщин. Мужчины более рациональны, они с каждым новым внутриличностным переживанием обогащают свой набор средств разрешения ситуации. Женщины всякий раз по-новому радуются и страдают. Женщины разнообразнее в личностных характеристиках, а мужчины — в ролевых. Женщины больше успевают обновить и как бы заново отредактировать накопленный опыт, мужчины менее склонны возвращаться к пережитому, но умеют своевременно выйти из конфликта.

 

      1. Механизмы разрешения внутриличностных     конфликтов.

 

Преодоление внутриличностного конфликта  обеспечивается образованием и действием механизмов психологической защиты (3. Фрейд, Ф. Бассин,    Б.Зейгарник,            А. Налчаджян, Е. Соколова). Психологическая защита — нормальный, повседневно работающий механизм психики. Она является продуктом онтогенетического развития и научения. Развиваясь как средство социально-психологической адаптации, механизмы психологической защиты предназначены для контроля эмоций в тех случаях, когда опыт сигнализирует человеку о негативных последствиях их переживания и выражения.

Некоторые исследователи (Ф. Василюк, Э. Киршбаум, В. Роттенберг, И. Стоиков) считают психологическую защиту непродуктивным средством решения внутреннего конфликта. Они полагают, что защитные механизмы ограничивают развитие личности, ее «собственную активность». Рассмотрим механизмы психологической защиты подробнее.

«Не замечай это».

Отрицание — один из онтогенетически ранних и наиболее простых механизмов защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания негативных эмоций, вызванных попаданием человека в трудную ситуацию. Отрицание под разумевает инфантильную подмену принятия решения на действия в соответствии с новыми обстоятельствами, их игнорированием.

«Обвини это».

Проекция сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувства неприятия себя из-за неспособности справиться с трудностями. Проекция предполагает приписывание источнику трудностей различных негативных качеств как рациональную основу для его неприятия и самопринятия на этом фоне.

«Плачь об этом».

 Регрессия развивается в раннем детстве для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Регрессия предполагает возвращение в ситуации внутреннего конфликта к детским                                        

стереотипам поведения.

«Напади на что-то, заменяющее это».

Замещение развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного или-значимого субъекта во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая агрессию на более слабый объект или на самого себя. Замещение имеет активные и пассивные формы и может использоваться индивидами независимо от их типа конфликтного реагирования.

«Не помни об этом».

Подавление развивается для сдерживания страха, проявления которого неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания его источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. К подавлению относятся близкие к нему механизмы изоляции и интроекции.

«Не чувствуй этого». 

Изоляция — восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги.

«Не знай, откуда это». 

Интроекция — присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угроз с их стороны.

«Переосмысли это».

Интеллектуактуализация развивается в раннем подростковом возрасте. Предполагает произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией. При этом используются способы: сравнение  противоборствующих тенденций; составление списка «+» и «—» каждой из тенденций и их анализ; шкалирование каждого «+» и «—» в каждой из тенденций и их суммирование. Сюда входят также механизмы аннулирования, сублимации и рационализации.

 «Отмени это».

Аннулирование — поведение или мысли, способствующие  символическому  сведению  на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, чувство вины.

«Трансформируй  это».

Сублимация- -удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства (сексуального или агрессивного) осуществлением социально одобряемых альтернатив. Способы: переключение на другой вид деятельности; совершение привлекательных, общественно значимых поступков.

«Найди оправдание этому»

Рационализация — нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемыми чувствами. Реализуемые способы: дискредитация цели (элементарное обесценивание недостижимого); дискредитация значимого другого, который отказывает во внимании; преувеличение роли обстоятельств, судьбы; утверждение вреда во благо; переоценка ценностей, всей мотивационной системы; самодискредитация (искупление вины).

«Обрати это в противоположное»

 Реактивное образование предполагает выработку и подчеркивание в поведении противоположной установки.

«Приобрети это»

Компенсация — онтогенетически самый поздний и сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, недостатка, неполноценности. В нею входят механизмы идентификации и фантазии.

«Будь как это, чтобы не потерять его»

Идентификация — моделирование поведения другого лица как путь к повышению самоценности или совладению с чувствами в связи с возможным разделением или утратой.

«Мечтай об этом»

Фантазия — бегство в воображение с целью ухода от реальных проблем, связанных с разрешением внутриличностного конфликта.

Механизмы защиты, развивающиеся в онтогенезе как средство адаптации и разрешения конфликтов, могут при определенных условиях вызывать противоположные состояния дезадаптации и перманентного конфликта. По мнению Е.С. Романовой и Л. Р. Гребенникова, в основе этой неоднозначности лежит то, что механизмы защиты являются в своем большинстве продуктами конфликтов раннего онтогенеза.

ВЫВОДЫ

1. В современной науке суицидальное поведение рассматривается как следствие дезадаптации личности в условиях переживаемого ею макросоциального конфликта. Центральную роль в возникновении суицидального кризиса личности могут играть конфликты, обусловленные спецификой трудовой деятельности, семейных отношений, связанные с асоциальным поведением человека, обусловленные состоянием здоровья или материально-бытовыми трудностями. Суицидальное поведение строится на основе межличностного или внутриличностного конфликта. Непременным условием для этого служит особая личностная предрасположенность, вследствие которой индивид оказывается не в состоянии справиться с актуальной проблемой.

2. Суицид относится к крайне деструктивному выходу из внутриличностного конфликта. Психологическая структура суицидального поведения представляет собой взаимосвязь мотивационных, аффективных, ориентировочных и исполнительных компонентов деятельности и общения личности в условиях кризисной личностной ситуации. Динамика суицидального выхода из внутриличностного конфликта включает препозиционный и суицидальный этапы.

3. Ориентирами для определения конкретных форм и приемов психотерапевтической коррекции суицидального поведения являются интегральные свойства личности суицидента, которые включают в себя ряд уровней психической деятельности: когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческий.

4. Существует ряд условий предупреждения внутриличностных.конфликтов. Среди них выделяют такие, как: наличие устойчивой системы ценностей и мотивов личности; адаптивность и гибкость; оптимистическое отношение к жизни; умение управлять своими желаниями и эмоциями; развитость волевых качеств; уточнение иерархии ролей; адекватность самооценки; своевременное решение возникающих проблем; правдивость в отношениях и др.

5. Под разрешением внутреннего конфликта понимается восстановление согласованности компонентов внутреннего мира личности, установление единства психики, снижение остроты противоречий жизненных отношений. На разрешение внутренних конфликтов влияют мировоззренческие установки, волевые качества, темперамент, половозрастные особенности личности.

  1. Механизмами разрешения внутриличностных конфликтов выступают механизмы психологической защиты: отрицание, проекция, регрессия, замещение, подавление, изоляция, интроекция, интеллектуализация, аннулирование, сублимация, рационализация, реактивное образование, компенсация, идентификация и фантазия.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В контрольной работе мы рассматривали проблему суицидального поведения и опровергли представление о том, что суицидальному поведению склонны люди с нарушениями функционирования психики. Суицидальное поведение строится на основе межличностного или внутриличностного конфликта.  Суицид относиться к крайне деструктивному выходу из внуриличностного конфликта, динамика выходы включает препозиционный и суицидальный этапы.  Для определения форм и приемов психотерапевтической коррекции суицидального поведения являются интегральные свойства личности суицидента.    

Зная причины и факторы, способствующие возникновению внутриличностных конфликтов можно обосновать условия их предупреждения.  Под разрешением внутриличностного конфликта понимается восстановление согласованности компонентов внутреннего мира личности, установление единства психики, снижение остроты противоречий  жизненных отношений.                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. «Конфликтология», «Москва», 2004, 591 с.
  2. Донченко Е.А., Титоренко Т.М. «»Личность, конфликт, гармония», «Киев», 2003, 175 с.
  3. Юнг И.Г., «Конфликт детской души», «Москва», 2005, 333 с.
  4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. «Словарь конфликтолога», «Москва МВУ», 2004, 68 с.
  5. Конфликтология учебник для вузов, «Санкт-Петербург», 2005, 200с.



Информация о работе Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение