Влияние церковного пения на духовную жизнь христианина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:32, курсовая работа

Описание

Тема пения в Церкви достаточно актуальна на сегодняшний день. Пение присутствует на каждом православном богослужении и составляет большую его часть. Мы не можем представить себе богослужение без пения. Но почему же так происходит, почему оно на таком важном месте, что должно оно привносить в человеческую душу по замыслу Творца? Попытаться ответить на эти вопросы я решил в своём сочинении. Пение и музыка почти постоянно сопровождают человека в его жизни и имеют огромное влияние на него. Я, в свою очередь, выполняю послушание певца, люблю пение и это обстоятельство вынудило меня заняться изучением влияния пения на духовную жизнь христианина.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ВАЖНОСТИ ПЕСНОПЕНИЙ В ЦЕРКВИ
1.1. Высказывания святых отцов древности
1.2. Взгляд святителя Игнатия Брянчанинова
на духовность в пении
2. ДУХОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И СХОДСТВА МЕЖДУ ЦЕРКОВНЫМИ ПЕСНОПЕНИЯМИ И СВЕТСКОЙ МУЗЫКОЙ
2.1. Византийское понимание пения в церкви в период его расцвета в 9-10 веках, и Русь как преемница Византии
2.2. Различия между пением и музыкой
2.3. Понимание церковного пения в среде русского, новопросвещённого народа
2.4. Возможные сходства духовного выражения между церковным пением и светской музыкой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Класс-курсовая.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)


27

 

Московский Патриархат

Белгородская Православная Духовная семинария

(с миссионерской направленностью)

 

Допускается к защите

Класс Александр Анатольевич

Проректор по научной работе

_________________________________

Иерей Андрей  Хвыля-Олинтер, к.ю.н.

«__»_________2004г.

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по специальности «Церковное пение»

на тему «Влияние церковного пения на духовную жизнь христианина»

 

 

Студент

4 курс                                                                                                         А. А. Класс

 

 

 

Руководитель                                                                                           Е. Н. Кравец

 

 

 

 

Белгород, 2004

 

 

 

 

содержание

ВВЕДЕНИЕ             

1. СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ВАЖНОСТИ ПЕСНОПЕНИЙ В ЦЕРКВИ             

1.1. Высказывания святых отцов древности             

1.2. Взгляд  святителя Игнатия Брянчанинова

на духовность в пении             

2. ДУХОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И СХОДСТВА МЕЖДУ ЦЕРКОВНЫМИ ПЕСНОПЕНИЯМИ И СВЕТСКОЙ МУЗЫКОЙ             

2.1. Византийское понимание пения в церкви в период его расцвета в 9-10 веках, и Русь как преемница Византии             

2.2. Различия между пением и музыкой             

2.3. Понимание церковного пения в среде русского, новопросвещённого  народа             

2.4. Возможные сходства духовного выражения между церковным пением и светской музыкой             

ЗАКЛЮЧЕНИЕ             

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ             

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Тема пения в Церкви достаточно актуальна на сегодняшний день. Пение присутствует на каждом православном богослужении и составляет большую его часть. Мы не можем представить себе богослужение без пения. Но почему же так происходит, почему оно на таком важном месте, что должно оно привносить в человеческую душу по замыслу Творца? Попытаться ответить на эти вопросы я решил в своём сочинении. Пение и музыка почти постоянно сопровождают человека в его жизни и  имеют огромное влияние на него. Я, в свою очередь, выполняю послушание певца, люблю пение и это обстоятельство вынудило меня заняться изучением влияния пения на духовную жизнь христианина.

Свою работу я начинаю с цитат святых отцов древности о необходимости и пользе пения в Церкви. Из истории Церкви видно, что правильное пение угодно Богу и люди, которые угождали Богу таким пением, сподоблялись особых видений, благодатных исцелений и посещений Божиих. 

Так как в работе рассматривается вопрос о влиянии пения на духовность, я перехожу далее к пониманию духовности, в трудах святителя Игнатия Брянчанинова, как святого, который переработал всё святоотеческое наследие и преподнёс его нам на более доступном и понятном  языке.

По мыслям святых отцов преображение  души человеческой, а именно для этой цели пришёл на землю Христос Спаситель, невозможно без усилия над собой, без борьбы со своими страстями, то есть в жизни христианина должна присутствовать аскеза; и по мыслям святых отцов пение есть аскетическая дисциплина, и не даром в древней церкви песнопения составляли люди просвещенные Духом Святым, причисленные впоследствии к лику святых.

В современном мире существует смешение понятий, в частности бытует мнение, что пение есть некая часть музыки. Но в музыке вообще, как в творении падшего человеческого естества не может присутствовать понятие аскезы. И именно этим музыка отличается от пения. То есть пение и музыка - разные вещи. Более подробно я разбираю это соотношение, опираясь на опыт Византийской Церкви и опыт Русской молодой Церкви, как преемницы византийского обряда и византийского богословия. Рассматривается понимание пения в среде Русского новопросвещённого народа, которое заключалось в строгом разделении понятий пение и игра, впоследствии, когда на Руси появилось слово музыка, оно объяснялось как идентичное слову игра.

Далее в пункте «Возможные сходства между церковным пением и светской музыкой» выискиваются точки соприкосновения между этими понятиями.

В заключении делаются выводы из проделанной работы, один из которых заключается в следующем: чем более церковное пение соответствует Духу Христовой Церкви, Тому Духу, Который сошел на Апостолов в день Пятидесятницы, тем более благоприятно влияние пение на душу христианина. И чем более оно отходит от святоотеческого понимания, тем менее благоприятно пение для возрастающей христианской души.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ВАЖНОСТИ ПЕСНОПЕНИЙ В ЦЕРКВИ

1.1. Высказывания святых отцов древности

Пение в Православной Церкви занимает большую часть богослужения. Если вникнуть в суть дела, то мы увидим что это не случайно, ведь пение и музыка имеют огромное влияние на человека в его духовном и душевном формировании. Об употреблении пения в церкви святитель Иоанн Златоуст говорит следующим образом: «Послушай. Бог, видя, что многие из людей нерадивы, тяготятся чтением духовных писаний и неохотно принимают на себя этот труд, и, желая сделать этот труд вожделенным и уничтожить чувство утомления, соединил с пророчествами мелодию, чтобы все, услаждаясь стройностью напева, с великим усердием возносили Ему священные песнопения. В самом деле, ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает её от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать всё житейское, как  согласное пение и стройно составленная Божественная песнь. Природа наша так услаждается песнями и стройными напевами и имеет к ним склонность, что и грудные младенцы, когда плачут и бывают неспокойны, усыпляются ими. Часто и путешественники, в жаркий полдень, погоняя вьючных, продолжают путь с пением, и этими песнями облегчают тягость путешествия. Земледельцы часто, выполняя работу, поют, и мореплаватели, работая вёслами, делают тоже самое. Даже женщины, когда прядут, тоже поют.

Все, и женщины, и путешественники, земледельцы, и мореплавотели делают это для того чтобы облегчить трудность работы, так как душа при звуках  стройной песни легче может переносить скуку и труд. Поэтому, так как душа наша имеет склонность к этому роду наслаждения, то дабы злые духи введением развратных песен не испортили всего, Бог для ограждения от них установил псалмы, от которых бывает и удовольствие и, вместе польза.

От мирских песен может произойти вред, погибель и много других зол, потому что всё то, что есть в них дурного и безнравственного, проникая в душу, расслабляет её и развращает. Напротив, духовные песни доставляют великую пользу, великое назидание, великое освящение и служат руководством ко всякому любомудрию, потому что и слова их очищают душу, и Дух Святой скоро нисходит в душу, поющую эти песни.

А что действительно поющие их с разумением призывают на себя благодать Духа, о том так говорит Павел: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд; но паче исполняйтеся Духом,- далее указывает и способ исполнения Духом: воспевающее в сердцах ваших Господеви» (Еф. 5,18-19). Что значит в «сердцах ваших»? Значит: с разумением, не так, чтобы уста произносили слова, а душа блуждала где-то по внешним предметам, но чтобы душа внимала тому, что произносит язык.

      Как туда, где грязь, бегут свиньи, а где цветы и благоуханья, там пребывают пчёлы, так и туда, где развратные песни, собираются бесы, а где песни духовные, туда нисходит благодать Духа и освящает уста и душу»[1].    

    О высоком достоинстве музыки и пения вообще, и об их благотворном влиянии на людей много говорят и философы, и музыканты всех времён, хранители нравов народных и воспитатели юношества. Эти искусства расширяют круг наших познаний, а вместе и область нашего бытия. Занятие ими открывает нам целый мир звуков, мир новый, обширный, прекрасный, радостный, в котором и водворяет нас как его членов. Оно затем развивает наш вкус к прекрасному, облагораживает и утончает наше чувство и возвышает наши желания над обыденными или низкими, недостойными человека привязанностями. Музыка, особенно пение, очень родны нашему духу, они служат наилучшим и утонченнейшим средством для выражения нашего чувства. Ими раскрываются самые глубокие душевные состояния, самые задушевные, благороднейшие, возвышенные и святые чувства, нередко не находящие в языке человеческом соответственных себе слов и выражений.

   Пением мы выражаем восторг нашего духа, успокаиваем  тревожное чувство, прогоняем скуку. Услаждаем и сокращаем часы досуга, выражаем грусть о минувшем благе и надежду на будущее. Пение облегчает тяжесть труда, делает сносными бедность и скорбь, увеличивает и упорядочивает нашу радость, отгоняет  малодушие, уменьшает страх опасности, воодушевляет к благим начинаниям.

    Таково искусство художественного сочетания и произведения звуков и его благотворное действие в жизни людей, но ещё более церковное пение по содержанию песнопений, и по мотивам, и по действию на людей гораздо выше, достойнее и благотворнее всякого мирского пения и музыки.

    С религиозной точки зрения способность к пению составляет отличительное свойство только разумных существ- ангелов и людей. Пение совместно с речью служит для них средством к выражению высоких чувств богопочтения, свойственных их природе. В Священном Писании, а равно и в явлениях святым и благочестивым людям, ангелы представляются сонмом, разделённым на лики или хоры, поющими хвалу Триединому Богу.

Ещё до сотворения человека, лишь только появились на тверди светила, - все ангелы восхваляли Творца гласом велиим (Иов. 38,7). Пророк Исаия видел серафимов, окружавших престол Господа Саваофа и взывавших: «Свят, Свят, Свят господь Саваоф! Вся земля полна славы Твоея» (Ис.6,3). Тайновидец Иоанн в Апокалипсисе неоднократно упоминает о пении блаженных небожителей: старцев, окружающих престол Господа, херувимов, ангелов и  великого сонма святых  мужей от всех племен, которые в разных выражениях с припевом аллилуйя воспевали хвалу Богу и Агнцу. В честь Рождества Христова вифлиемские пастыри видели «множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». (Лк. 2.13-14). Святой Игнатий Богоносец в видении видел ангелов, воспевающих Троицу попеременными песнями; и этот образ пения установил в Антиохийской церкви, где был епископом.[1]. В 439 году во время землетрясения в Константинополе, восхищенный на воздух отрок, слышал ангелов, поющих: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный»- с тех пор это песнопение установлено за богослужением.

    В земной  церкви пение, в общем, своём виде есть земной отзвук пения ангельского, есть голос древних пророков, учреждение людей святых, близких к Богу.

    В Новозаветной церкви пение освящено примерами Самого воплотившегося Господа и Его Пречистой Матери, учреждено апостолами, умножено и упорядочено святыми отцами. Св. Иоанн Златоуст говорит что: «Сын Божий принёс  людям все обилие благодати, - принес  нам  небесные песни  и таким образом землю  соделал небом»[2]. Воспевая гимны Богу,  люди становятся общниками небесных сил, подражают и уподобляются им. Известно, что в древности песнопения Богу составляли люди святые, в основном канонизированные в последствие, т.е. люди эти были проникнуты Духом Святым, Который и возбуждал в них желание хвалить Бога ангельским способом. 

    Существует немало исторических примеров, что церковное пение- дело Богоугодное, что люди, надлежаще употребляющие его, пользуются особым покровительством Божиим, преимущественно через Пречистую Богоматерь, а некоторые удостоились особых её явлений и милостей Божиих.

   Св. Роман сладкопевец получил дар песнопения через свиток, полученный от Богородицы. Так  же известен случай исцеления Пречистой руки св. Иоанну Дамаскину, которому отсек руку халиф Дамаска. Подобного исцеления ноги удостоился и афонский певец  14 века Иоанн Кукузель.

   По Никифору Каллисту, Богоматерь, явившись Косьме  Маюмскому, сочинителю песни  «Честнейшую херувим», с весёлым лицом сказала: «Приятным мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я столь близка не бывала к ним, как, когда поют они сию новую песнь твою»[2].

   Присоединить к этому  надо и ещё и то, что пение, по учреждению Новозаветной Церкви, составляет необходимый элемент всякого общественного христианского богослужения, апостолами  и святыми отцами одобряется для всех христиан, как предмет достойный их упражнения, монастырскими же уставами  вменяется в обязанность монашествующим как при домашних молитвах, так и при рукоделии.

     Пение есть плод благодушия, и располагает певцов и слушателей к благодушию и связанным с этим чувством благодетельным последствиям. «Благодушествует ли кто: да поёт». (Иак.5,13).

          «Бог повелевает, чтобы твоя жизнь была псалмом, который бы слагался не из земных звуков (звуками я именую помышления), но получил бы сверху, из Небесных высот, своё  чистое и внятное звучание»[1],- пишет святитель Григорий Нисский.  Василий Великий: «Под псалтирионом - инструментом, настроенным для гимнов нашему богу, должно разуметь строение нашего тела, а под псалмом следует понимать действия тела под упорядочивающим руководством разума. Но возвышенно другое чтение: чистое созерцание и богословствование есть песнь. Ведь псалом – это музыкально упорядоченная речь, гармонически согласованная с мерными звуками инструмента, а песнь есть стройное и гармоническое звучание одного голоса без участия инструмента»[2]. Поэтому человек должен стать неким инструментом Духа Святого, и тогда вся его жизнь будет гимном Богу, а пение явится отражением бестелесного созерцания и богословствования, рождённого из сокровенного сердечного делания. И если есть основания называть икону «богословием в красках», то не меньше оснований можно найти для того, чтобы назвать церковное пение «богословием в звуках». Но если церковное пение имеет в основе своей правильную духовную жизнь, то, что же представляет собою она с церковной точки зрения?

Информация о работе Влияние церковного пения на духовную жизнь христианина