Вербальное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:10, контрольная работа

Описание

Люди могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……………..….3
1. Вербальное общение ……………………………………………………………..…...4
1.1. Вербальная коммуникация……………………………………………………….…5
1.2. Коммуникативные барьеры………………………………………………………...6
2. Деловое общение при деловом сотрудничестве..…………………………………...8
2.1. Понятие, виды, формы делового общения………………………………………...8
2.2. Понятие управленческого делового общения и принципы мотивации исполнителей …………………………………………………………………………...11
2.3. Значение, функции и эффективность управленческого делового общения…...14
Заключение……………………………………………………………………………...18
Список использованной литературы…………

Работа состоит из  1 файл

кр по этике(готов).doc

— 107.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………..……………..….3

1. Вербальное общение ……………………………………………………………..…...4

1.1. Вербальная коммуникация……………………………………………………….…5

1.2. Коммуникативные барьеры………………………………………………………...6

2. Деловое общение при деловом сотрудничестве..…………………………………...8

2.1. Понятие, виды, формы  делового общения………………………………………...8

2.2. Понятие управленческого делового общения и принципы мотивации исполнителей …………………………………………………………………………...11

2.3. Значение, функции и эффективность управленческого делового общения…...14

Заключение……………………………………………………………………………...18

Список использованной литературы………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Люди могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях понимания. Известно, что  общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

В ходе общения обеспечиваются многообразные формы обмена человеческими  мыслями, чувствами и действиями, обеспечивается взаимное согласование действий и понимание окружающего  нас мира. Проблема общения актуальна для исследования, потому что проблема эффективного обмена информацией между людьми, возможности достижения взаимопонимания в контактах между ними является очень важной для психологии. Общение наряду с деятельностью, является одной из основных форм преобразующей активности людей.

Человеческое общение - многогранный процесс, изучаемый философией, социологией, общей и социальной психологией, лингвистикой и другими  науками.

С точки зрения этики, общение - это одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой, говоря словами К. Маркса, «индивиды как физически, так и духовно творят друг друга...». В процессе общения люди не только формируют свои представления о мире, но и вырабатывают взаимопонимание, совместные решения.

 

 

 

 

  1. Вербальное общение.

 

  Вначале, конечно, было не слово, а мысль, побуждение  или  образ.  Но,

для того, чтобы сделать  их понятными, нужно было  облечь  их  в  слова.  Для

человека понятие или  явление в полном смысле  начинает  существовать  тогда,

когда оно названо. Наиболее универсальное средство человеческого  общения  –

язык.  Язык  –  это  основная  система,  при  помощи  которой  мы   кодируем

информацию и основной инструмент коммуникации. Это  «могучая,  прекрасная  и

великая» система кодирования, но и она оставляет возможности не  только  для

разрушения, но и для  создания барьеров.

      При  помощи слов мы делаем понятным  смысл явлений и  событий,  выражаем

свои мысли, эмоции, свое мировоззрение. Человек, его  язык  и  его  сознание

неразрывны. При этом большинство людей относится к языку  как  к  воздуху  –

пользуется им, не замечая  его. Язык часто  опережает  мысли  или  вообще  не

подчиняется  им. Слово может «сорваться», человек может «ляпнуть»  что-то  или

постоянно «трепать языком», почти не задумываясь о  том,  что  создает  этим

определенные установки  у окружающих, подталкивает их к  конкретным  реакциям

и конкретному поведению  – «как аукнется, так  откликнется».  И  отклик  этот

при грамотном пользовании  словами  вполне  можно  прогнозировать  заранее  и

даже формировать. Этим искусством владеют люди, умеющие  быть  убедительными и эффективными в человеческих отношениях, будь то диалог  двух  сослуживцев, или выступление президента страны по телевидению.

Но на каждом этапе  коммуникации возникают барьеры,  препятствующие  ее

эффективности, причем в  первую очередь  те,  которые  присущи  исключительно

человеческим отношениям и самой человеческой природе.

 

 

 

 

 

 

1.1. Вербальная  коммуникация

 

 Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.

Понятие коммуникации связано  с информационными обменами, которые  существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными. В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо  с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы  человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический  и синтаксический.

Речь является самым  универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень  общности понимания ситуации всеми  участниками коммуникативного процесса.

          При помощи речи осуществляется  кодирование и декодирование  информации: коммуникатор в процессе  говорения кодирует, а реципиент  в процессе слушания декодирует  эту информацию.

          Последовательность действий говорящего исследована достаточно подробно. С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема «коммуникатор – сообщение – реципиент» асимметрична. Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдёт смена «коммуникативных ролей», т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения.

1.2. Коммуникативные барьеры

        

  Наличие коммуникативных барьеров характеризует специфику межличностного общения. Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие, возникающее на пути передачи адекватной информации.

В современной социальной психологии выделяют различные типы коммуникативных барьеров. Один из них – барьер непонимания: фонетический, семантический, стилистический, логический и другие. Такие барьеры возникают в связи с различными знаковыми средствами передачи сообщения.

Самый простой пример фонетического барьера – непонимание двух человек, говорящих на разных языках.

          Семантический барьер возникает, когда люди по каким-то причинам не понимают смысла сказанного. Пример – филолог слышит узкопрофессиональный разговор двух математиков. Вряд ли он поймёт, о чём идёт речь. Такой же барьер возникает между родителями и детьми-подростками, если последние говорят с использованием жаргона. Также семантический барьер может возникнуть между людьми, являющимися носителями различных субкультур внутри господствующей культуры, которые определяют стиль жизни и мышления её носителей. Каждая субкультура имеет свой, отличный от других специфический язык, который может иметь огромное значение  не только для обмена информацией в своей среде, но и для способа самоопределения и даже выживания, как это происходит, например, в преступной среде.

          Стилистический барьер определяется разностью стиля подачи информации. Стили определяются обычно функциональной асимметрией головного мозга человека как особым феноменом специфичности левого и правого полушарий по отношении к различным психическим функциям.

          При несогласии коммуникаторов  по поводу приводимых доводов возникает логический барьер. Он неизбежен, если взаимодействующие стороны имеют разные представления о существенных основаниях суждения.

          Выделяют также барьеры социально-культурных  различий: социальные, политические, религиозные,  профессиональные и другие. Социальные барьеры определяются принадлежностью субъектов взаимодействия к разным социальным слоям общества. Политические барьеры возникают при разной идеологии и разных представлениях о структуре и смысле власти. Религиозные определяются тем, насколько толерантной является сама религия по отношению к представителям другой веры.

Барьеры отношений возникают, когда во взаимодействие вмешиваются  негативные чувства и эмоции. Если взаимодействующие стороны испытывают чувство симпатии по отношению друг  к другу, то такие барьеры не появляются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Деловое общение делового сотрудничества.
    1. Понятие, виды, формы делового общения

 

На современном этапе  развития общества вся жизнь человека превращается в непрерывный процесс  общения, посредством которого происходит преобразование внутреннего мира личности, осуществляется познание других людей и формирование отношения к ним.

Деловое общение является одним из самых важных для руководителя. Его целью является организация  связей, посредством которых сотрудники будут взаимодействовать внутри организации, а также оно направлено на деятельность вне фирмы. Эта деятельность может носить научно-производственный характер, преследовать коммерческие цели и т.д. Деловое общение включает в себя передачу и прием важной информации, восприятие ее всеми сторонами. Главная особенность делового общения заключается в значимости партнера в общении. Здесь это личность, деловой субъект. Очень важным является взаимопонимание людей, поскольку оно обеспечивает эффективный результат взаимодействия, что и определяет эффективность сотрудничества.

Деловое общение является одним и важнейших аспектов и вопросов в деятельности любого руководителя, а также, это процесс речевой взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

Деловое общение можно  условно разделить на прямое (непосредственный речевой контакт) и косвенное (когда  между партнерами существует пространственно-временная дистанция). 

Специфической особенностью делового общения является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям. Известны «писанные и неписанные»  нормы поведения в той или  иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и формы обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция – формирование правил, способствующих пониманию людей.

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают  контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией, для того, чтобы строить совместную деятельность и сотрудничество.

Взаимодействие состоит  из этапов:

 

1)    установка  контакта знакомства, предполагает  восприятие другого человека;

2)    представление  себя другому;

3)    ориентировка  в ситуации общения, осмысление  происходящего;

4)    обсуждение  интересующей проблемы;

5)    решение проблемы;

6)    завершение  контакта (выход из него).

 

Деловое общение реализуется  в различных формах:

 

1) Деловой разговор - контакт людей в устной форме, касающийся деловой деятельности и ее различных аспектов: производственного, творческого и иных направлений. Деловой разговор обязательно имеет предмет, касающийся определенной ситуации в производственной, управленческой или другой сфере. Как правило, одна из сторон общения запрашивает у другой информацию, интересующую ее по тому или иному вопросу. В свою очередь другая сторона предоставляет ее по мере возможностей. Деловой разговор должен иметь конечную цель. По его итогам производится принятие решений или достигаются соглашения, договоренности. Также предпринимаются заранее обговоренные, согласованные действия.

 

2) Деловая беседа существенно отличается от делового разговора. Она предполагает рассмотрение в течение более длительного периода времени каких-либо проблем, которые определены заранее. Кроме того, деловая беседа возможна только при непосредственном контакте ее участников. Две основные формы деловой беседы: монолог, диалог и многостороннее деловое общение.

 

3) Деловые переговоры - это особая форма совещания. Отличительных признаки:

  • участие принимают не менее двух сторон, каждая из которых преследует свои интересы;
  • главная цель: согласование по результатам переговоров интересов;
  • после проведения переговоров результат обязательно фиксируется в каком-либо юридическом документе.

В переговорах принимает  участие группа, представляющая интересы организации. Возглавляет ее, как  правило, руководитель. Здесь очень  важны его навыки в общении  с людьми, умение вести себя гибко  в зависимости от ситуации, От него на деловых переговорах будет зависеть результат, который непременно скажется на всей организации.

Информация о работе Вербальное общение