Темперамент – биологический каркас личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 02:40, реферат

Описание

Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.

Содержание

Введение
1. Темперамент – биологический каркас личности.
2. Особенности поведения людей разного темперамента.
3. Влияние темперамента партнёров на деловое общение.
4. Практическое задание
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная этика и психология.docx

— 32.96 Кб (Скачать документ)

Как  в  процессе  прямого,  так  и  косвенного  общения  используются различные  методы  влияния  или  воздействия  на   людей.   Среди   наиболее

употребительных  из  них  выделяются  следующие   -   убеждение,   внушение, принуждение. 

Убеждение  -  воздействие посредством   доказательств,   логического упорядочения фактов и выводов. Подразумевает  уверенность  в  правоте  своей позиции,  в  истинности  своих   знаний,   этической   оправданности   своих поступков.  Убеждение  -   ненасильственный,   а   значит,   и   нравственно предпочтительный метод влияния на партнеров по общению.  

Внушение, как правило,  не  требует доказательств и логического анализа

фактов  и явлений для воздействия  на людей. Основывается  на  вере  человека, складывающейся под влиянием авторитета,  общественного  положения,  обаяния, интеллектуального и волевого  превосходства  одного  из  субъектов  общения. Большую роль  во  внушении  играет  сила  примера,  вызывающая  сознательное копирование поведения, а также бессознательное подражание. 

Принуждение - наиболее  насильственный  метод воздействия на  людей. Предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию  и убеждениям, используя угрозу наказания  или  иного  воздействия,  способного привести к нежелательным для  индивида  последствиям.  Этически  оправданным принуждение может быть лишь в исключительных случаях. На выбор метода воздействия на людей оказывают  влияние  разнообразные факторы, в том числе  характер,  содержание  и  ситуация  общения  (обычная, экстремальная), общественное или служебное положение  (властные  полномочия) и личностные качества субъектов общения.  
 Личность   обладает   индивидуальными    чертами    и    качествами - интеллектуальными, нравственными, эмоциональными,  волевыми, формирующимися под воздействием общества в целом, а также в  процессе  семейной,  трудовой, общественной,  культурной  жизнедеятельности  человека.  В  общении   важное значение приобретает знание и учет наиболее типичных черт  поведения  людей, свойств их характера и моральных качеств. Деловое общение  должно  строиться на  основе  таких  моральных  качеств  личности  и  категорий   этики, как честность, правдивость,   скромность, великодушие, долг, совесть, достоинство, честь, придающих деловым отношениям нравственный характер. 

На  характер  общения  оказывает   влияние   темперамент   его   участников.

Традиционно   выделяют    четыре    типа    темперамента:    сангвинический,

флегматический, холерический, меланхолический. 

Сангвиник  жизнерадостен,  энергичен,  инициативен,   восприимчив   к новому,  быстро  сходится  с  людьми.  Легко  контролирует  свои  эмоции   и

переключается с одного вида деятельности на другой. 

Флегматик уравновешен, медлителен, тяжело  приспосабливается  к  новым

видам деятельности и новой обстановке.  Долго  обдумывает  новое  дело,  но, начав его выполнение, обычно доводит  до  конца.  Настроение,  как  правило, ровное, спокойное. 

Холерик активен, предприимчив, отличается большой  работоспособностью,

упорством  в  преодолении  трудностей,  однако   подвержен   резким   сменам настроения,  эмоциональным  срывам,  депрессии.  В  общении  бывает   резок, несдержан в выражениях. 

Меланхолик  впечатлителен,  повышенно  эмоционален,  при  этом  больше

подвержен отрицательным  эмоциям.  В  сложных  ситуациях  склонен  проявлять растерянность,  терять  самообладание.  Мало  предрасположен   к   активному общению. В благоприятной  обстановке  может  хорошо  справляться  со  своими обязанностями. 

Швейцарский  психолог  Карл  Юнг  разделил  личности   на   экстравертов   и интровертов. Согласно его классификации,   экстраверты   характеризуются ослабленным вниманием к своему внутреннему миру  и ориентацией на  внешнюю среду. Они общительны, коммуникабельны, инициативны и легко  адаптируются к различным условиям. Интроверты, наоборот, ориентированы на  свой  внутренний мир  и  склонны  к  самоанализу,  замкнутости.  Такие   типы   темперамента, безусловно,  редко  встречаются  в  чистом   виде.   Для   более   подробной классификации личностных качеств применяется метод Майерс-Бриггс,  названный в честь его создателей Изабель Майерс-Бриггс и ее матери  и  построенный  на теории Карла Юнга. Тип людей по этому методу определяется путем выбора  черт человека из каждой пары доминантных черт по четырем категориям. Приведем  их полностью в изложении Джона Честары.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Практическое задание     

 

 

 

 

   Заключение  

 

Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным  свойствам характера в зависимости  от условий жизни и деятельности. Так, при соответствующем воспитании и условиях жизни у человека с  нервной системой слабого типа может  образоваться сильный характер, и, наоборот, черты слабохарактерности могут  развиться при «тепличном», изнеживающем воспитании у человека с сильной  нервной системой. Во всех своих  проявлениях темперамент опосредствован и обусловлен всеми реальными  условиями и конкретным содержанием  жизни человека. Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении  человека не обязательно говорит  о холерическом темпераменте. Оно  может быть недостатков. Непосредственно  темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у  другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны  одни приемы выработки тех или  иных психических качеств, для другого - другие.

Бесспорно, что при любом  темпераменте можно развить все  общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят  от темперамента. Поэтому темперамент - важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе  к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.

Установлено отсутствие зависимости  между уровнем достижений, то есть конечным результатом действий, и  особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые  можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени  подвижности или реактивности индивида в нормальной ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку  уровень деятельности будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации  и способностей.

Список литературы  
 

  1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. - Л.: Юни-дата, 1991. – 367 с.
  2. Асмолов А.С. Психология личности. М.: Просвещение, 2003. – 427 с.
  3. Гордеева Т.В., Кармашкова Н.В. Эффективный менеджмент. Часть 1. – Хабаровск: Принт, 1996. – 390 с.
  4. Добровольский И. Как найти себя и начать жить. – Воронеж: Смарт, 2004. – 213 с.
  5. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учеб.- М.: Норма- Инфра-М, 2000. – 624 с.
  6. Зюзько М.Б. Пять шагов к себе. - М.: Юнити, 2002. – 167 с.
  7. Личность. Карьера. Успех. - СПб.: Принт, 1996. – 256 с.
  8. Петровский А.В. Психология о каждом из нас. - М.: Просвещение, 2005. – 199 с.
  9. Петровский В.А. Личность в психологии. - Ростов н/Д., 2000. – 389 с.
  10. Психологический словарь – справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 589 с.
  11. Психология
  12. характера: Хрестоматия
  13. Сост. К.В. Сельченок . – Минск: Харвест, 1999. – 378 с.
  14. Рогов Е.Н. Психология человека. – М.: Дело , 2006. – 290 с.
  15. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 412 с.

Информация о работе Темперамент – биологический каркас личности