Сущность и происхождение этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2011 в 17:36, доклад

Описание

Слово «этика» (от греч. ethos) означает нрав, характер, обычай. Его более 2300 лет назад ввел древнегреческий мудрец Аристотель (384-322 до н.э.), дав и название «науке о добродетели» - этика. Однако формирование и развитие этики как науки, а также основных морально-нравственных ориентиров в жизни людей шло сквозь всю историю культуры. Поэтому мы говорим, что понятие этики было исторически изменчивым. Оно трансформировалось и приобретало новые значения на разных этапах человеческого развития.

Работа состоит из  1 файл

этика бизнеса.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

     II. Этика Нового времени обосновала самоценность человеческой личности (под которой понимался по преимуществу буржуазный индивид), автономию ее морального поведения. При этом обнаружилась проблема: как совместить эгоизм автономного индивида с требованиями общественной морали. Были предложены следующие варианты решения:

     Т. Гоббс: обуздать эгоизм индивида с помощью государственной морали; Ж. - Ж. Руссо: вернуться к естественности, при этом автономия личности сохранится, а эгоизм исчезнет; Б. Мандевиль показал в "Басне о пчелах", что общественное благоденствие (в буржуазном обществе) существует благодаря порокам отдельных индивидов (стремление к обогащению развивает производство и финансы, честолюбие способствует выдвижению государственных мужей и т.п.). Подлинная же мораль была бы гибельной для общественного процветания, поэтому она становится лишь формой общественного притворства, под покровом которой эгоисты осуществляют свои интересы; «Теория разумного эгоизма» (К.А. Гельвеций) исходила из того, что каждый человек от природы эгоист. Но разумный эгоист понимает, что следовать общественной морали выгодно ему самому, поскольку выполнение человеком нравственных норм гарантирует, что люди, выполнят такие же нормы по отношению к нему (подобно тому, как это происходит по буржуазной экономической схеме товар-деньги - товар).

   Этика И. Канта (1724-1804)

     Заслугой  И. Канта (1724-1804) является создание теории морали, определение ее специфики по сравнению с другими социальными и духовными явлениями. Кант выступил против натурализма: мораль не вытекает из природы человека, мораль вменяется ему в обязанность, главное ее понятие - долг. Но как возможно, чтобы человек, который по природе своей следует склонностям и стремится к счастью, исполнял долг?

     Для ответа на этот вопрос Кант воспользовался своей философской конструкцией, согласно которой бытие разделяется  на два слоя: "вещи-для-нас" и "вещи-в-себе".

     I. Человек как "вещь-для-нас", т.е. в сфере явлений, выглядит, как обыденное существо, стремящееся к счастью. При этом он не свободен, связан обстоятельствами и совершает поступки легальные, но не моральные. К легальным относятся: правовые поступки, совершаемые из страха перед законным наказанием; целесообразные поступки, совершаемые из стремления к пользе; приличные поступки, совершаемые из уважения к общественному мнению. Все легальные поступки совершаются не ради них самих, а ради чего-то другого, к чему они ведут, они не самоценны.

     II. Человек как "вещь-в-себе", т.е. в сущности своей, свободен для совершения собственно моральных поступков. Ведь свободен тот, кто живет по закону, порожденному собственной сущностью. В этом слое своего бытия человек способен следовать долгу как своему собственному внутреннему закону. Моральный долг вменяется индивиду не извне, а изнутри. Единый и безусловный закон долга, укорененный в чистом практическом разуме, Кант назвал категорическим императивом (категорическим требованием). В пересказе он гласит: поступай так, чтобы твои мотивы могли стать принципом всеобщего законодательства, т.е. моральны те побуждения, которые могли бы стать всеобщей нормой. Речь идет именно об универсальности мотивов, но не поступков, которые происходят в мире "вещей для нас". Таким образом, совершая нравственный выбор, мы выбираем этим и судьбу человечества.

     Показательным является и тот факт, что в это время происходят существенные изменения в ранее тождественных друг другу понятиях этики, морали и нравственности. Теперь они наделяются специальными значениями. Этика - это теория, а мораль и нравственность отражают реальные явления в жизни человека и общества. Причем, нравственность - это поведение, соответствующее общепринятым обычаям, традициям, ценностям и нормам. Нравственный человек автоматически поступает «как все», как послушный член социума. Он соблюдает принятые правила, традиции и нормы. Таким образом, нравственность является условием вхождения человека в социум, она не требует оригинальности, творчества и индивидуального выбора; наоборот, она предполагает исполнение общепринятой нормы, подчинения традиционному образцу.

     Мораль - это особое явление, возникшее параллельно  с правом в западной культуре. Она  появляется с развитием индивидуального, самостоятельного начала, с возникновением самостоятельно мыслящих личностей, способных к решению и выбору. Мораль - это не просто то, что есть, она скорее то, что должно быть. Этика, таким образом, является наукой о «должном», она регламентирует то, как «должен» поступать человек (формулирует нравственные нормы и принципы).

     Сложнейшие  этические проблемы возникают с  осознанием морали как сферы самостоятельного выбора. Проблема самостоятельности  выбора и его этического измерения  становится одной из ведущих в XIX-XX веках. Появляются новые аспекты изучения. В этике XIX века можно выделить две традиции в трактовке этических проблем:

     I. Социологизм понимает мораль как по преимуществу социальное явление, порождаемое общественными отношениями. Примером такого подхода к нравственным явлениям может служить учение К. Маркса. Согласно немецкому философу, основой общественной жизни является общественное производство, способ которого определяет отношения собственности, на основе которых складываются все другие общественные отношения, в том числе нравственные.

     А поскольку производительные силы и  производственные отношения исторически  изменяются, то и мораль не вечна, а  исторически и классово относительна. Способом изменения нравственных отношений  в социуме считалось революционное  изменение отношений собственности.

     II. Иррационализм, представленный, в частности, "философией жизни", исходит из того, что стихия жизни не подвластна человеку и его разуму, но именно она является первичной основой бытия. Данная философская позиция послужила предпосылкой двух самобытных, но существенно различных этических построений.

     В произведении "Мир как воля и  представление" немецкий философ  А. Шопенгауэр обозначил свою исходную позицию в главе "О ничтожестве и горестях жизни". Мировая воля-к-жизни проявляется в человеке как ненасытные желания, а это неминуемо ведет к страданию. Люди должны быть несчастны, и они несчастны. В такой ситуации возможны две линии поведения:

     некоторые люди стремятся преодолеть свое страдание  путем созерцания чужого, они яростно  вгрызаются в жизнь, надеясь все-таки удовлетворить свои желания, от чего их воля-к-жизни возрастает и страдания возобновляются на новом витке;

     в других же людях рождается сострадание сначала к себе, а затем и к другим; в этом сострадании - основа нравственности.

     В трактовке другого немецкого  философа - Ф. Ницше - жизнь не мучает человека, а дает ему первобытную радость бытия. В людях жизненная мощь проявляется как ненасытная воля-к-власти (не только политической, но власти в широком всепоглощающем смысле). С этой позиции Ницше подверг критике всю традиционную мораль (христианскую и буржуазную): она выступает ограничителем для воли-к-власти, является формой слабости и порождена людьми худшего сорта. Для доказательства выдвинутого тезиса Ницше исследует происхождение морали и находит, что изначально моральным называлось все то, что исходило от высших, сильных, благородных сословий, а безнравственным называлось все плебейское. Со временем христианство и цивилизация исказили естественный порядок вещей, насадили "мораль послушания", ведущую человечество к упадку. Эта "мораль слабых" должна быть отброшена и ее место занять аристократическая мораль сверхчеловека.

     Во  второй половине XX столетия появляется идея отказа от попытки определить основные моральные категории, поскольку описать их в рамках существующей научной традиции невозможно. Возникает ме-таэтика, главной своей задачей ставящая попытку анализа языка морали. Раскрывая сущностные особенности этики, необходимо обратить внимание на ее универсальное значение. Универсальность этики соотносится с ее надындивидуальным (т.е. распространяющимся на всех людей) и жизнеопределяющим (необходимым для существования людей) характером. Это означает, что этика связана с изучением фундаментальных ценностей человеческой жизни (добро и зло, любовь, счастье, долг, справедливость и др.) и является основополагающим элементом всей культуры, всего общества. Гуманист XX века, лауреат Нобелевской премии Альберт Швейцер (1875-1965) в своей знаменитой книге «Культура и этика» писал, что этическое является конструирующим элементом культуры. Общество основывается на началах нравственных, иа мясе, на экономической идее, на претворении камней в хлебы ничего не основывается.

     Вместе  с тем, постоянный поиск решений  многочисленных нравственных вопросов обнаруживает аналитический уровень моральных проблем. Неслучайно в конце XX века широкое распространение получает прикладная этика. Это направление возникает как ответ на практические потребности и запросы современного общества. Возникает профессиональная этика, отражающая специализированные формы деятельности людей (этика бизнеса, этика делового общения, политическая этика, медицинская этика, педагогическая этика, этика цензуры и др.). 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список использованной литературы

  1. Егоршин, А.П. Этика деловых отношений/ А.П.Егоршин, В.П.Распопов, Н.В.Шашкова. – Н.Новгород: НИМБ, 2005. – С. 6 – 12;
  2. Этика: Курс лекций / Беляева Е.В. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – С.

Информация о работе Сущность и происхождение этики