Структура и функции морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 10:10, контрольная работа

Описание

Мораль – это область конкретных межчеловеческих отношений. Отношений на работе, в семье, в быту, отношений личности к трудовому коллективу, к социальной группе, к классу, к которому она принадлежит, к народу.
Актуальность морали не угасает, а лишь возрастает с развитием нашего общества.
Все религии мира, в частности христианская, считают, что принципы морали вечны и неизменны, что их источником является Бог. Он раз и навсегда определил, что нравственно, а что нет. Он узаконил это в «специальных» заповедях - в библейском Ветхом завете. Данные заповеди гласят:
– не произноси имя господа понапрасну;
– помни день субботний;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3 1. Происхождение морали……………………………………………………….5 2. Роль морали в человеческой жизни…………………………………….…….8 3. Структура морали……………………………….……………….……...…….11 4. Функции морали…………………………….…………………………...……16 Заключение………………………………………………………………….……20 Список использованной литературы………………………..…….……………22

Работа состоит из  1 файл

Котрольная этика.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

      Мотивирующая подфункция связана с тем, что нравственные требования выступают в качестве мотивов поступков людей, а корректирующая - с возможностью изменять свое поведение под влиянием самооценки или оценки общественным мнением.

      Эти и другие проявления моральной регуляции объединены высокой степенью добровольности личности, поскольку слишком жесткое давление на нее извне (пусть даже "с добрыми намерениями") неминуемо извращает смысл морали.

     Таким образом, мораль является наиболее гуманным и наиболее универсальным регулятором в человеческом сообществе.

     Мораль регулирует движение нашей жизни через мнение окружающих людей, общественное мнение, через внутреннее убеждение личности, через совесть. Человек очень чуток к мнению окружающих, ему не безразлично, что о нём думают, следовательно, общественное мнение может оказывать влияние на человека, регулировать его поведение, причём такое регулирование основано не на силе приказа, закона, а на моральном авторитете, моральном воздействии. Но бывают случаи, когда общество находится под властью предрассудков, невежества, тупости, корысти. Поэтому человек, живя в обществе, должен прислушиваться к своему мнению, а самое главное уметь правильно его оценивать, не быть рабом общественных отношений.

     Воспитательная: мораль занимает особое положение в воспитательном процессе, помимо воспитания со стороны других людей (родителей, учителей, общественного мнения), а также самовоспитания. Дело в том, что мораль присутствует везде, она входит во все части человеческой деятельности, а значит и в воспитание – умственное, физическое, эстетическое – и является для воспитания самым высоким ориентиром, выдвигая перед ним моральные идеалы.3

      Из особого положения морали в воспитательном процессе вытекает и её особая задача в обществе: придавать воспитанию правильную ориентацию, способствовать гармоничному сочетанию личных и общественных интересов, т.е. способность человека заботиться о других так же, как и о себе.

      Мораль учит нас видеть ценность в каждом человеке и призывает к гуманному отношению людей друг другу. Мы своим поведением никогда не должны угнетать интересы и права других людей. Иначе говоря, воспитательная задача морали в том, чтобы воспитывать человека, умеющего действовать справедливо и гуманно.

      Ценностно-ориентирующая функция: Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения. 11

      Познавательная функция: Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.11

     Мотивационная функция: Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности.

      Коммуникативная функция: Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.6

                                                  

                                                Заключение

 

Мораль корректирует поведение человека в обществе. Мораль указывает что есть хорошо, а что есть не очень хорошо, что положительно влияет на человека, а что губительно воздействует на него.

Человек, который хочет быть полезным для общества и заслужить уважение в науке, должен практиковать совершенно иные качества и умения чем человек, который хочет быть полезным и заслужить уважение в бизнесе. Столь же естественно, что эти разные, быть может, даже противоположные, качества и умения нельзя оценивать сами по себе, на основе абстрактных моральных принципов. Они ценны и оправданы своей функциональностью.

Эти казались бы разные принципы поведения человека в соответствии

с его родом  деятельности, объединяет мораль, недвусмысленно намекающая, что человек должен оставаться человеком всегда.

        Функции морали достаточно полно  охватывают человеческую жизнь, и позволяют людям, при соблюдении определенных правил благоприятно выстроить свою жизнь, чтобы радоваться жизни и доставлять благоприятные эмоции окружающим.

Структура морали выделяет моральное сознание. Моральное  сознание включает в себя ценности, нормы, идеалы. Здесь мораль проявляет себя как стремление к совершенству.

Моральное сознание – духовная сторона морали: нормы и принципы поведения, целевые установки, эмоции, чувства, переживания, убеждения, волевые акты и другие идеальные факторы. Оно является отражением жизненно-практического и исторического опыта людей в форме индивидуальных и коллективных представлений, выполняет функции механизма социальной преемственности, регулирования и организации жизнедеятельности, обеспечивает оценку результатов поведения личности.

 

       Мораль с точки зрения автора работы – это кодекс поведения человека в обществе, набор все лучшего, что есть в человеке с рождения, и что воспитано в нем.

Золотое правило  морали гласит – не делай другому  того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Следуя этому не хитрому правилу можно всегда оставаться человеком во всех жизненных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Список литературы

 

1) Битнер В.  Общество и мораль. Лекции по  общественной этике профессоров Вольного университета общественных наук. – М.: ЛКИ, 2007. – 144 с.

2) Голубева Г.  А. Этика: Учебник. – М.: Экзамен, 2005. – 320 с.

3) Горелов А.  А. Этика. – М.: Московский лицей, 2004. – 408 с.

4) Гусейнов А.А.  Великие моралисты.- М.: Республика, 1995. – 351 с.

5) Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье. – М.: Изд-во МГУ, 1994. –  283 с. 

6) Дусенко С.  В. Профессиональная этика. –  М.: Академия, 2011. – 224 с.

7) Каменская  Е. Н. Этика. Эстетика. Конспект  лекции. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 256 с.

8)  Киселев  В. Обществознание: учебное пособие  для подготовки к ЕГЭ. –  М.: Макс Пресс, 2010. – 300 с. 

9) Нижников С.  А. Мораль и политика в контексте  духовных и моральных традиции. – Инфра-М, 2011. – 336 с.

10) Соммэр Д.С.  Мораль ХХI века М.: Научная Книга, 2007. – 446 с.

11) Хаузер М.  Мораль и разум. Как природа  создавала наше универсальное  чувство добра и зла. – М.: Дрофа, 2008. – 640 с.

12) Цвык В.  А. Профессиональная этика. Основы  общей теории. – М.:

РУДН,  2010. – 292 с.

 

 

2 Голубева Г. А. Этика: Учебник. – М.: Экзамен, 2005. С. 123

11 Хаузер М. Мораль и разум. Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла. – М.: Дрофа, 2008.С. 212.

12  Цвык В. А. Профессиональная этика. Основы общей теории. – М.:РУДН,  2010.С. 96 – 97 с.

4 Гусейнов А.А. Великие моралисты.- М.: Республика, 1995. С. 25

9 Нижников С. А. Мораль и политика в контексте духовных и моральных традиции. – Инфра-М, 2011.С. 156.

1 Битнер В. Общество и мораль. Лекции по общественной этике профессоров Вольного университета общественных наук. – М.: ЛКИ, 2007.С. 12 – 13.

5 Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье. – М.: Изд-во МГУ, 1994.С. 88.

10 Соммэр Д.С. Мораль ХХI века М.: Научная Книга, 2007. 117, 119.

 

7 Каменская Е. Н. Этика. Эстетика. Конспект лекции. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.С. 144 – 146.

 

8  Киселев В. Обществознание: учебное пособие для подготовки к ЕГЭ. – М.: Макс Пресс, 2010. С. 134, 136

 

 

3 Горелов А. А. Этика. – М.: Московский лицей, 2004. С. 171

.

 

11  Хаузер М. Мораль и разум. Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла. – М.: Дрофа, 2008.С. 256 – 25

7.

6 Дусенко С. В. Профессиональная этика. – М.: Академия, 2011.С. 148 – 15




Информация о работе Структура и функции морали