Стресс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:09, курсовая работа

Описание

Стресс - это понятие, используемое для обозначения широкого круга состояний и действий человека, возникающих в качестве ответа на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Стрессоры обычно делят на физиологические (боль, голод, жажда, чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура и т.п.) и на психологические (факторы, действующие своим сигнальным значением, такие как опасность, угроза, обман, обида, информационная перегрузка и т.п.).

Работа состоит из  1 файл

Стрессы.doc

— 103.00 Кб (Скачать документ)
>       Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что, освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию.

       Итак, выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно в отдельном  помещении, без посторонних глаз. Целью упражнений является полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и снижает душевное равновесие. Психическая ауторелаксация может вызвать состояние «идейной пустоты». Это означает минутное нарушение психических и мыслительных связей с окружающим миром, которое даёт необходимый отдых мозгу. Здесь надо проявлять осторожность и не переусердствовать с отрешением от мира. 
 

       3.2 Концентрация 

       Неумение  сосредоточиться - фактор, тесно связанный  со стрессом. Например, большинство работающих женщин дома выполняют три функции: домашней хозяйки, супруги и матери. Каждая из этих функций требует от женщины сосредоточенности, предельного внимания и, естественно, полной самоотдачи. Возникает многократная несосредоточенность. Каждая из этих трех функций вызывает целый ряд импульсов, отвлекающих внимание женщины от выполняемой в данный момент деятельности и способных вызвать стрессовую ситуацию. Такое разрывание на части изо дня в день приводит в конце концов к истощению, главным образом психическому. В таком случае концентрационные упражнения просто незаменимы. Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня. Для начала желательно заниматься дома: рано утром, перед уходом на работу (учёбу), или вечером, перед сном, или - еще лучше - сразу же после возвращения домой. 
 

       3.3 Ауторегуляция дыхания 

       В нормальных условиях о дыхании никто  не думает и не вспоминает. Но когда  по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затруднённым и тяжёлым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряжённом ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание).

       Человек имеет возможность, сознательно  управляя дыханием использовать его  для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борь-бы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.

       Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять  в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.

       С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно  предупредить перепады настроения.

       При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении  или декламации происходят определённые изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и уг-лубления.

       Увеличение  продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.

       Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания  человека в состоянии стресса. Таким  образом, по ритму дыхания мож-но определить психическое состояние человека.

       Ритмичное дыхание успокаивает нервы и  психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения - важен ритм.

       От  правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а  значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врождённым безус-ловным рефлексом, то, следовательно, его можно сознательно регулировать.

       Чем медленнее и глубже, спокойнее  и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу  дыхания, тем скорее он станет составной  частью нашей жизни. 
 

       3.4 Методы профилактики стресса 

       Образ жизни - это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего ве-чера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, и качество отдыха и сна, и взаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, и многое другое. Именно от нас зависит, каким будет наш образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.

       Если  нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составной частью нашего образа жизни, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы. Необходимо знать, что мы в состоянии сознательно воздействовать на те или иные процессы, происходящие в организме, т.е. обладаем способностью ауторегуляции.

       Можно выделить четыре основных метода профилактики стресса с помощью ауторегуляции: релаксация, противострессовая «переделка» дня, оказание первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного стресса. Использование этих методов при необходимости доступно каждому. О релаксации я уже говорила, поэтому рассмотрю три других метода.

       Очень важно, чтобы инициатива таких «переделок» дня исходила от нас самих. Необходимо предупредить своих близких, что в это короткий период времени мы забываем о своих домашних обязанностях, и попробовать провести эти 10 минут вместе с ними. На свежую голову на решение всех домашних проблем, потребуется гораздо меньше нервной и физической энергии.

       Если  мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации (нас кто-то разозлил, обругал начальник или кто-то из домашних заставил понервничать) - у нас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе «Стоп!», чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи, свой метод. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

       Теперь  рассмотрим, как можно обнаружить и объяснить реакции своего организма на стрессовые ситуации. То-есть как можно определить свой личный стресс. Понять свою собственную стрессовую ситуацию чрезвычайно важно: во-первых, проявление стресса у каждого человека индивидуально; во-вторых, у стресса, как правило, не может быть единственной причины - таких причин всегда множество; в-третьих, вы сможете найти наиболее приемлемый для себя выход из создавшейся ситуации. Наиболее оправдавшим себя методом аутоанализа личного стресса является дневник стрессов. Метод этот несложный, однако требующий терпения. В течение нескольких недель - по возможности ежедневно - необходимо делать в дневнике простые пометки: когда и при каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Лучше записывать свои наблюдения и ощущения вечером после работы или перед сном, когда легче припомнить мельчайшие подробности и детали. Если в конце дня пометок не сделать, то на следующий день, в житейских заботах и суете забудется, когда и что произошло.

       Анализ  записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какие события  или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут быть причиной

возникновения стресса.

       Полезно записывать свои ощущения сразу при  наступлении острого стресса, чтобы потом в спокойном и уравновешенном состоянии проанализировать их.

       Если  мы пролистаем собственные записи и  попробуем их систематизировать, то обнаружим, что некоторые основные признаки стресса повторяются: раздражительность, невозможность сосредоточиться, забывчивость, частые вздохи, ощущение бегающих по телу мурашек, мышечное напряжение, «неуспокаивающиеся ноги» (не сидится на месте) ощущение внутренней тяжести, сухость во рту, беспокойный сон, быстрая утомляемость, необъяснимое чувство страха, плохое настроение, состояние депрессии, частые головные боли (особенно в затылочной части), боли в суставах, отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, запоры, учащенное сердцебиение.

       Проанализировав записи, можно определить, в какое  время дня чаще всего наступает  недомогание, происходит это на работе или же по возвращении домой. С  помощью ведения дневника стрессов можно выяснить для себя, что нам мешает в жизни, что вызывает наш личный стресс. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Можно ли жить без стресса?

       Нет, без стресса жить невозможно и  даже вредно. Значительно труднее  попытаться решить проблему: «Как жить в условиях стресса?». Однако стрессоры бывают разными: стрессор - друг, приносящий огромную пользу нашему здоровью, стимулирующий творческую деятельность; стрессор - от которого можно легко отмахнуться и через час-другой попросту забыть или вспомнить с усмешкой и чувством некоторого неудовлетворения. Но встречается (и значительно чаще, чем нам бы хотелось) стрессор - враг, наносящий страшные удары по самым жизненно важным органам.

       Стресс  дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «фактора риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

       Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену  фаз развития и становления семьи  или же биологически обус-ловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситу-ации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют ещё ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определённых решений, определённым ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

       В этой связи человеку необходимы хорошие  адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжёлые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений. 

       ЛИТЕРАТУРА 
 

1) Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для ВУЗов. - Москва, 2009, с - 512

2) Бодров В.А.  Информационный стресс. - Москва, 2000, с - 352

3) Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. - Москва,

    2006, с  - 512

4) Рогоа Е.И.  Эмоции и воля. - Москва, 2007, с - 240

5) Селье Г.  Стресс без болезней. - Санкт-Петербург, 2004, с - 384

6) Столяренко. Основы психологии. - Москва, 2007, с - 703

7) Черепанова  Е. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. - Москва, 2002,

     с  - 71 
 
 

Информация о работе Стресс