Современное понятие этикета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:45, контрольная работа

Описание

Современный человек то и дело оказывается в ситуациях, которые требуют от него специфических навыков поведения и общения. Он бывает за границей, вступает в деловые и личные отношения; посещает дипломатические приемы, презентации и вернисажи; он ведет образ жизни, который побуждает его налаживать контакты с людьми, говорящими на иных языках и связанных с далекими, подчас экзотическими культурами.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…..…3

Современное понятие этикета……………………………………….…4

Международный этикет………………………………………………...7

Заключение………………………………………...…………………..18

Список использованной литературы…………………………..…..20

Работа состоит из  1 файл

Современное понятие этикета.docx

— 36.41 Кб (Скачать документ)

     Этикет  не только направляет свои усилия на интеграцию, на взаимодействие людей, но, прежде подчеркивает их социально-статусные и коммуникативные  различия (пол, возраст, общественное положение, степень знакомства, родства и  т. д.), точно указывая каждому его  место в общественной иерархии и  определяя набор «допустимых  — недопустимых» («приличных — неприличных») действий в соответствии с этим статусным  положением человека. В этом плане  парадоксальность этикета заключается  в том, что он является и средством  общения, и средством разобщения людей. Более того, этикет обеспечивает интеграцию прежде всего внутри определенной социальной группы (например, дворянства), оформляясь в виде субкультуры определенных социальных групп, слоев; и в то же время этикет позволяет внешне отделиться этой группе от всех других, придавая представителем этой группы особые отличительные признаки — знаки этикетного поведения (особую манеру беседовать, приветствовать друга, принимать пищу, выражать свои эмоции, жестикулировать и т. д.). Он как  бы создает возможность общения (интеграции) «со своими» и разобщения (дифференциации) «с чужими». В этом смысле этикет действительно является «ярлыком», «этикеткой» в своем  первоначальном значении.

      Современный этикет обращен в равной мере ко всем людям и ориентирован прежде всего на закрепление, подчеркивание  личного достоинства человека, вступающего  в общение с другими людьми.

     Действительно, такие социальные различия, связанные  с последствиями половозрастного  разделения труда, существовали. Мужчины  составляли группу людей с более  высоким социальным статусом, женщины  — с более низким; высокий статус принадлежал также старикам (старейшинам  рода), главам общин и руководителям  религиозных обрядов. Все эти  различия сопровождались определенными  правилами, которые строго регламентировали действия и отношения людей.

     Многочисленными работами этнографов доказано, что строгого разграничения между ритуалом, этикетом, обрядом, моралью и т. д. не было. Социальные нормы первобытного общества, по выражению О. Ю. Артемовой, были «мононормами»4. Все существовавшие нормы были едины в своей основной функции — поддержании порядка, сохранении традиций, завещанных предками, ради самосохранения общества как целостности — и несли в себе определенные стандарты, шаблоны поведения, которые позже приобрели характер собственно этикетных форм.

      Аналогичные правила связаны с запретом на занятия некоторыми делами (например, подметать («выметешь благословение»), одалживать котел и выносить его  из дома с наступлением темноты (вынос  котла сравнивается с выносом  гроба) и др.). Это также будет  считаться нарушением этикета, правил приличия. Кроме того, считается  недопустимым:

      — пристально смотреть на кого-либо (помимо того, что это нарушает приличия, можно еще и сглазить);

      — женщинам не рекомендуется распускать волосы (это якобы привлекает змей, а заплетенные в косы волосы —  отпугивают);

      — примерять чужую новую одежду прежде хозяина (а не то он умрет, и  платье достанется нарушившему эту  норму);

      — плевать или кидать предметы в  колодец или в источник (этим можно  потревожить водяного духа) и т. д.

     Аналогичные примеры можно найти не только в этикетной культуре арабов, но и в других культурах, уходящих своими корнями в древние религиозно-мифологические культы.

      Таким образом, анализируя социально-культурное состояние первобытного общества, можно  заключить, что этикет в это время  еще не выделился из общей культуры эпохи в качестве особого самостоятельного феномена, особого специализированного  вида сознания. В этом смысле этикет — более позднее образование, возникшее как результат разложения общественного сознания на специализированные формы и виды в связи с расслоением  самого общества уже не по «престижно-авторитетным», а по сословным, классовым, социально-групповым  признакам.

     Этикет — особая культурная универсалия. В любом обществе есть свои этикетные формы организации жизни. Этикет — это особого рода «копилка» отточенных историей форм ситуационного человеческого взаимодействия, т. е. тех форм (способов) коммуникации, которые способны связать между собой людей разного пола и возраста, своих и чужих и т. д., сохраняя их автономность и личное достоинство.

      Основные  черты этикета отличаются универсальностью, то есть являются правилами вежливости не только в международном общении, но и у себя дома. Но порой бывает, что и хорошо воспитанный человек  попадает в затруднительное положение. Чаще всего это происходит, когда  необходимо знание правил международного этикета. Общение представителей разных стран, разных политических взглядов, религиозных воззрений и обрядов, национальных традиций и психологии, укладов жизни и культуры требует  не только знания иностранных языков, но и умения вести себя естественно, тактично и достойно, что крайне необходимо и важно на встречах с  людьми из других стран. Такое умение не приходит само собой. Этому следует  учиться всю жизнь.

      Правила вежливости каждого народа - это  очень сложное сочетание национальных традиций, обычаев и международного этикета. И где бы вы ни были, в  какой бы стране не находились, хозяева  вправе ожидать от гостя внимания, интереса к своей стране, уважения к своим обычаям.

      Некоторые рекомендации по общественному поведению  в различных странах Англия В  Англии очень важны манеры держаться  за столом. Поэтому надо соблюдать  основные правила этого ритуала. Никогда не кладите руки на столе, держите их на коленях. Приборы не снимаются с тарелок, так как  подставки для ножей в Англии не употребляют. Не перекладывайте приборы  из одной руки в другую, нож должен все время находится в правой руке, вилка - в левой, с концами, обращенными  к тарелке. Так как различные  овощи подаются одновременно с мясными  блюдами, вам следует поступать  так: вы накладываете маленький кусочек  мяса при помощи ножа набираете на этот кусочек овощей ;научитесь реализовывать  трудное равновесие: овощи должны поддерживаться кусочком мяса на выпуклой стороне зубьев вилки. Вы должны добиться этого, так как если вы рискнете наколоть на вилку хоть одну горошину, то вас  сочтут невоспитанным.

      Не  следует целовать рук или делать при публике таких комплиментов, как "какое у вас платье! " или "как восхитителен этот торт! " - это расценивается как большая  неделикатность.

      За  столом не разрешаются отдельные  разговоры. Все должны слушать того, кто говорит и в свою очередь, говорить, что бы быть услышанным всеми.

      Германия  Надо называть титул каждого, с кем  разговариваете. Если титул неизвестен, то можно обращаться так: "Herr Doctor! ". Слово доктор не зарезервировано, как у нас только для медиков, а употребляется в любом случае при указании специальности или  профессии.

      Перед тем, как выпить, поднимают бокал  и чокаются с вашим хозяином (хотя, например, во Франции поднимают бокал, но не чокаются) В ресторане приветствуют всех находящихся около вас, даже незнакомых, выражением "Mahlzeit", означающим приблизительно "Приятного аппетита"

      Испания. Если вас просят остаться на завтрак - не принимайте этого приглашения: оно является простой формальностью. Если его повторяют - снова откажитесь. Только после третьего раза можно  принять приглашение, так как  на этот раз оно будет искренним, а не просто жестом вежливости.

      Как ни странно прибывать в точно  назначенное время - не принято, непременно нужно опаздывать на 15-20 мин.

      Никогда не следует наносить визиты в часы послеобеденного отдыха. В поезде обязательно предложите вашим соседям  закусить вместе с вами. Они откажутся, так же как и вы должны это сделать, если это будет предложено вам.

      Голландия В отличие от Испании здесь, в  этой стране нужно соблюдать исключительную точность во времени при каждой встречи  или приглашении. Следует избегать рукопожатий, не делать комплиментов. Вообще голландцы любят сдержанность, может быть даже чрезмерную.

      Азиатские страны На востоке, суп подают в конце  обеда; во многих южных странах и  в среднеазиатских республиках  гостей часто принимают во дворе, который является, по их обычаям, продолжением дома; в турецкой семье могут пригласить провести время в бане; в Бразилии не принято носить тропический шлем, а в Таиланде - говорить о жаре. Латиноамериканцы, в знак своего особого  расположения к гостю, часто переходят  в разговоре на "ты".

      Культура  современного общества в итоге усваивает  наиболее ценную часть культуры всех стран и всех предшествующих поколений. В процессе дальнейшего ее развития могут участвовать и деловые  люди, обогащая в общении с иностранцами или заграницей свой культурный багаж, свою культуру поведения, воспринимая  все лучшее, что есть у других народов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    К сожалению, "выход и свет" многих новоявленных российских бизнесменов  являет собой далеко не лучшие образцы  следования нормам и традициям принятых во всем мире норм этикета. Огромные деньги придали нашим "нуворишам" такую  уверенность в себе. которая захлестывает вес остальное: "Я могу себе позволить  делать так, как хочу. диктовать правила. Я уже самостоятельно добился  столького в жизни, что могу себе позволить плевать на приличия и  условности". И делают это. Порой  демонстративно и сознательно. но нередко  даже не подозревая, что "так" не принято. Поэтому на официальных приемах  доморощенные "крутые" расплевывают косточки от вишни и черешни. Они  дарят женщинам зажигалки и колготки; попивают кофе, оттопыривая мизинец. Далеко нс редкость, когда на наиболее престижных форумах мира наши бизнесмены закатывают пышные обеды с бесконечной  водкой, гигантскими тарелками икры и битьем хрусталя.

    Линия и манеры поведения человека часто, хотя, разумеется. далеко и нс всегда совпадают с его внутренним существом. Как бы то ни было. но о человеке сплошь и рядом судят по его "оболочке". Еще Гегель писал: "Каков человек  внешне, т.е., в своих действиях (а  не в своей внешней наружности, как это само собой разумеется), таков он и внутренне, и если он лишь внутренний, т.е. если он остается только в области намерений, умонастроений, если он "добродетелен", "морален" и т.д.. а его внешнее не тождественно с его внутренним, то, однако, так  же бессодержательно и пусто, как  и другое". И далее: "... Хотя человек  может в том или другом отдельном  случае притворяться и многое скрывать, он, однако, нс может скрыть своей  внутренней природы вообще..."

     Как видите, в каждой стране нашего огромного  мира есть сбои особые нормы поведения. Но они совсем не отменяют общепринятых норм. Для того чтобы расположить  к себе человека любой национальности, совсем не обязательно досконально  изучать традиции всех стран (на это  целой жизни не хватит!), достаточно быть вежливыми и следовать нормам общечеловеческого общения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

  1. Барковец А.И. Из истории придворного этикета в России / А.И.Барковец. – М.: ГМВЦ «РОСИЗО», 2005. – 200 с.
  2. Кибанов А.Я Этика деловых отношений / А.Я.Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. – М.: НГПУ, 2004. – 578 с.
  3. Дубровина И. В. Золотая книга этикета. – М.: Вече, 2004
  4. Кукушин В.С. Деловой этикет: Учебное пособие, Москва – Ростов-на-Дону, 2005
  5. Мир этикета // http://www.etiquette.ru/
  6. Мусская И. А. Энциклопедия этикета. – М.: Вече, 2007
  7. Этикет. История этикета // http://etiket.in.ua/istoriya-etiketa/
  8. Этикет от А до Я // http://www.etiket.ru/

Информация о работе Современное понятие этикета