Совесть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:47, курсовая работа

Описание

Внутри каждого человека находится некий механизм, регулирующий его поведение. Этот механизм часто именуют словом “совесть”. Но какова природа этого механизма, и является ли он нашим внутренним законом? На эти вопросы вряд ли кто-нибудь сможет дать однозначный ответ.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...….3
2. ПОНЯТИЕ СОВЕСТИ………………………………………………………..……4
3. ТОЛКОВАНИЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ СОВЕСТИ………….………………...…8
4. ВИДЫ СОВЕСТИ ПО Э. ФРОММУ………………………………………….…10
5. СООТНОШЕНИЕ ДОЛГА И СОВЕСТИ…………………………………….….12
6. СОВЕСТЬ И СТЫД……………………………………………………………….14
7. ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ – МИФ…………………………………………….………..15
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………...18
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….………..20

Работа состоит из  1 файл

реферат_по_этике.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

     Чистая  совесть — нормальное состояние человека, выполняющего моральный долг, это награда за нравственные усилия. Именно так считает российский ученый XX в. Г. Бандзеладзе. Без чистой совести добродетель потеряла бы всякую ценность, утверждает он.

     Но  уверенность в чистоте собственной совести есть либо лицемерие, либо знак нравственной неразвитости, слепоты в отношении собственных оплошностей и ошибок, неизбежных для каждого человека, либо свидетельство успокоенности и, значит, смерти души. Наоборот, в ощущении нечистоты собственной совести — надежда. В муках совести — не только презрение к самому себе, но и тоска по просветлению и самоочищению, а значит, желание исправить ошибку, ответить за преступление. В муках совести — усилие к совершенству. Муки совести знаменуют неприятие себя как такового. В осуждении себя состоит раскаяние, или покаяние, как явно выраженное сожаление о содеянном и намерение (или по крайней мере надежда) не совершать впредь того, что будет достойно сожаления. В признании своей вины (которое может принимать форму исповедального признания) и в осознанном принятии наказания, искупляющего вину, это намерение может перейти в решимость. В строгом смысле слова эта решимость и есть добродетель вообще: как стойкость человека в исполнении своего долга — вопреки естественным колебаниям, сомнению, скептицизму, унынию.

     Гораздо чаще встречающееся выражение «свобода совести» обозначает право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения; в узком и более  распространенном смысле «свобода совести» означает свободу вероисповедания и организованного отправления культа.

     Однако  в собственно этическом смысле слова  совесть не может быть иной, как  свободной, а свобода в последовательном своем выражении — ничем иным, как жизнью по совести. 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В заключение стоит подвести итоги  вышесказанному.

     Итак, совесть — особый морально-психологический  механизм, который действует изнутри  нашей собственной души, придирчиво проверяя, выполняется ли долг. Главная функция совести — самоконтроль.

     Рассматривая  историю развития этической мысли, очевидно, что в разное время совесть  и её истоки трактовались различным  образом. Наиболее известными являются следующие два толкования совести: как голос «внутреннего Я» человека, внутренний контролёр или голос Бога внутри человека; как голос общества, внутренний закон, сформированный под влиянием общественного мнения.

     В обычной речи мы можем употреблять  выражения «спокойная совесть» или «чистая совесть». Под ними понимают факт осознания человеком исполненности своих обязательств или реализации всех своих возможностей в данной конкретной ситуации.

     На  эту тему существуют два противоположных  взгляда. Один взгляд, состоит в том, что чистая совесть как таковая  невозможна. Другой взгляд состоит  в том, что признавать свою совесть чистой возможно и нужно. Чистая совесть — это сознание того, что ты в общих чертах справляешься со своими моральными обязанностями, что за тобой нет существенных нарушений долга и крупных отступлений от нравственных ориентиров.

     Понятие совести тесно взаимосвязано с другими этическими категориями и понятиями, такими как категория долга, понятие стыда. Однако, они не являются тождественными.

     Завершая  разговор о совести, можно сказать, что она всегда выступает как  особого рода внимательность, как осторожное замедление рассмотрения морального сюжета и чуткое вслушивание в ход внутренних и внешних событий — все ли в порядке? Не нужно ли переосмыслить происходящее и предпринять душевные и практические усилия, чтобы восстановить нарушенную моральную гармонию? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2003.

2. Этика. Учебное пособие под общей редакцией Мишаткиной Т.В. и Яскевич Я.С. / третье издание/ – Мн. ООО Новое знание, 2004

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Обществознание. В 3-х т. Т.3. социальные институты и процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000.

4. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности - М.: ПРО - ПРЕСС, 2000.

5. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. -- М.: Изд-во МГОУ, 2003.

6. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. -- М.: Изд-во ПРИОР, 2003.

7. Андреева И. В. Этика деловых отношений. СПб., 2005.

8. Смирнов Г.  Н. Этика деловых отношений.  М., 2006. 
 
 
 
 

Информация о работе Совесть