Совесть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 22:55, реферат

Описание

Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Это оказывается возможным не в силу того, что человеку выгодно или приятно принимать их во внимание в своих решениях и действиях. Эти ценности функционируют таким образом, что оказывают воздействие на волю человека. Моральные ценности не просто провозглашаются, они всегда провозглашаются еще и в такой форме, которая указывает на необходимость их практического воплощения в действиях. Следование моральным ценностям воспринимается человеком как долг. Неисполнение долга воспринимается как вина и переживается в укорах и муках совести.

Содержание

Введение ……………………………………………………….
3

1. Понятие совести ……………………………………………

4
2. Совесть и другие механизмы внутреннего контроля …….
10

Заключение ……………………………………………………

13
Список литературы ……

Работа состоит из  1 файл

Реферат по Этике.docx

— 39.85 Кб (Скачать документ)

Эти точки  зрения не исключают друг друга: первая акцентирует внимание на механизме  функционирования зрелой совести, вторая — на том, как она созревает, формируется; первая рассматривает совесть по преимуществу со стороны ее формы, вторая — со стороны ее конкретного содержания. Совесть в самом деле формируется в процессе социализации и воспитания, через постоянные указания ребенку на то, «что такое хорошо и что такое плохо» и т.д. На ранних стадиях становления личности совесть проявляется как «голос» значимого окружения (референтной группы) — родителей, воспитателей, сверстников, как повеление некоторого авторитета, и соответственно обнаруживается в страхе перед возможным неодобрением, осуждением, наказанием, а так же в стыде за свое действительное или мнимое несоответствие ожиданиям значимых других. В практике воспитания обращение воспитателя к совести ребенка, как правило, и выражает требование исполнительности, послушности, соответствия предписываемым нормам и правилам. Но так обстоит дело с точки зрения развития этой нравственной способности. Однако сформированная совесть говорит на языке вневременном и внепространственном. Совесть — это голос «другого я» человека, той части его души, которая не обременена заботами и утешениями каждого дня; совесть говорит как бы от имени вечности, обращаясь к достоинству личности. Совесть — это ответственность человека перед самим собой, но собой как носителем высших, универсальных ценностей.

Раз совесть  указывает на соответствие или несоответствие поступка долгу, то, стало быть, «поступок  по совести» — это поступок из чувства  долга, это поступок, которого требует  совесть. Совесть же настаивает на исполнении долга. О долге в отношении  совести Кант сказал:

«Культивировать свою совесть, все больше прислушиваться к голосу внутреннего судьи и использовать для этого все средства».

И это  — тот долг, который человек  имеет перед самим собой: совершенствоваться, в том числе в честном и  последовательном исполнении долга.

Моральное сознание интригует заключениями, которые  здравому уму кажутся то логическими кругами, то тавтологиями. Но это все знаки автономии морального духа, который не может вывести себя ни из чего и, не умея успокоиться, утверждает себя через себя самого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Совесть – это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, это способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Совесть может проявляться не только в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, но и в форме эмоциональных переживаний, например, в чувстве угрызений совести.

Совесть – это специфическое  состояние стыда. Она формируется  в процессе социализации и воспитания через постоянные указания ребенку  на то, «что такое хорошо и что  такое плохо». На ранних стадиях  социализации совесть проявляется  как «голос» значимого окружения 0 родителей, воспитателей, сверстников, как повеление некоего авторитета. В практике воспитания обращение  воспитателя к совести ребенка  часто выступает в форме требования исполнительности.

Совесть – это ответственность  человека перед самим собой как  носителем высших, универсальных  ценностей. Совесть указывает на несоответствие поступка долгу. Поэтому  исполнение своих обязательств рождает  такие понятия, как «чистая совесть», «спокойная совесть». Но это есть временное  явление, ибо жизнь сложна, человек  попадает в разные ситуации, поэтому  совесть переходит в чувство  вины (оно проявляется чаще как  осуждение себя в форме раскаяния, покаяния, как сожаление о содеянном), потом вновь происходит обретение  чувства правильности и т. д.

Принимая во внимание различные аспекты всеобщности  моральных требований, можно заключить, что нормативная мысль движется следующим образом:

1)  «Поступай  одинаково в отношении различных  людей в одинаковой ситуации» (беспристрастность).

2)  «Поступай  одинаково в отношении одного  и того же лица в разных  ситуациях» (надситуативность).

3) «Исходи  из того, что любой другой на  твоем месте поступил бы так  же, как ты, в отношении данного  человека или в данной ситуации, равно и в отношении тебя  любой другой в данной ситуации  поступил бы так же» (универсалиъуемость).

В совести  решения, действия и оценки соотносятся  не с мнением или ожиданием  окружающих, а с долгом. Совесть  требует быть честным в первую очередь перед собой, быть честным, когда никто не может проконтролировать тебя, когда тайное не станет явным, когда о возможной твоей нечестности не узнает никто.

Завершая  разговор о совести, можно сказать, что она всегда выступает как  особого рода внимательность, как  осторожное замедление рассмотрения морального сюжета и чуткое вслушивание в ход внутренних и внешних событий — все ли в порядке? Не нужно ли переосмыслить происходящее и предпринять душевные и практические усилия, чтобы восстановить нарушенную моральную гармонию?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Бергер П.Л. Приглашение в обществознание: Гуманистическая перспектива. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 462 с.
  2. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.
  3. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., и др. Обществознание: Курс лекций: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 512 с.
  4. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2003.

 


Информация о работе Совесть