Публичное выступление: приемы повышения эффективности речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 23:00, реферат

Описание

Наука публичных выступлений зародилась в Древней Греции. Умение говорить убедительно, красиво, доходчиво и интересно высоко ценилось древними греками. Они создали риторику (греч. Rhetorike ) — науку публичного выступления, или теорию красно­речия. Древние греки рационально решали проблему публичного выступления, например, в философской системе стоиков логика подразделялась на две части: диалектика и риторика.

Содержание

Введение
Основная часть
Публичное выступление
Синтаксические особенности
Лексические особенности
Правила построения ораторской речи
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

русский.docx

— 24.66 Кб (Скачать документ)

 

План.

  1. Введение
  2. Основная часть
    1. Публичное выступление
    2. Синтаксические особенности
    3. Лексические особенности
    4. Правила построения ораторской речи
  3. Заключение
  4. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Наука публичных выступлений  зародилась в Древней Греции. Умение говорить убедительно, красиво, доходчиво  и интересно высоко ценилось древними греками. Они создали риторику (греч. Rhetorike ) — науку публичного выступления, или теорию красно­речия. Древние греки рационально решали проблему публичного выступления, например, в философской системе стоиков логика подразделялась на две части: диалектика и риторика.

 

В Древнем Риме публичное  выступление рассматривалось скорее как искусство, а не наука. Римляне использовали термин «элоквенция» (лат. Eloquentia) — ораторское искусство, то есть способность оратора оказывать влияние на аудиторию, добиваясь своих целей. Мысль о том, что в публичном выступлении сочетаются наука и искусство, прослеживается в истории различных философских теорий.

 

В средневековой схоластике существовало семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. На Руси риторика понималась скорее как  напыщенная, красивая, но малосодержательная речь. Обучению красиво и убедительно  говорить уделялось много внимания в европейских и российских университетах, лицеях и колледжах. Риторика как  наука о построении проповеди (гомилетика) преподавалась в семинариях.

 

В настоящее время ораторское умение высоко ценится в профессиональной среде, оно обеспечивает продвижение  по карьерной лестнице. От эффективного устного доклада, презентации своих идей и предложений, грамотных ответов на вопросы зависит авторитет сотрудника, его статус в организации. Огромное значение способность к публичному выступлению и овладение тайнами риторики имеет в деятельности политика, бизнесмена, преподавателя. Формирование навыков ораторского искусства требует постоянного упорного труда, тренировки и самоанализа. Эффективными ора­торами не рождаются, ими становятся. В публичном выступлении оратор должен стимулировать интерес людей к обсуждаемой проблеме, использовать способы воздействия на установки людей и их поведение.

 

 

 

Публичное выступление.

Деятельность человека, профессия  которого связана с постоянным произнесением  речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных  знаний принципов и правил ораторского  искусства. К числу таких людей  относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них  публичная речь – главнейшее оружие. Ораторство – сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского  искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Публичная речь может рассматриваться  как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность  логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность  сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

Мастерство публичной  речи состоит в умелом использовании  обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство  есть мышление образами – этот закон может быть применим и к ораторскому искусству. Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу.

Задача оратора состоит  в том, чтобы воздействовать на чувства  слушателей. Сильное чувство, переживания  человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.

Рассудочная и эмоциональная  сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.

Важнейшим условием ораторского  искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого  речь всегда бледна и скучна, а главное  – неспособна воздействовать па чувства  и через них на разум.

Речь, состоящая из одних  рассуждений, не может удержаться в  голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины  и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать  живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа повинно ораторского искусства.

   К выступлению  обязательно нужно подготовиться.  Не следует рассчитывать на  удачную импровизацию, если существует  хотя бымалейшая возможность для подготовки.    

    Прежде всего следует четко сформулировать тему выступления, спросив себя: что я хочу сказать? Не следует самоуверенно полагать, что говорящему это всегда и так ясно.

    Определите цель  выступления. Чего бы вы хотели  добиться? Поставить новую проблему? Опровергнуть чужую точку зрения? Переубедить аудиторию? Изменить ход обсуждения? Внести существ венные дополнения в обсуждаемую проблему?

     В начале  выступления сразу же сформулируйте  основную мысль  выступления,  основной тезис. Не следует  затягивать введение тезиса. До  тех пор пока слушатели не  поймут, о чем вы собираетесь  говорить, их внимание будет рассеянным, несосредоточенным. Помните, что  если вы затягиваете изложение  сути дела, то раздражение аудитории  растет в геометрической прогрессии.

     Определите  главную мысль, расчлените ее  на отдельные составляющие. Это  членение должно быть проведено  последовательно на основе одного  принципа. Составляющие главную  мысль компоненты  должны быть  соразмерны по важности, связаны  между собой в одно целое.  Каждая составляющая вашей главной  мысли будет представлять отдельную  часть вашего выступления, которая  может быть  названа по ключевому  слову этой части выступления. 

    Начинайте изложение  содержания с самых главных,  основополагающих тезисов. На конец оставьте второстепенные, дополнительные компоненты.

    В случае необходимости  подберите к каждому тезису  соответствующую информацию: статистические  данные, сведения по истории вопроса,  результаты социологических опросов  и т.п.

     Свое мнение  можно подкрепить ссылкой на  лицо, которое признано авторитетным. С этой целью целесообразно  привести цитату, пересказать другой  текст, воспроизвести элементы  личной беседы и т.п.

    Высказываемая  мысль будет более убедительной, если вы подкрепите ее примерами.

    Приводя аргументы  в обоснование своего мнения, расположи­те их таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Поставьте самые сильные аргументы в конце. Конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый.

    Оцените непротиворечивость  всего текста в целом. Проверьте, насколько соответствует последовательность изложения материала поставленной цели, характеру аудитории, конкретной речевой ситуации, сложившейся к моменту начала вашего выступления.

 

Наиболее типичные погрешности  выступления: значительные отступления  от основного содержания, непоследовательность, несоразмерность отдельных частей, неубедительные примеры, повторы.

Каждому выступлению свойственна  своя специфика подготовки, но это  не означает, что общие принципы работы над текстом выступления отсутствуют.

 

 

Синтаксические  особенности.

Поскольку устная речь необратима, говорящий должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с  первого раза воспринималась слушателями. Обязанность выступающего — свес­ти к минимуму затруднения при восприятии речи. При этом прежде всего следует иметь в виду некоторые синтаксические параметры текста.

1.    Простые предложения  и части сложных предложений  не должны быть чрезмерно длинными. Предел оперативной памяти ограничен  длиной словесной цепочки, состоящей  из 5—7 слов.    

2.    Более легко  воспринимаются такие типы конструкций,  которые тяготеют к сфере разговорной  речи. По структуре эти конструкции  представляют собой предложения  нераспространенные и малораспространенные, односоставные (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные), неполные, неосложненные.  Эти конструкции могут быть  как самостоятельными предложениями,  так и частями сложных предложений.               

3.    Нежелательно  употреблять конструкции страдательного  зало­га. Ихестественная сфера функционирования — официально-дело­вой стиль, тексты, рассчитанные прежде всего на передачу и сохранение информации, а не на воздействие.

 

 

Лексические особенности.

Восприятие речи значительно осложняется использованием отглагольных суще­ствительных, заканчивающихся на =ние, =тие, а также других подобных им. Любое отглагольное существи­тельное - это свернутое предложение, оно является как бы сгустком смысла, требующим развертывания и осознания. Поэтому текст с большим количеством отглагольных существительных, как правило, малопригоден для ораторского выступления.

При подготовке ораторского выступления нельзя злоупотреблять также использованием терминов: не перегружайте текст терми­нологией и не используйте узкоспециальные термины.

 

Правила построения ораторской речи.

Логические аспекты выступления  изучены и разработаны достаточно глубоко, и с ними можно познакомиться  в специальной литературе. Приведем несколько практических советов, которые  следует помнить и которыми необходимо руководствоваться во время выступления:

 

    Будьте последовательны в своей речи. Не переходите к следующему пункту выступления, пока не закончите предыдущий. Многократное возвращение к недосказанному производит крайне неблагоприятное впечатление.

    Начинайте выступление  с наиболее существенных положений,  оставляя на конец частное и второстепенное.

    Не тратьте  время на то, что не является  необходимым, без чего можно обойтись в выступлении.

    Не повторяйтесь. Если считаете необходимым повторить сказанное, оговорите это специально. Дайте понять, что это намеренное повторение.

    Не уходите  в сторону от обсуждаемого вопроса; не отвлекайтесь на посторонние, малозначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры и т.п.

    В конце выступления  обобщите сказанное и сделайте  выводы.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Вряд ли нужно доказывать, что все виды публичного выступления  нуждаются в осмыслении, упорядочивании, самоконтроле. Это и есть культура общения, т.е. речи. Научное осмысление некоторых видов уже имеет  свою многовековую историю, иные новы: например, культура внутренней речи, которая, кстати, в жизни человека составляет наибольший, труднейший и самый долгий по времени блок.

Культура мысленной речи - залог успеха внешней, звучащей или  написанной, речи.

Сравнительно недавно  предметом риторики стала и бытовая  речь, кроме дружеской беседы, которой  уделил внимание Аристотель.

Возможно, в дальнейшем будут  выделены еще какие-то виды речи, их сферы, например, врачебное красноречие, речь в сфере обслуживания - гостеприимства, туризма…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. - М.: 1978.
  2. Оганесян С.С. Культура речевого общения - М., 1998.
  3. http://shpora07.narod.ru
  4. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура - М., 1994.
  5. officefile.ru

 


Информация о работе Публичное выступление: приемы повышения эффективности речи