Проффесиональная этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:21, контрольная работа

Описание

Слово "Этика" было образовано Аристотелем от слова "этос", которое имело несколько значений. Этос - это привычное место обитания, жилище, звериное логово. Позже оно стало обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, просто привычку, нрав, характер, темперамент.

Работа состоит из  1 файл

мое.docx

— 20.29 Кб (Скачать документ)
 

     Слово "Этика" было образовано Аристотелем от слова "этос", которое имело несколько значений. Этос - это привычное место обитания, жилище, звериное логово. Позже оно стало обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, просто привычку, нрав, характер, темперамент.

     Этика - моральная философия, где этика - это область знания, а мораль -ее предмет.

     Специфика этики состоит в том, что она  проблемам отдельного человека придает  общечеловеческий масштаб, так что  предлагаемые решения могут быть распространены на любого другого индивида, сталкивающегося с такими же проблемами.

     Этика выясняет место морали в системе  общественных отношений, анализирует  ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему

      Дадим определения таким понятиям как  «этика», «мораль», «нравственность».

      Этика – это философская наука, объектом изучения которой является мораль: ее сущность, происхождение, функционирование и эволюция в обществе.

      Мораль – это форма общественного сознания, совокупность принципов, правил и норм, которыми руководствуются люди в своих действиях. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах жизни.

      Если  мораль представляет собой форму  общественного сознания, регулирующую и оценивающую по ведения и  действия социальных субъектов, то нравственность проявляется в самых реальных процессах сферы человеческих отношений. Она выступает в качестве определенной меры, характерной для достойного поведения, служит критерием добра и зла.

     Этика как наука представляет собой  учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а  затем и в личной. Она учит (и  приучает) практическим правилам поведения  и образу жизни отдельного индивида. Нравственность направлена на самого человека, на развитие заложенных в  нем способностей, особенно его духовных сил, на совершенствование его жизни, т.е. на достижение человеком высшего  блага, на реализацию им смысла своей  жизни и ее назначения.

      В качестве теории морали этика и является исследованием основных категорий, в которых можно описывать  моральные оценки и критерии различия добра и зла.

      Из  характеристики этики как теории морали, имеющей нормативно-практическую направленность, вытекают две важнейшие функции этики: познавательная и нормативная.

      Познавательная  функция этики состоит в том, что она изучает поведение человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы в категориях добра и зла, справедливости и .т.д. С этой точки зрения этика исследует нравственную жизнь в плане ее соответствия моральным нормам.

      Нормативная функция этики подразумевает  разрешение моральных ситуаций, требующих  нового понимания морали для преодоления  ценностной разорванности общественного  сознания, таким образом предлагая обществу новую моральную перспективу.

      Этика подразделяется в соответствии со структурой морали и нравственности следующим образом:

      - категории нравственного сознания (идеи, нормы, принципы, ценности  и т.д.);

      - категории нравственной практики (поступок, воздаяние и т.д.);

      - категории нравственного отношения  (конфликт, авторитет, репутация  и т.д.).

      Специфика категорий этики заключается:

      - в том, что они выражают определенное  содержание нравственности, отражая  различные моральные позиции;

      - в них представлена мораль  как таковая.

      Основными категориями этики являются: «добро», «зло», «благо», «справедливость», «долг», «совесть», «ответственность», «достоинство», «честь», «смысл жизни», «счастье».

      Добро – категория этики, объединяющая все, что имеет положительное нравственное значение, служащее ограничению нравственного от безнравственного, противостоящее злу.

      Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям нормам морали и заслуживающем осуждения.

      Благо – все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения цели (существуют природные и духовные блага).

      Справедливость – положение вещей, которое рассматривается как должное, неотъемлемое право человека, соответствие между деянием и воздаянием за добро и зло, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

      Долг  – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающаяся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

      Совесть – это категория этики, характеризующая способность человека осуществить нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с точки зрения соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

      Ответственность – категория этики, характеризующая личность с тояки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу.

      Достоинство – категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

      Честь – категория этики, означающая моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признанием за ним моральных заслуг. 

      Нравственное  сознание представляет собой систему взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующей социальным интересам.

      Нравственное  сознание включает в себя два уровня отражения действительности: эмоциально-чувственный и рациональный.

      Эмоционально-чувственный  уровень нравственного сознания охватывает совокупность нравственных чувств и переживаний. Чувство –  это особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Позитивные чувства – нравственные чувства, направленные на благо человека (справедливость, патриотизм, уважение, достоинство, честь и т.д.). Негативные чувства – безнравственные чувства, направленные против человека (зависть, трусость, эгоизм, корысть, черствость, жестокость и т.д.).

      На  рациональном уровне нравственное сознание выступает в виде понятий, суждений, моральных норм и принципов. Моральные нормы – это наиболее простые формы нравственных требований, предъявляемых к каждому человеку. Позитивные нормы предписывают необходимую линию поведения, побуждают к определенного рода действиям («будь правдив», «будь честен» и т.д.), негативные нормы – запрещающие, ограничивающие выбор поступка («не завидуй», «не оскорбляй» и т.д.). Принципы морали являются более сложной формой нравственного сознания, по сравнению с нормами, представляют собой наиболее обобщенное выражение требований той или иной морали. Основными принципами морали являются «гуманизм», «коллективизм», «справедливость», «законность» и т.д.

      Важно, чтобы подлинный профессионализм опирался в первую очередь на нравственные нормы (долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда). 
 
 
 
 

     Структура нравственного сознания исторически развиваясь и надстраивается новыми понятиями по мере социального и духовного прогресса общества. Вместе с тем она более универсальна и устойчива, чем конкретное содержание нравственных представлений. Если смысл, вкладываемый в моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, совершенно различен у разных классов и претерпевает коренные изменения при переходе от одной социально-экономической формации к другой, то их логическая форма является единой для различных исторических эпох.  

Информация о работе Проффесиональная этика