Проблемы психоличностного общения в основных направлениях современной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:20, контрольная работа

Описание

Общаясь между собой, люди не только передают и получают информацию, так или иначе воспринимают друг друга, но и определенным образом взаимодействуют. Социальное взаимодействие является характерной чертой человеческой жизнедеятельности. Каждый наш день включает множество различных по форме и содержанию типов взаимодействия с другими людьми. Не случайно многие исследователи считают, что проблемы взаимодействия должны занимать центральное место в социально-психологической науке. Самым общим образом социальное взаимодействие можно определить как «процесс, в котором люди действуют и реагируют на действия других» (Смелзер).

Работа состоит из  1 файл

деловое общение.doc

— 77.00 Кб (Скачать документ)

Негосударственное частное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Южный Институт Менеджмента

 

 

Факультет заочного обучения

Кафедра Философии и  истории

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Деловое общение»

на тему: «Проблемы психоличностного общения в основных направлениях современной психологии»

 

 

 

Вариант № 2

Зачетная книжка № 08-Т-002

 

 

 

Выполнила студентка

3 курса группы 08-зМТ

Беляева А.А.

 

 

 

 

Проверила старший преподаватель

Слепцова Е.В.

 

 

 

 

Краснодар 2011

 

Введение

Общаясь между собой, люди не только передают и получают информацию, так или иначе воспринимают друг друга, но и определенным образом взаимодействуют. Социальное взаимодействие является характерной чертой человеческой жизнедеятельности. Каждый наш день включает множество различных по форме и содержанию типов взаимодействия с другими людьми. Не случайно многие исследователи считают, что проблемы взаимодействия должны занимать центральное место в социально-психологической науке. Самым общим образом социальное взаимодействие можно определить как «процесс, в котором люди действуют и реагируют на действия других» (Смелзер).

Социальное взаимодействие может  также рассматриваться как одна из сторон общения, как коммуникационный процесс, направленный на то, чтобы  повлиять на действия и взгляды индивидов, вовлеченных в этот процесс.

Отношение межличностное - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе деятельности совместной и общения. Система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и пр. диспозиций, через кои люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией деятельности совместной и выступают основой формирования климата социально-психологического в коллективе". Так определяется понятие "межличностные отношения" в "Словаре практического психолога"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные направления  психологии

Психоанализ первоначально сложился как метод лечения неврозов, основная его идея – поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательностью. Пути проявления бессознательного – ассоциации, сны, случайные действия в нашей жизни.

Бихевиоризм – направление американской психологии отрицающее сознание, как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения. Поведение – это совокупность реакций организма на стимулы внешнего мира. Основатель направления Дж. Б. Уотсон. S-R (стимул - реакция) – предложил Уотсон. Каждой ситуации – стимулу соответствует определенное поведение и реакция. Они отрицали сознание. Бихевиористы считали, что человек подобен животному и его реакции подобны животному. Торндайк показал, что научение во многих случаях может быть результатом проб и ошибок. Любое поведение определяется своими последствиями.

Гештальт психология (гештальт (нем.) – форма, конфигурация, организация). Это направление возникло в Германии. Основные представители: М. Верткаймер, К. Коффка, В. Келлер. Предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованное целое. Основные два понятия гештальт психологии: фигура и фон. Фигура – замкнутая, выступающая вперед, привлекающая внимание часть, а фон окружает фигуру и кажется непрерывно продолжающимся за ней.

Гуманистическая психология (экзистенциальная психология) – основные понятия: личность, как уникальная ценностная система, которая представляет собой ни ничто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации. Главный представитель: А. Маслоу. Пирамида потребностей человека – самоактуализация (вершина треугольника), самоуважение, принятие и любовь, потребность в безопасности, физиологическая потребность в еде и сне (основание треугольника).

Основные положения гуманистической психологии:

1) человек должен изучаться в его целостности;

2) каждый человек уникален;

3) человек открыт миру, переживания  человеком мира и себя в  мире главная психологическая  реальность;

4) жизнь должна рассматриваться  как единый процесс становления  и бытия человека;

5) человек наделен потенциалами непрерывного развития и самореализации;

6) человек обладает определенной  степенью свободы; 

7) человек активное, творческое  существо.

Когнитивизм — совокупность разнородных концепций, объединенных не всегда явно выраженным убеждением, что все психические явления суть явления познавательные и могут быть описаны в терминах логики познания и процессов переработки информации. Термин К. стал широко применяться с середины ХХ в. сразу в нескольких областях знания — в философии науки, в психологии, в лингвистике, в нейрофизиологии, в этике и т. д. К. противостоит нонкогнитивизму. Нонкогнитивисты считают, что не все психические явления можно отождествить с познавательными.

В отечественной психологии существует множество мнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей. И естественно, в первую очередь необходимо упомянуть о В.Н.Мясищеве, который считал, что самое главное, что определяет личность - "...ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями..." Анализируя "месторасположение" межличностных отношений в социально-психологической литературе, Г.М.Андреева отмечает, что их рассматривают прежде всего относительно системы общественных отношений: в одном ряду, в основании или на самом верхнем уровне общественных отношений (Кузьмин, 1967); как отражение в сознании общественных отношений (Платонов, 1974). Сама же она утверждает, что: "...природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений. возникающих внутри каждого вида общественных отношений, не вне их..."

Поскольку взаимодействие в общении и совместной деятельности может осуществляться в условиях разной интенсивности связей людей друг с другом, то некоторые структурно-уровневые особенности взаимодействия раскрываются в классификации уровней взаимосвязанности и взаимозависимости участников общения и совместной деятельности, предложенной Н.Н.Обозовым. В этой классификации выделено шесть уровней взаимосвязанности и взаимозависимости партнеров по общению и совместной деятельности: изолированность, предполагаемая взаимосвязанность, взаимосвязанность «молчаливого присутствия», взаимосвязанность по типу «влияние и взаимовлияние», активная или действенная взаимосвязанность людей через средства совместных действий, коллективистская взаимосвязанность.

Л.И.Уманский выделил три вида совместной деятельности: совместно-индивидуальную, совместно-последовательную и совместно-взаимодействующую. При совместно-индивидуальной деятельности каждый член группы делает свою часть работы независимо друг от друга. Если же совместная деятельность предполагает последовательное выполнение частных действий и процедур разными членами группы (как на поточном, конвейерном производстве), то мы имеем совместно-последовательную деятельность. Если же общая задача выполняется при непосредственном (и одновременном) взаимодействии каждого члена группы со всеми другими ее членами, то следует говорить о совместно-взаимодействующей деятельности.

Гораздо больший интерес представляет прогностическая  модель совместимости американских психологов Р.Акоффа и Ф.Эмери, приведенную С.В.Ковалевым, выделяющих 4 основных типа людей в зависимости от их характера. В этом случае межличностные отношения (10 разновидностей) рассматриваются в зависимости от принадлежности "субъектов" к определенному типу.

Для практического  психолога огромное значение имеет  психодиагностика межличностных отношений. В настоящее время в психологии существует довольно большое количество конкретных методик, позволяющих их исследовать. В.Б.Быстрицкас и Г.Т.Хоментаускас отмечают следующие основания для систематизации этих методик:

- на  основании объекта (диагностика  отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отношений и т.д.);

- на  основании задач, решаемых исследователем (выявления групповой сплоченности, совместимости и т.д.);

- на  основании структурных особенностей  используемых методик (опросники,  проективные методики, социометрия  и т.д.);

- на  основании исходной точки отсчета  диагностики межличностных отношений  (методики субъективных предпочтений  и др.).

При этом они отмечают: "...Оценка межличностных отношений в разных подходах опирается на различные психические детерминанты личности... Таким образом, исследователь всегда ставится перед проблемой выбора "глубины" методики, что требует от него точного осознания того, на механизмах какой психологической реальности построена методика...". Опираясь на данный критерий, авторы приводят краткий обзор следующих групп методик:

- диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Традиционная методика этой группы - социометрический тест Дж.Морено а также ряд его модификаций - например, аутосоциометрические методики. Отмечая методологические недостатки данной группы, авторы отмечают следующее: "...сознательная оценка вследствие социальных установок, отношения к самому процессу исследования или в следствии влияния процесса психической защиты... может кардинально измениться..." . И далее: "...становится, вообще, неясным, какие именно психологические реалии выявляют, скажем, социометрические техники в каждом индивидуальном случае..." ;

- методики косвенной оценки межличностных отношений. Авторы отмечают, что это - самая молодая и малоразработанная категория методических приемов исследования межличностных отношений. В ее основе лежат закономерности влияния эмоционального состояния на невербальное поведение (в основном - проксемическая оценка, т.е. выбор субъектом положения в пространстве относительно другого лица) и паралингвистические параметры. Среди недостатков - неразработанность и узость даваемой информации;

- методики наблюдения и экспертной оценки интерпретации. Акцент здесь дается на объективное и обширное описание интеракции, которое впоследствии интерпретируется, исходя из определенных теоретических воззрений. Исследователь здесь имеет дело с многозначным психологическим материалом; его интерпретация более интегративна. более зависима от психологической теории, на которой стоит исследователь;

- диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения. Созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, авторитарность, совместимость, тревожность, личностные ценности и т.д. Авторы выделяют две наиболее удачные методики этой группы - "Калифорнийский психологический опросник личности"(СР╡) и методику Т.Лири. К сожалению, "...остается неясным, как соотносить разные уровни между собой...", - это авторское замечание касается последней методики. Т.о., детальный анализ не может дать синтезированного целостного образа картины межличностных отношений;

- методики исследования субъективного отражения межличностных отношений. Большинство этих методик - проективные. Они позволяют получить информацию о субъективном отражении индивидом межличностных отношений, себя в них, о его ожиданиях и психологическом смысле определенного способа реагирования субъекта. Эти моменты определяются некоторой совокупностью причин: историей отношений в целом, ситуацией, потребностями субъекта, личностными чертами общающихся. Подобные методики, несмотря на то, что они могут дать обширную и глубокую информацию о человеке, отличаются "большим удельным весом" субъективизма в интерпретации данных.

Г.А.Ковалев, рассматривая проблему воздействия и взаимодействия в широком методологическом контексте, выявил парадигмальное содержание категорий воздействия и взаимодействия и в результате глубокого методологического анализа выделил три парадигмы психологической науки, воплощающие сущность и потенциалы трех стратегий психологического воздействия.

В первой - «объектной» (или «реактивной») - парадигме человек и его психика в целом рассматриваются как пассивный объект воздействия внешних условий и как продукт этих условий.

Вторая - «субъектная» (или «акциональная») - парадигма исходит из представления об активности человека и индивидуальной избирательности психического отражения внешних воздействий, где субъект сам оказывает преобразующее воздействие на поступающую к нему извне психологическую информацию.

Третья - «субъект-субъектная» (интерсубъектная) или диалогическая - парадигма рассматривает психику как открытую систему, находящуюся в постоянном взаимодействии с миром и людьми, причем она обладает внутренним и внешним контурами регулирования. Такое понимание психики позволяет рассматривать ее как многомерное и «интерсубъектное» по своей природе образование.

Весьма важно, что «объектная»  и «субъектная» парадигмы воплощают  в себе идеологию монологического  мировоззрения - научного и житейского, а интерсубъектная парадигма представляет собой парадигму диалогического миропонимания и мироотношения.

Нам представляется, что в соответствии с представлениями об «объектной»  и «субъектной» парадигмах в психологической  науке можно говорить об «объектном» и «субъектном» воздействии, но нельзя говорить об «интерсубъектном» воздействии, поскольку интерсубъектные феномены всегда являются феноменами взаимодействия, а не воздействия (точно так же в рамках психологической науки некорректно говорить об «объектном» и «субъектном» взаимодействии). Таким образом, психология воздействия зиждится на монологической установке миропонимания, а психология взаимодействия предполагает диалогическое миропонимание, диалогическое мироотношение.

Экзистенциальная парадоксальность события людей в диалоге заключается в том, что вследствие интенциональной обращенности каждого собеседника к другому человеку в каждом слове одного собеседника, в каждом его высказывании, в каждой интонации - вообще в его голосе! - реально, существенно и неотменимо присутствует этот другой человек. И если с точки зрения здравого смысла и обыденного сознания, а также с точки зрения линейно-передаточной и интерактивно-циклической моделей общения и воздействия любое слово, любое высказывание, любое движение безраздельно и полностью принадлежат говорящему и действующему человеку (воздействующему субъекту), то с диалогической, бахтинской точки зрения все слова, высказывания и движения в большой мере определяются присутствием и влиянием собеседника, а потому в значительной степени сопринадлежат этому собеседнику. Таким образом, голос каждого собеседника заключает в себе два голоса - свой собственный и голос партнера, собеседника. Неслиянно-нераздельное соприсутствие двух голосов - моего голоса и голоса партнера, голоса «Я» и голоса «Ты» - в одном голосе, в голосе каждого из собеседников и выражает сущность идеи и понятия «двуголосия» М.М.Бахтина. Очевидно, что понятие «двуголосия» предельно глубоко и обобщенно выражает единство сущности и существования механизма взаимодействия в человеческом общении и его антиномически-парадоксальную природу.

Информация о работе Проблемы психоличностного общения в основных направлениях современной психологии