Предпринимательская этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 06:20, доклад

Описание

Сегодня, когда ушла административно-командная система, вместе с ней уходит и этика отношений, в том числе и деловых отношений. Этика в сфере предпринимательства – это отражение этических норм в обществе. Закончилась советская идеология, а что же осталось? Как вести себя российскому предпринимателю? Как управлять делами в новой системе экономических отношений? Скорее всего со временем нынешняя ситуация изменится и наряду с "рыночным" инструментом управления больший вес будет приобретать и "этический", их соотношение сбалансируется, как во всех цивилизованных странах. А какая ситуация сегодня, рассматривалось в первом разделе данной работы.

Работа состоит из  1 файл

предпринимательский этикет.doc

— 46.50 Кб (Скачать документ)

Этика — это учение и практика поведения индивидуумов (граждан) в  соответствии с идеями о должном, о добре и зле, в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Это учение о предназначении человека, о смысле его жизни, система моральных  и нравственных норм, включая общеобязательные правила поведения людей.

Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в обществе, а также на профессиональной этике. Ее можно определить как систему  норм поведения и моральных ценностей, специфических знаний и навыков, вырабатываемых, накапливаемых и воспроизводимых в процессе предпринимательской деятельности. Это модель идеального поведения предпринимателя, общепринятые правила, устанавливающие границу между тем, что оценивается представителями делового мира как норма и тем, что считается аномалией.

В литературе обобщены этические нормы  цивилизованных предпринимателей:

§ предприниматель убежден в  полезности своей деятельности не только для себя, а для других, для  общества;

§ исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся  реализовать себя вместе с предпринимателем;

§ верит в свой бизнес, расценивает  его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к  искусству;

§ признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

§ уважает себя как личность, а  любую личность — как себя;

§ уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы;

§ доверяет не только себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;

§ ценит образование, науку и  технику, культуру, соблюдает экологические  нормы;

§ стремится к внедрению нововведений;

§ не перекладывает ответственность  за принятие нужного решения на подчиненных;

§ терпим к недостаткам других людей;

§ согласовывает цели с личными  целями сотрудников;

§ никого не унижает;

§ имеет бесконечное терпение.

Предприниматель должен создавать  свой имидж, который гарантирует  не только успех, но и удовлетворение от своей деятельности. Он должен ясно осознать, что такие черты поведения, как вежливость, тактичность, деликатность абсолютно необходимы.

Для формирования достойного имиджа нужно соблюдать:

§ правила представления и знакомства;

§ правила проведения деловых контактов;

§ правила поведения на переговорах;

§ требования к внешнему облику, манерам, одежде;

§ культуру речи;

§ культуру служебных документов и  другие элементы предпринимательского этикета, который является составной  частью предпринимательской этики.

Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует не только при осуществлении своего бизнеса, но в любой жизненной ситуации.

 

 

Сегодня, когда ушла административно-командная  система, вместе с ней уходит и  этика отношений, в том числе  и деловых отношений. Этика в  сфере предпринимательства –  это отражение этических норм в обществе. Закончилась советская идеология, а что же осталось? Как вести себя российскому предпринимателю? Как управлять делами в новой системе экономических отношений? Скорее всего со временем нынешняя ситуация изменится и наряду с "рыночным" инструментом управления больший вес будет приобретать и "этический", их соотношение сбалансируется, как во всех цивилизованных странах. А какая ситуация сегодня, рассматривалось в первом разделе данной работы.

 

Итак, этика  и современное управление.

 

Люди, полагающие, что организации должны максимизировать прибыль, подчиняясь закону, скорее всего придадут высокую ценность максимизации прибыли, эффективности и жесткому следованию закону и низкую ценность - альтруизму. Такие люди считают, что организация ведет себя правильно и является социально ответственной, пока ее действия отвечают данной системе ценностей. Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление об этике. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение.

 

Однако  этика бизнеса затрагивает не только проблему социально ответственного поведения. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения  управляющих и управляемых.

 

Более того, в фокусе ее внимания - и цели, и  средства, используемые для их достижения теми и другими. Hапример, почти все американцы скорее всего считают, что неэтично давать взятку иностранному чиновнику ради получения контракта. В этом случае неэтичны средства. Еще одна иллюстрация : многие люди считают неэтичным ведение компаниями дел с Ю А Р или с Югославией вследствие политики, проводимой там. Мнение этих людей является результатом действий правительств ЮАР или субъектов бывшей федерации в Югославии, которые нарушают ценностные представления людей об отношении к индивидам в обществе.

 

Действия  руководителей или рядовых работников, нарушающие закон, также следует  расценивать как неэтичные. Однако действия, не нарушающие закона, могут  рассматриваться, а могут и не рассматриваться неэтичными в зависимости  от личной системы ценностей. Приведу пример:

 

Вы преприниматель, выпускаете шампунь, который препятствует образованию перхоти и эффективен уже при разовом применении. Специалист из вашего отдела маркетинга подсказывает, что сбыт пойдет быстрее, если в инструкции на этикетке указать, что шампунь рекомендуется применять дважды. Как вы поступите? Предположим, вы последовали совету специалиста. Конечно же, это не нарушение закона. Hо огромное количество людей наверняка посчитают ваш шаг неэтичным, осудят.

 

А является ли он неэтичным? Ведь такое же огромное количество людей сказали бы: "А что здесь плохого?" Таким образом, поступок ( этичен он или неэтичен ) оценивается в зависимости от личной системы ценностей.

 

Другой пример сомнительной этики  представлен действиями корпорации "Менвилл", которая десятилетиями блокировала данные, свидетельствовавшие о том, что вдыхание асбестовой пыли убивает рабочих фирмы. Суд штата Hью-Джерси в конечном счете установил, "что корпорация "Менвилл" сознательно приняла деловые решения о неприятии защитных или восстановительных для здоровья мер в полном пренебрежении к правам других людей". Суд потребовал, чтобы компания перевела 80 % своих акций в соответствующий фонд для выплаты из него людям, предъявившим иск. Компанию погубило несоблюдение корпоративной этики. Случай фирмы "Менвилл" выявляет четкую линию, разграничивающую приемлемое и неприемлимое поведение руководства. Руководители должны выдерживать равновесие - блюсти интересы компании, но не преступать границ того, что при взгляде извне представляется недопустимым.

 

Этические проблемы в бизнесе имеют  отношение к конфликту или  по меньшей мере к вероятности  такого конфликта между экономическими показателями организации, измеряемыми  доходами, издержками и прибылью, и  показателями ее социальной ответственности, выраженными через обязательства по отношению к другим людям как внутри организации, так и в обществе.

 

Помимо старших руководителей, часто демонстрирующих неэтичное  корпоративное поведение, любое  лицо в организации может также  действовать неэтично. Это, например, и возможность использовать для себя лично то, что предназначено для фирмы. К неэтичным действиям людей с явными нарушениями закона относятся фальсификация документов, отправляемых службам государственного регулирования, присвоение средств и тому подобное.

 

К причинам расширения неэтичной практики ведения дел руководители предприятий  относят:

 

1. Конкурентную борьбу, которая  оттесняет на обочину этические  соображения;

 

2. Усиливающееся стремление указывать  уровень прибыльности каждые  три месяца, т.е. в квартальных отчетах;

 

3. Hеудачи с обеспечением должного вознаграждения руководителей за этичное поведение;

 

4. Общее снижение значения этики  в обществе, что исподволь извиняет  неэтичное поведение на рабочем  месте;

 

5. Hажим со стороны организации на рядовых работников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями и ценностями управляющих;

 

Основное влияние на принятие неэтичных  решений служащими оказывает  поведение их руководителей. Таким  образом, ведя себя этично, руководитель может заметно влиять на этику поведения своих подчиненных.

 

 

Особенности предпринимательского этикета  разных стран

 

    Великобритания

 

    Деловой мир Великобритании  неоднороден  не только в  социальном плане, но и по  своей цеховой специализации, что в принципе отличает его от деловых кругов других стран. Для английского бизнеса характерна кастовость, которая, с одной стороны, определяет его высокий профессиональный уровень, а с другой – препятствует притоку “свежей крови”.

 

      Финансовый сектор британского бизнеса является идеологом проведения тех или иных нововведений.

 

    Английский  бизнесмен  очень наблюдателен, является хорошим  психологом, и не приемлет, как  фальши, так и сокрытия слабой  профессиональной подготовки. В  связи с этим лучше выдвинуть тезис о том, что у англичан есть чему поучиться, и что вы с радостью попросите своего английского коллегу о практической помощи. Тем более, что делятся они своими знаниями и опытом весьма охотно, часто раскрывают секреты своего ремесла и умело вводят вас в тонкости того или иного рынка.

 

    Испания

 

    Коммерческие  связи  с крупными испанскими фирмами   традиционно строятся по иерархическому  принципу. Это означает необходимость  выхода на ответственных руководителей,  принимающих соответствующие решения. При этом заметное влияние и вес могут иметь не только состоятельные финансисты, промышленники и коммерсанты, но и те, кто обладает политической властью: высокопоставленные чиновники, епископы, управляющие компаниями – одним словом, бюрократия, весьма часто действующая по собственной инициативе, обладающая большой автономией в принятии решений. Одно из самых важных качеств делового партнера – его пунктуальность, умение точно рассчитать свое вермя, своевременно ответить на письмо, позвонить, объяснить причины своего отсутствия и т. д. В противном случае ваша репутация как делового партнера может быть существенным образом поколеблена.

 

    Финляндия

 

    Поддерживать  рабочие  контакты с финнами российским  партнерам обычно проще, чем  с представителями многих других стран, еще и потому, что долгая жизнь бок о бок со славянскими народами, пребывание в составе Российской империи генетически заложили взаимопонимание русского и финского народов, а более чем 40-летний опыт широкого экономического сотрудничества позволил лучше изучить специфику условий работы и жизни. Финны очень тепло относятся к России, терпеливы и легко идут на контакты.

 

    Учитывая  все это,  вы, конечно, можете опоздать на  назначенную вашими финскими  партнерами встречу, не выполнить  данных вами обязательств, не совсем корректно себя повести – вас скорее всего поймут, но все-таки полезно помнить, что с цивилизованным человеком не только намного приятнее общаться, но и гораздо интереснее делать бизнес.

 

    Германия

 

    Широко  известна немецкая аккуратность и пунктуальность. Это качество непременно следует учитывать нашим, не всегда обязательным деловым людям.

 

    Немецкая  аккуратность часто  доходит до педантичности. Следует  заметить, что очень часто ваш  немецкий партнер может поступать просто оскорбительно по нашим стандартам. В Германии является вполне естественным закрывать на ключ телефонный аппарат или ксерокс, но это не следует воспринимать как проявление недоверия или неуважения к вам лично. Немец вполне может не поделиться с вами завтраком, захваченным из дома, пригласив вас в ресторан, он вполне вероятно будет ожидать, что вы заплатите за себя. Это проявление другого воспитания, приверженности другим традициям.

 

    Швеция

 

    Шведы известны во всем мире  своей глубоко  укоренившейся лютеранской деловой этикой, которая наиболее близка к германской, но, пожалуй, не столь суха. К ее характерным чертам относятся прежде всего прилежность, пунктуальность, аккуратность, серьезность, основательность, порядочность и надежность в отношениях.

 

    Шведские  бизнесмены имеют репутацию  очень  больших формалистов,  хотя это далеко не всегда  соответствует действительности, особенно  среди молодого поколения.


Информация о работе Предпринимательская этика