Понятие этикета, история его возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:34, лекция

Описание

Этикет (французское etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)

Работа состоит из  1 файл

Лекции.doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)

     ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ

     Деловой этикет - важная составляющая деловых  отношений, базирующаяся на многовековой мудрости, определяющей представления  о духовных ценностях (справедливости, честности, верности слову и ценностях  материальных - организованности, высоком дизайнерском уровне).

     Можно сказать, что деловой этикет - это  внешнее выражение внутренней моральности  и культуры человека.

     Деловой этикет базируется на следующих принципах:

     1. Здравый смысл: нормы делового  этикета не должны противоречить  здравому смыслу, а здравый смысл подсказывает, что деловой этикет в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели.

     Нормы этикета, нарушающие деловые взаимоотношения, устоявшиеся правила общения, здравым  смыслом поддерживаемы быть не могут.

     2. Свобода: имеется в виду то, что правила и нормы делового  этикета, хотя и существуют  и весьма ревностно исполняются,  тем не менее не должны препятствовать  свободному волеизъявлению каждого  делового партнера, свободе выбора  партнеров по бизнесу, свободе подбора методов и способов исполнения договоренностей между сторонами.

     Свобода предполагает также терпимое отношение  к проявлению национальных особенностей, культурных национальных традиций, лояльность к свободно проявляемой точке  зрения, к различным деловым позициям. Однако такой принцип делового этикета, как свобода, ограничен:

     здравым смыслом;

     климатическими  условиями;

     традициями;

     национальными особенностями;

     политическим  режимом и др.

     3. Этичность: весь комплекс норм, стандартов, требований, рекомендаций, составляющий деловой этикет, самой своей сутью и содержанием просто обязан быть этичным, моральным, т.е. деловой этикет целиком и полностью ориентирован на добро. Но как трактовать эту главную категорию морали, другими слова ми, что считать добром и что считать злом, в сфере бизнеса - вопрос сложный и неоднозначный. Все содержание данной области знаний, а также учебной дисциплины "Деловой этикет" имеет своей главной целью "окружить" бизнес множеством "этических фильтров", оставляющих аморальное поведение и поступки людей за рамками сферы деловых отношений.

     4. Удобство: нормы делового этикета  - не путы, не оковы, не кандалы  на руках и ногах партнеров  по бизнесу, они не должны  сковывать деловых людей, мешая  тем самым деловым отношениям и тормозя развитие экономики.

     Удобным для делового человека должно быть все - от планировки служебного помещения  до размещения оборудования в нем, от деловой одежды до правил проведения презентации и требований, предъявляемых  к деловым переговорам, причем эти удобства должны быть обеспечены в равной степени для всех участников деловых отношений.

     5. Целесообразность: суть этого принципа  в том, что каждое предписание  делового этикета должно служить  определенным целям. Виды деловых  отношений - презентация, деловая беседа, ведение переговоров и т.п. - имеют разнообразные цели, и каждый аспект делового этикета должен им соответствовать.

     6. Экономичность: этика деловых  отношений не должна обходиться  слишком дорого; высокая "стоимость"  моральности в делах сама по себе не этична, поскольку представляет собой вычет либо из прибыли организации, либо из доходов отдельного сотрудника.

     Разумная  стоимость - вот то соображение, которым  следует руководствоваться протокольному  отделу организации.

     7. Консерватизм: этот принцип является само собой разумеющимся, так как корни делового этикета - в этикете государственном, имеющем многовековую историю, в этикете воинском, (столь же почтенного возраста), в светском (общегражданском) этикете, который хотя и не столь давно существует, однако его концепции завоевали прочное место в жизни общества и стали классическими.

     Консерватизм  во внешнем облике делового человека, в его манерах, склонностях, приверженности к тем или иным традициям невольно вызывает ассоциации чего-то незыблемого, прочного, надежного; а надежный партнер в делах - предел желаний для каждого делового человека.

     Можно понять многих российских бизнесменов, поспешивших, как только Россия вошла  в мировую систему рыночных отношений, принять внешний облик дореволюционных  финансистов, банкиров, купцов - борода, усы, неспешные движения, старинные речевые обороты и т.п.

     Надежность, фундаментальность, стабильность - весьма привлекательные в деловом мире черты (и не только в деловом!), и  они имеют содержательную связь  с консерватизмом.

     8. Непринужденность: нормы делового  этикета должны быть таковы, чтобы  соблюдение их не превращалось  в нечто навязываемое, отторгаемое  психологически; они естественны,  исполняемы с легкостью и без  напряжения. (Внимание! Не путайте  непринужденность с бесцеремонностью, расхлябанностью, невниманием к окружающим, невоспитанностью!)

     9.Универсализм: это значит, что следует стараться,  чтобы каждая рекомендация или  норма делового этикета была  направлена на многие стороны  деловых взаимоотношений.

     10. Эффективность: суть этого принципа в том, что стандарты деловых отношений должны способствовать сокращению сроков исполнения договоров, заключению большего числа договоров, уменьшению количества конфликтов в коллективе и т.д.

     В конечном счете использование деловой  этики является экономически выгодным. 
 

     ПОВСЕДНЕВНЫЕ  ПРАВИЛА ЭТИКЕТА

     Правила поведения на улице

     Находясь  на улице, помните, что крик, громкий  разговор или громкая музыка часто  раздражают людей.

     Не  ешьте на улице, т.к. на жующего человека не всегда приятно смотреть.

     Особого рассмотрения требует проблема жевательной  резинки. В театре, кино и других общественных заведениях ее не жуют. Вынимают изо рта перед тем, как вступить в разговор, поцеловать руку даме. Использованную резинку незаметно выплевывают  в обертку или бумажную салфетку и выбрасывают в мусорную емкость.

     Если  вы встретили на улице друга и  вам очень хочется поговорить, не делайте это на середине дороги, отойдите в сторону, чтобы не мешать проходящим.

     Если  вы торопитесь и хотите обогнать тех, кто идет в ту же сторону, что и вы, обойдите их слева, встречных же людей вы обойдете справа. Обязательно принесите свои извинения тому, кого вы случайно задели или потревожили, обгоняя других людей.

     Невежливо делать на улице кому-нибудь громкие  замечания.

     При необходимости надо уступить дорогу встречному человеку. Этикетные нормы требуют, чтобы младший уступил дорогу старшему, мужчина - женщине, в равных условиях дорогу уступит тот, чья степень культуры выше.

     Мужчина идет обычно по левую руку своей  спутницы, поддерживая ее под руку, готовый в любую минуту оградить ее от опасности. Но иногда мужчина вынужден идти по правую руку женщины. Так ходят военные, т.к. им необходима правая рука для приветствия. Если справа от женщины опасная часть дороги: движение автомашин или сосульки на крышах домов и т.п. Наконец, если мужчина несет тяжелую сумку, ему ее легче нести в правой руке, и чтобы не отделять себя от женщины тяжелой или громоздкой сумкой, он пойдет справа от спутницы. Кроме того, всегда тяжелые, громоздкие вещи мы носим в правой руке, поэтому по улице идем с правой стороны тротуара, чтобы не мешать другим пешеходам.

     Мужчина, находясь в обществе дамы, никогда  не заглядывается на других женщин, не курит, идя с женщиной на улице. И вообще в ее присутствии курит только, когда она на это согласна.

       Конечно, мужчина поможет своей  спутнице нести тяжелую ношу, но дамскую сумочку, ее плащ  и зонтик пусть несет сама  женщина, иначе ее спутник будет  выглядеть несколько смешно.

     Если  на улице встретились мужчина  и женщина, то женщина может его остановить для короткой беседы, мужчина же остановит женщину для разговора только в том случае, если он ее хороший знакомый.

     Не  стоит останавливать на улице  своего знакомого, если он идет не один, т.к. ваш знакомый должен представить вам своего спутника, но будет ли рад этот человек знакомству с вами?

     При встрече двух женщин, одна из которых  идет в сопровождении мужчины, первой здоровается та, которая идет в  сопровождении, с той, которая идет в одиночестве, или с другой женщиной.

     Если  мужчина идет в обществе женщины  и встречает своего знакомого, он не должен оставлять свою спутницу одну и без внимания только для  того, чтобы поговорить с приятелем. Его спутница не должна стоять одна.

     При встрече на улице двух пар сначала  приветствуют друг друга женщины, затем здороваются с ними мужчины, а затем мужчины приветствуют друг друга.  

     Правила поведения в театре

     Мужчины надевают темный костюм, а женщины - выходное платье. Зимой женщины обычно переобуваются.

     Необходимо  избегать при посещении театра  использование духов  или одеколона в щедром количестве, т.к. в помещении, где много народа, у последних может вызвать головные боли, общее недомогание.

     В театр приходят заранее, чтобы привести себя в порядок, зимой сдать одежду в гардероб, спокойно, без спешки найти свои места.

     Подойдя к дверям театра, мужчина держит билеты таким образом, чтобы их видел  контролер, спутница при этом проходит вперед

     К своему месту проходят лицом к  сидящим. Мужчина помогает сесть  своей спутнице, опуская сидение  кресла, и только тогда садится сам.

     Во  время антракта не разглядывают прогуливающихся. Если мужчина пришел в театр со спутницей, он не оставляет ее на долгое время одну. Не делает этого и  женщина 

     Правила поведения в ресторане

     в ходя в ресторан мужчина должен опередить спутницу и открыть перед ней дверь. Внутри же помещения мужчина показывает дорогу к столику, за ним следует девушка.

     обычно  перед входом в зал посетители осматривают себя в зеркале. Перед  зеркалом можно только поправить  прическу или одежду (это касается и мужчин, и женщин). Серьезные дефекты одежды и прически устраняются в туалете.  

     мужчина показывает места и  помогает спутнице  занять самое удобное. Наиболее удобными местами обычно считаются: у стены - лицом к залу, в середине зала - лицом ко входу.  Конечно же, сам мужчина садится только после того, как села дама. 

     сев за стол, мужчина подает женщине  меню. не надо читать в ресторане  ничего, кроме меню.  

     официанта не вызывают к столику постукиванием  по стакану - это дурной тон.

     карту вин и напитков подают мужчине, который рекомендует что-либо спутнице

     во  многих ресторанах действует следующее  правило: открыв заказанную бутылку  с вином и наполнив бокал, официант ждет, пока посетитель не попробует  вина и кивком головы не даст понять, что он удовлетворен качеством. В противном случае официант обязан заменить бутылку.

     разговор  за столом ведется негромкими голосами, не нарушающими атмосферу, царящую  в зале. Невежливо говорить шепотом, прикрывая рот рукой, а так  же вмешиваться в чужой разговор. 

     Правила поведения в гостях

     Не  стоит приходить в дом без  предупреждения, сначала позвоните  по телефону и попросите разрешения зайти.

     Придя в дом, изложите причину внезапного прихода и распрощайтесь с  хозяевами. Не стоит оставаться ужинать, ведь хозяева не ждали вас.

     Если  в доме нет телефона и нельзя предупредить его хозяев о своем визите, идите  в этот дом в самом необходимом  случае, принося с собой извинения  за такой визит.

     Если  к вам пришел неожиданный гость, этикет требует от хозяина дома, чтобы он предложил гостю чашку чая или кофе.

     Если  гость приехал издалека, его надо, прежде всего, накормить.

     Придя неожиданно, позвоните в дверной  звонок два раза и не более, даже если знаете, что хозяева должны быть дома. Не открывают - значит не хотят  никого видеть, и это их право.

Информация о работе Понятие этикета, история его возникновения