Паралингвистические особенности невербальной коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:11, реферат

Описание

Эффективность делового взаимодействия определяются не только тем, как понятны слова собеседника, но и умением правильно интерпретировать визуальную информацию, т.е. мимику партнера, или жесты. Именно «прочтение» невербального, экспрессивного репертуара собеседника способствует достижению взаимодействия.

Работа состоит из  1 файл

Невербальные средства в деловой коммуникации.docx

— 24.99 Кб (Скачать документ)

  Невербальные  средства в деловой коммуникации.

   Эффективность делового взаимодействия определяются не только тем, как понятны слова собеседника, но и умением правильно интерпретировать визуальную информацию, т.е. мимику партнера, или жесты. Именно «прочтение» невербального, экспрессивного репертуара собеседника способствует достижению взаимодействия.

           Средства невербальной коммуникации.

К средствам  невербальной коммуникации относятся, прежде всего, следующие:

1. Телесный контакт.  Выражается в разнообразных формах-толчках,  похлопываниях, поглаживаниях.

2. Дистанцией  между общающимися. Расстояние  между деловыми партнёрами говорит  об отношении друг к другу,  о степени заинтересованности  в разговоре.

3. Ориентация, т.е.  положение сидящих или стоящих  партнеров по отношению друг  к другу. Ориентация может меняться  в зависимости от степени сотрудничества  или соперничества.

4. Внешний вид.  Основная цель - сообщить о себе. Через имидж деловой парнёр  информирует окружающих о своём  социальном положении, виде деятельности, самооценки.

5. Поза тела. Поза обычно указывает на межличностные  отношения. Поза может меняться  в зависимости от эмоционального  состояния человека.

6. Кивок головой  – используется для одобрения  или подтверждения чего либо, также дает сигнал для вступления  партнера в диалог.

7. Выражение  лица (мимика) – дает возможность  демонстрации или скрытия эмоций, помогает воспринять информация  передаваемую с помощью речи.

8. Жесты –  используются вместе с речью,  тем самым подчеркивают ее.

9. Взгляд –  позволяет считывать разнообразные  сигналы. Выражение глаз находиться  в тесной связи с деловой  коммуникацией.

10. Паравербальные  и экстравебальные сигналы. Смысл  высказывания может меняться  от того, какую интонацию, тембр  использовал высказывающийся. Речевые  оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализируют об эмоциях, состоянии  человека и его заинтересованности. 

Язык тела является одной из разновидностей «параллельного»  языка, сопровождаемый с речевыми высказываниями человека.

Тот факт, что  человек способен молчать, но не может  полностью контролировать движения своего тела, предоставляет умеющему «считывать» невербальную информацию деловому парнеру потрясающий по своим возможностям «инструмент», который  позволяет ему адаптировать и  редаптировать свою коммуникациаонную  тактику в соответствии с реакцией (движениями) собеседника, зависят от:

·       его пола, анатомических особенностей и типа;

·       степени интровертированности или  экстравербальности характера;

·       Психологических, физических и духовных потребностей;

·       Степени его подвижности;

·       Места проведения беседы, переговоров, пресс – конференции и т.п.

       Паралингвистические особенности невербальной коммуникации. 

В деловом взаимодействии очень часто используются  «риторические  уловки» т.е. эмоциональные возбудители. Именно они вызывают у парнера  эмоции, переживания. Деловым людям  очень важно вызывать не просто эмоции у собеседника, а именно те с помощью  которых можно добиться определенного  результата. Что бы добиться положительного результата необходимо учитывать психотип аппонента, его ведущий сенсорный  канал.

        Беспроигрышным вариантом в деловом взаимодействии является энергетика речи: ее экспрессия и тональная вариантность. Собеседникам нравится, когда партнер не суетится, а чеканит фразы, не скрывая при этом своих позиций отношения к предмету разговора, всем своим видом подчеркивая уверенность своих высказываний. Именно правильное произнесение слов и манеры поведения способствуют к обращению в вашу сторону парнера и создают доверительную ситуацию.

      Известный артист И. Ильинский в своей книге «Сам о себе» писал: 

«… Интонации  человеческого голоса бывают особенно красочны, разнообразны, глубоки и  проникновенны, когда они произносятся естественным, а не форсирующим голосом, и когда они произносятся  так, то они особенно глубоко проникают  в душу слушателя,  неся нужную мысль». 

Под интонацией понимаются все явления, звуковые средства звука, которые связаны с голосом  и не требуют концентрации нашего внимания на содержании сказанного.

Речь базируется на задействование механизма ассоциаций. Они представляют собой способность  интеллекта восстанавливать прошлую  информацию по отношению к той, которая  в данный момент принимается человеком. Эффект достигается благодаря тому, что говорящий создает поле для  делового взаимодействия, благодаря  которому собеседник соучаствует и  проще понимает партнера.

Различают следующие  характеристики человеческого голоса:

·       Скорость речи.

Быстрый темп речи свидетельствует об импульсивности собеседника, его уверенности в себе; спокойная, неторопливая манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность;колебания в скорости речи обнаруживают на недостаток уравновешенности, неуверенность.  

·       Громкость.

 Большая громкость  присуща, как правило, истинной  силе побуждений, либо качливости  и самодовольству;

Малая громкость  указывает на сдержанность, скромность, нехватку жизненной силы, слабость человека;

Сильные изменения  в громкости свидетельствуют  о волнении говорящего.

·       Артикуляция.

Ясное и правильное произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину;

Потребность в  ясности – недостаток живости;

Расплывчатое  произношение свидетельствует об уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.

·       Высота голоса.

Фальцет присущ человеку, у которого мышление и  речь больше исходят из интеллекта;

Грудной голос  – мышление и речь сопровождаются повышенной эмоциональностью;

Высокий пронзительный  голос – признак страха и волнения;

Низкий тон  голоса – расслабленность, покой  и достоинство. 

* Режим или  течение речи.  

Ритмическое говорение  – богатство чувств, уравновешенность, как правило, хорошее основное настроение. 

Строго цикличное, правильное говорение – сильное  осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплина. 
 
 

К паралингвистическим  компонентам невербальной коммуникации, определяющим качество голоса, его  диапазон, тональность, относят: громкость, темп, ритм и высоту звука. Экстралингвистические  компоненты представляют собой атипические  индивидуальные особенности произношения — речевые паузы, смех, покашливание, вздохи, плач, заикание и т. п. 

Громкость голоса, особенно динамика изменений этого  параметра во времени, — важное акустическое средство кодирования невербальной информации. Так, для печали характерна низкая громкость голоса, а для  гнева — увеличенная. Большая  громкость голоса сочетается с выраженной побудительной силой высказывания и часто служит намерению повлиять на собеседника. Говорить громче бывает легче, если одновременно повышать частоту (это и есть разговор «на повышенных тонах»). Если повышение тона превышает  допустимый уровень для конкретного  партнера, то это воспринимается как  покушение на личное достоинство. Малая  громкость голоса в процессе общения  чаще всего ассоциируется у слушателей со сдержанностью, скромностью, нехваткой  жизненной силы. Наиболее эффективной  в практике деловой коммуникации признается тактика постоянного  изменения громкости голоса. Часто  слово, произнесенное тихим голосом  на фоне громкой речи, привлекает к  себе большее внимание, чем слово, усиленное криком. 

Темп речи. Средние  статистические характеристики темпа  речи человека существенно изменяются с возрастом вследствие ослабления активности артикуляционного процесса. Можно говорить о темпе речи как  об индивидуальной личностной особенности, связанной прежде всего с характеристиками темперамента человека. Быстрый темп речи может свидетельствовать об импульсивности, уверенности в себе, а спокойная медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность. Кроме того, существуют значительные различия по показателям речи между представителями разных культур: «нормальная скорость» речи у французов и итальянцев обычно выше, чем у немцев и англичан. 

Ситуативные изменения  присущего человеку индивидуального  темпа речи позволяют судить об изменении  его состояния. Так, люди начинают говорить быстрее, когда они взволнованы, когда говорят о своих трудностях, хотят в чем-то убедить собеседника  или уговорить его. Медленная  речь может свидетельствовать об усталости, угнетенном состоянии или  плохом самочувствии. Одна и та же фраза («Прости, я сам(а) все расскажу»), произнесенная по просьбе исследователей профессиональным актером с разными  эмоциональными оттенками, имела средний  темп произнесения (слогов в секунду) при выражении радости — 5,00; печали — 1,74; гнева — 2,96; страха — 4,45. Аналогичные  результаты получены при анализе  эмоциональной выразительности  вокальной речи. 

Ритм, или течение, речи. Сбивчивая, прерывистая речь, как правило, указывает на волнение, нервно-психическое напряжение. Когда  человек говорит на трудные для  себя темы, он сбивается, часто неправильно  строит фразы. Чем более прерывиста речь, чем больше в ней запинок, назализации (э... э... э...), слов-паразитов («значит», «так сказать» и т.п.), тем  более некомпетентным он кажется  слушающим. Нужно иметь в виду, что сбивчивая речь часто принимается  за попытку обмануть партнера. 

Ритмичное говорение (ровное перетекание слов) ассоциируется  в представлении слушателей с  уравновешенностью, хорошим настроением  собеседника, богатством чувств. 

Высота голоса и ее изменение во времени —  носитель информации о возрастных, половых, индивидуально-личностных особенностях человека. У женщин и детей голосовые  связки короче и тоньше, чем у  мужчин, поэтому высота голоса у  них выше примерно на октаву. Этой же закономерностью определяются индивидуальные различия в высоте голоса разных людей: высокие и полные люди имеют, как  правило, более крупную гортань  и более низкие голоса, чем низкорослые  и худые. 

Эмоциональное содержание сообщения может несколько  изменять звуковысотные характеристики. Так, гнев сопровождается увеличением  звонкости, «металличности», а страх  делает голос «глухим», «тусклым», «сдавленным». 

Паузы во время  разговора делают для того, чтобы: предоставить партнеру возможность  высказаться; выиграть время на размышления; придать силу словам, следующим за паузой; переждать отвлечение партнера; отреагировать на невербальные сигналы, свидетельствующие о желании  партнера что-то сказать. 

Если человек  не обращает внимания на то, что его  прерывают, значит, он больше ориентируется  на себя, а если он с трудом выносит  паузы в разговоре, он больше ориентируется  на межличностное взаимодействие. 

Умение держать  паузу — порой незаменимое  средство ведения разговора. Несколько  секунд молчания могут быть красноречивее  слов, они помогают собраться с  мыслями, дают возможность овладеть собой, привлечь или переключить  внимание. 

Умение слушать  паузу, интерпретировать причины молчания позволяет получить важную дополнительную информацию в процессе общения. 

Смех рассматривается  как универсальное средство для  снятия напряжения в общении. Открытый, естественный смех (смех с широко раскрытым  ртом) демонстрирует радость, удовольствие, одобрение. Полные люди, люди веселые  по натуре смеются всем телом. 

Смех, снимающий  напряжение, разряжающий обстановку, чаще всего отражает естественную реакцию  на что-то веселое, комичное, он не направлен  на демонстрацию своего отношения к  партнеру. Демонстративная реакция  может сопровождаться язвительным, издевательским, злорадным, ироничным, циничным, смущенным смехом. Наконец, бывает смех искусственный, вымученный как выражение определенной игры, направленной на достижение личных целей. 

Вздохи, стоны, покашливания также представляют собой «говорящие»  звуки. Их роль в общении сводится, прежде всего, к выражению определенных состояний (безысходности, нетерпеливости, недовольства и т.п.) и «заражению»  окружающих путем вызывания у  них аналогичных чувств. 

Интонация —  все явления, звуковые средства языка, которые связаны с голосом  и не требуют концентрации внимания на содержании сказанного. Интонация  — особый способ выражения чувств, эмоций, отношения говорящего к собственным  словам и тем людям, с которыми он общается (властная интонация, насмешливая, ироническая, уверенная и т.п.). По образному выражению М.М. Бахтина, в интонации соприкасается говорящий  со слушающим. 

Информация о работе Паралингвистические особенности невербальной коммуникации